Сегодня мы совершаем память Владимирской иконы Божией Матери. Нынешний праздник этой чудотворной иконе был установлен в память о спасении Москвы от нашествия хана Ахмата.
В 1480 году хан Ахмат решил наказать Русь, отказавшуюся платить дань Большой Орде. Он сговорился с польско-литовским королём Казимиром IV о совместном нападении на наше Отечество и уже дошел до устья реки Угры, левого притока Оки, где был остановлен русскими войсками. Если бы ордынская конница перешла реку, то через три-четыре перехода армия Ахмата могла бы подойти к Москве. Однако русские воины перекрыли татарам все броды и переходы через реку. А после нескольких дней перестрелок у переправы началось так называемое «стояние на Угре». В то время, пока войска обеих сторон в напряжении ждали решительной схватки, русский народ перед образом Владимирской иконы Божией Матери возносил молитвы к Спасу Вседержителю и к Пресвятой Богородице, с заступничеством которой связывали спасение Руси от войск Тамерлана в 1395 году.
Когда река уже начала замерзать, и была опасность того, что ордынцы перейдут Угру по льду, князь Иван III приказал отступить к городку Боровск, чтобы занять более удобную позицию для решительного сражения. Ордынцы и сами ждали морозов, которые в тот год выдались ранними и сильными, и похвалялись тем, что, когда лед на реке станет, на Русь будут открыты все дороги.
Однако вдруг, совершенно неожиданно, хан Ахмат начал быстрое отступление к Орде
Однако вдруг, совершенно неожиданно, хан Ахмат начал быстрое отступление к Орде. Светские историки связывают это бегство с новыми тактическими приемами Ивана III: он вовлек в военные действия своего союзника, крымского хана Менгли-Гирея, который, напав на Подолье, отвлек силы польско-литовского короля, и организовал молниеносный поход передового русского отряда на оставшуюся без защиты ханскую столицу. Можно также выдвигать гипотезы о непригодной для морозов одежде татарских воинов и недостатке провианта для коней. Но для современника событий, автора «Повести о стоянии на реке Угре», бегство хана Ахмата было следствием преславного чуда святой Богородицы: «когда наши отступили от берега, татары, одержимые страхом, бросились бежать, думая, что русские нарочно отступают от берега, чтобы завлечь их в западню» [1] . После возвращения Ахмата в Орду там начались нестроения. Вскоре его убил ногайский хан Ибак, в Большой Орде началась междоусобица.
В то же время великий князь Иван благополучно вернулся в Москву, примирившись со своими братьями, с которыми до того враждовал. Стояние на Угре ознаменовало собой окончательное падение татаро-монгольского ига, русское государство окрепло и обрело полный суверенитет.
Стояние на Угре ознаменовало собой окончательное падение татаро-монгольского ига
Кто-то может сказать, что никакого чуда здесь нет. Стечение обстоятельств и удачная военная политика Ивана III. Но если присмотреться к внутриполитической обстановке в государстве, можно предположить, что «Стояние на Угре» могло бы завершиться совсем иначе.
Далеко не все государевы люди ратовали за оборону Отечества. Среди приближенных находилось много таких, кто советовал Ивану III спасаться бегством, отдав московские земли на разграбление татарам. Летописец, не скупясь на выражения, упрекает «богатых и брюхатых» советчиков великого князя в малодушии и собственнических интересах, называет бояр, занимающихся сбором налогов, «христианскими кровопийцами». Ибо, будучи крещеными людьми, они вели себя хуже татар, «женщин возлюбили больше, нежели православную веру и святые церкви… и согласились предать христианство, ибо ослепила их злоба» [2] .
Колебался и сам великий князь, отославший в безопасное место свою жену − византийскую принцессу Софию − вместе с государевой казной. Поэтому патриотически настроенный духовник московского государя, архиепископ Ростовский Вассиан, в своем красноречивом «Послании на Угру» убеждает князя не бояться татарского множества и не помышлять в своем сердце: «У меня жена, и дети, и богатство многое; если и возьмут мою землю, поселюсь где-нибудь в другом месте» [3] , но покаяться в своих грехах и, как Иисус Навин и судьи древнего Израиля, положиться на Бога, стать евангельским добрым пастырем, который душу свою полагает за овцы (ср. Ин.10:11). Ибо Господь просящим у Него посылает в помощь ангелов и святых. А если кто из русских воинов погибнет, то их кровь в борьбе с «безбожными агарянами» будет вменена им в мученичество, они получат прощение грехов и Небесное Царство.
«О, храбрые, мужественные сыновья русские, – взывает автор Повести о стоянии на Угре, – потрудитесь, чтобы спасти свое отечество, русскую землю, от неверных, не пощадите своей жизни, да не узрят ваши очи пленения и разграбления домов ваших, и убиения детей ваших, и поруганья над женами и детьми вашими, как пострадали иные великие и славные земли от турок… И сами погибли, и отечество, и землю, и государство свое погубили, и скитаются теперь по чужим странам… укоряемые и поношаемые, и оплевываемые за то, что лишены мужества» [4] .
Видимо, горячие убеждения со стороны патриотических сил сделали свое дело. Сын и брат великого князя, командовавшие русской армией в зоне военного конфликта, пред лицом превосходящих сил противника не сделали ни шагу назад. А затем к ним подоспел и сам великий князь. Несмотря на то, что полномасштабных военных действий не состоялось, из стояния на Угре русские вышли победителями.
Однако, «чтобы не хвалились неразумные в своем безумии, говоря: “Мы своим оружием избавили русскую землю”», – как оценивал впоследствии события летописец, – Бог Сам спас русский народ. «Не ангел, не человек спас нас, а Сам Господь спас нас заступничеством Пречистой и всех святых» [5] .
Святой архиепископ Вассиан писал, что многократно Спаситель и Его Пречистая Матерь спасали землю Русскую, когда люди обращались к покаянию и молитве. И, напротив, «за отчаяние и маловерие» правителей Бог попускал нашествие таких окаянных разбойников, как хан Батый [6] .
Чудо заступничества Пречистой Девы остается за кадром даже в некоторых летописях. Чудесный исход потенциальной смертельной битвы выглядит как благополучное стечение обстоятельств. Но даже если оставить в стороне сверхъестественное вмешательство Бога, − мы видим, как разнятся две жизненные позиции: одних, которые, беспокоясь о своем личном имуществе, готовы, поджав хвост, пуститься и бега и отдать своих соотечественников на растерзание разбойникам, и других, кто готов идти на смерть ради родной веры, семьи и Отечества, уповая на Бога и Небесное Царство.
Граждане земного града ищут человеческой славы и земного счастья. Граждане града Божия готовы довольствоваться на земле малым ради будущего небесного приобретения
И те, и другие живут в одной стране и порой в одном и том же городе. И те, и другие одинаково пользуются вещами, необходимыми для этой смертной жизни. Но цель пользования у каждого своя и весьма различная [7] . Граждане земного града ищут человеческой славы и земного счастья. Граждане града Божия готовы довольствоваться на земле малым ради будущего небесного приобретения. Граждане земли откладывают в кубышку имущество на черный день. Граждане Неба готовы отдать жизнь за ближних и дальних, оставляя в стороне страх смерти.
Именно они, граждане Неба, являются закваской, которая квасит все тесто (ср. 1Кор. 5:6), градом, стоящим на верху горы (ср. Мф. 5:14). Они призваны быть светом миру, отражая в себе свет Божественной истины.
Поминаемое сегодня чудо – это пример мужества верующих людей. Это – напоминание потомкам о том, что в момент всенародного испытания надо приложить все силы, чтобы защитить отечество. Но, прилагая всю сноровку и профессиональные навыки по обороне, важно не забыть, что спасение человека устрояется от Бога.
Пусть же Господь по молитвам Пречистой Его Матери оградит наше Отечество от супостатов, укрепит в нас веру, дабы, ею ограждаемые, мы имели мужество быть храбрыми не только при всенародных бедствиях, но и в повседневности, когда от нашего участия зависит умножение в мире справедливости, милосердия и любви.
Стояние на реке Угре при князе Иване III
Любой, даже самый далёкий от истории человек, знает, что когда-то давно на протяжении более чем двух веков Русь находилась под гнётом татаро-монгольского ига. Этот период начался в 1243 и закончился в 1480 году. Все также слышали про знаменательную Куликовскую битву в 1380 году, когда войска Московского князя Руси Дмитрия Донского побороли ордынские войска во главе с ханом Мамаем.
Однако окончательно Русь освободилась от ига только век спустя. В 1480 произошло так называемое Стояние на реке Угре или «Угорщина». Согласно википедии, Стояние на реке Угре — это военные действия между ханом Большой Орды Ахматом и великим князем Иваном III. Историки считают, что именно это событие является последним противостоянием, которое окончательно освободило Русь.
С чего началось Стояние?
Золотая Орда была уже не такой влиятельной на Русь, как в прежние времена. Все ханы ига были обособлены друг от друга. Каждый хан правил в своём синдикате. Казна была опустошена, русские войска всё больше сопротивлялись игу, поэтому главный в Большой Орде хан Ахмат готовился совершить набег на Москву.
Ещё одной предпосылкой для решающего сражения стало воцарение в 1462 году Ивана III — сына Василия Тёмного. Он хотел объединить Русь полностью и окончательно избавиться от монголо-тараского ига, что у него в итоге и получилось благодаря ослабленности Орды.
В 1471 года Ахмат собрал все войска, чтобы направиться к Московскому Княжеству. У города Тарусы при попытке переплыть реку Оку войска хана потерпели неудачу, так как русские войска не давали им возможности переплыть. После этого Орда сожгла город Алексин и перебила местное население.
В 1476 году князь Иван прекратил выплату дани Орде, однако историки спорят насчёт точного года прекращения выплаты дани. Есть ещё предположение, что это случилось аж в 1471 году перед сражением в Алексине.
До 1480 года хан Ахмат сражался с Крымским Княжеством. А вот в марте 1480 года уже стало известно, что войска Ахмата готовятся напасть на Москву. Точным знаком того, что князю Ивану следует ждать нападения на Москву, стала разведка ордынским войском на реке Оке.
Причиной, почему только спустя столько лет хан решил только в 1480 году напасть на княжество Московское, послужило то, что Князь Иван находился в ссоре со своими братьями, которые были недовольно его властью. Они грозились уйти в войска к польско-литовскому королю Казимиру, с которым у Руси были натянутые отношения. А также хан хотел пополнить пустую казну, ограбить Москву и добиться выплаты дани, которой не было уже несколько лет.
Фактически весь этот год перед Стоянием на Угре и Русь, и Орда готовились к сражению. Но один бояре советовали Ивану спасаться бегством, а другие — решительно сражаться за княжество. Иван выбрал второй вариант и отправил одного брата в Тарусу, а другого — в Серпухов. А сам в июне отправился в Коломну, чтобы ожидать дальнейших событий.
Стояние на реке Угре
Перед решающим сражением войска хана Ахмата двинулись через Литовское Княжество в сторону Москвы. Большая Орда так и не дождалась военной поддержки от короля Казимира. Ахмат решил вторгнуться через Литовские земли, так как знал, что через охраняемую русскими полками Оку войскам не пробраться. Согласно истории и картам того времени, польско-литовское княжество находилось западнее Руси. Поэтому хан собрался пробраться с западной стороны через реку Угру, находящуюся на территории нынешних Смоленской и Калужской областях.
Князь Иван III узнал об этом намерении и начал готовиться к нападению со стороны Угры, и также отправил брата Андрея и своего сына к Калуге и к Угре. М. Ходарковски предполагает, что у хана Большой Орды не было такой цели, чтобы появиться неожиданно и запугать. Он как раз-таки хотел подавить князя Московского именно тем, что у него огромные войска, а не внезапностью.
Князю Ивану стало известно, что его братья подавили мятежи, и он их простил и отправил к Оке. Сам же князь со своим отрядом 3 октября отправился в город Кременец, а свои полка направил к Угре. Русские войска тянулись вдоль берега на большую длину.
8 октября хан Ахмат пытался пробраться через Угру, но Иван Молодой (сын Ивана III) смог защитить берег реки. Потом ещё несколько дней ордынцы пытались пробраться, но каждая попытка заканчивалась неудачей и обстрелом от русских войск. Хан отступил от реки, а полки Ивана III встали у противоположного берега наготове к появлению противников. Началось так называемое Стояние.
Все преимущества были на стороне Ивана III: подмога братьев, неожиданно поразившая ордынцев эпидемия, крымский хан напал на Подолию в Литовском княжестве, поэтому Казимир никак не смог бы помочь Орде. Хан предложил Ивану, чтобы он или его приближенные пришли к нему. В качестве посла Иван отправил одного человека. Хан предложил, чтобы они выплатили долг за неуплату дани за прошлые несколько лет. Переговоры прошли, хан так и не смог ничего добиться.
Получив отказ в выплате дани, Хан Ахмат решил дождаться холодов, чтобы перебраться по льду через реку. 22 октября Угра начала покрываться льдом. Иван не стал уже выжидать, а решил сменить оборонительную тактику и совершить решающее нападение 28 октября. Диверсионный отряд князя пробрался к тылу хана Ахмата в Боровске. Сам хан узнал, что столицу Орды хотят захватить, но принял решение не преследовать русский отряд, так как не было преимуществ, не было уже достаточно провизии. Ордынцы 11 ноября направил обратно к Орде. Так случилось окончательное поражение татаро-монголов и освобождение Руси от ига.
Известно, что на обратно пути войска Ахмата разграбили 12 литовских городов, чтобы отомстить Казимиру, не оказавшему им военной поддержки.
Итоги
Главным итогом Стояния на Угре является окончательное освобождение Руси от ига. Этой битве 1480 года историки придают значение как завершающей зависимость от орды. Несмотря на то что Русь к тому времени уже меньше зависела от татаро-монголов, все равно приходилось выплачивать дань и формально Русь принадлежала Орде. Но благодаря благоразумности Ивана III этому пришёл конец. Следствием освобождения можно считать централизацию власти. Известно, что вскоре после Стояния хана Ахмата убили, а через некоторое время Орда полностью прекратила своё существование.
Может показаться, что князь Руси долго не решался напасть на врага, но этому есть разумное объяснение. Он понимал, что больше шансов на победу у него, что у врагов было к тому времени больше неудач, поэтому войска были просто в оборонительной позиции. Иван не хотел жертвовать людьми и проливать кровь, что можно считать очень правильным решением. Как положительный итог — минимум смертей.
Русь после освобождения стала считаться более сильной, что на некоторое время отодвинуло войну с Польско-Литовским княжеством.
При Стоянии Иван применил раньше неиспробованные стратегические и тактические приёмы. Например, ордынцы не ожидали отряда от Ивана III в своей столице, что значительно выбило их.
Стояние на Угре
Принято считать, что стояние на Угре положило конец монголо-татарскому игу.
Силы великого князя московского Ивана III встретились с войском хана Большой Орды Ахмата. Противники встали на противоположных берегах реки, но после почти одновременно повернули свои войска вспять. Решающей битвы так и не состоялось, но это было сродни поражению для ордынского хана, которое стоило ему жизни.
В 1472 году хан Ахмат собрал больше войско и двинулся к Великому княжеству Московскому. Однако у Тарусы хан столкнулся с многочисленным русским войском, которое отбило все попытки Ахмата перебраться через Оку. Тогда разъяренный тем, что поход провалился, хан сжег город Алексин и перебил все его население. Считается, что в 1476 году великий князь московский Иван III прекратил платить Орде дань. Однако в летописях не зафиксирована точная дата прекращения выплат, поэтому данный вопрос до сих пор остается предметом спора среди исследователей. Например, существует упоминание в Вологодско-Пермской летописи: якобы в ходе переговоров в 1480 году Ахмат упрекал Ивана III в том, что тот не платит дань девятый год. Отсюда можно сделать вывод, что выплаты прекратились как раз перед сражением под Алексином.
Как бы то ни было, дань Орда не получала и давно. Но Ахмат был занят борьбой с Крымским ханством, поэтому обратил внимание на Великое княжество Московское только в 1480 году. Он вступил в сговор с польско-литовским королем Казимиром IV, который пообещал хану военную поддержку. Кроме того, Ахмат полагал, что в силу сложившихся обстоятельств настало удачный момент для похода. Псковские земли еще с начала 1480 года подвергались нападениям Ливонского ордена. Магистр ордена собрал «такую силу народа против русского, какой никогда не собирал ни один магистр ни до него, ни после». 100-тысячная армия пришла в русские земли, однако все, что смогла сделать — выжечь предместья Пскова. Кроме того, в то время у Ивана III испортились отношения с братьями.
Борис Волоцкий и Андрей Большой восстали против московского князя, недовольные его усилением. Андрей Большой обвинял Ивана в том, что после смерти Дмитровского князя тот забрал все земли себе, ничего не дав братьям. Затем великий князь московский решил наказать Бориса Волоцкого за то, что тот посмел отъехать к своему брату. Андрей отказался его выдать. Братья решили искать поддержки в борьбе с Иваном у Казимира IV, но ничего не вышло. Только угроза нашествия ордынского хана заставила московского князя пойти на уступки, и братья примирились.
Тем временем Ахмат решил воспользоваться сложившейся обстановкой и послал отряд на разведку правого берега Оки, а осенью уже собрал основные силы и выдвинулся к границам княжества. «Того же лета, злоименитый царь Ахмат… поиде на православное христьяньство, на Русь, на святые церкви и на великого князя, похваляся разорити святые церкви и все православие пленити и самого великого князя, яко же при Батый беше». Прознав о походе татарского хана, боярская верхушка раскололась.
Самые зажиточные и властные бояре, которых возглавили Иван Ощера и Григорий Мамон, советовали Ивану III спасаться бегством, остальные же настаивали на необходимости борьбы с Ордой. Народ устал от гнета и требовал от князя решительных действий. Возможно, именно это стало ключевым фактором, подтолкнувшим Ивана III к наступлению. Великий князь московский стал стягивать свои силы к берегам Оки: своего брата Андрея Меньшого он послал в его вотчину, Тарусу, а сына Ивана Молодого — в Серпухов. Сам же Иван III встал с войсками у Коломны и стал ждать дальнейшего развития событий. В тот же день в Москву доставили чудотворную икону Владимирской Божией Матери, так как считалось, что именно она спасла Русь от войск Тамерлана в 1395 году.
А тем временем Ахмат беспрепятственно продвигался по территории Великого княжества Литовского к Воротынску. Там он должен был получить помощь от короля Казимира IV, но так и не дождался подкрепления. Иван III вступил в сговор с крымскими татарами, и они напали на Подолию, тем самым оттянув литовскую армию на себя. Оставшись без поддержки и зная, что на Оке его ждут русские войска, Ахмат решил зайти на русскую территорию через Угру — левый приток Оки. Когда Иван III узнал об этих планах, то тут же направил к Калуге своего сына Ивана и брата Андрея Меньшого. Сам же великий князь 30 сентября направился из Коломны в Москву на совет с митрополитами и боярами. Те были единодушны: «Чтобы стоял крепко за православное христьяньство противу безсерменству». Тогда же Иван III получил и помощь от своих братьев, с которыми враждовал. Он послал Андрея Большого и Бориса Волоцкого с войсками к Оке. Со своим войском Иван III подошел к Кременцу, где остался стоять с небольшим отрядом, а основные силы направил к Угре. Русское войско растянулось по берегу реки на 60 верст.
Хан несколько раз принимал попытку форсировать Угру, но все они были остановлены. Тогда войска Ахмата отступили на две версты от Угры и встали в Лузе. Войска великого князя московского заняли оборонительную позицию на противоположном берегу реки. Началось «стояние на Угре». Несмотря на то, что периодически возникали перестрелки, никто из противников не решался на серьезную атаку. Начались переговоры. Хан Ахмат требовал, чтобы к нему на поклон пришел сам Иван III или его сын, кроме того, он настаивал на выплате дани за прошлые годы. Московский князь же отправил к хану сына боярина Ивана Товаркова с подарками.
Переговоры провалились, так как Иван III отказался выплачивать долг, в свою очередь Ахмат не принял подарки. Вероятно, московский князь пытался этими переговорами выиграть время. Во-первых, он ожидал, пока к нему подоспеют войска братьев. Во-вторых, войско хана было не готов к длительному стоянию, поскольку в качестве провианта они использовали овец, а большое количество лошадей и скота из-за длительного пребывания на одном месте опустошили все запасы корма в округе. Русское же войско снабжалось зерном и мукой из княжеских запасов. В-третьих, воспользовавшись отсутствием хана в Орде, Иван III решил направить туда небольшой, но боеспособный отряд. Князь полагал, раз хан увел с собой почти все войска и не оставил значительных резервов войск дома, то больших сил для операции не потребуется. Отряд возглавил князь Василий Ноздреватый, который должен был на челнах спуститься по Оке, затем по Волге и при поддержке крымского царевича Нур-Девлета совершить опустошительную диверсию во владениях Ахмата.
Наступление холодов и предстоящее замерзание реки вынудили московского князя изменить тактику. 28 октября он решил отвести войска к Кременцу и сосредоточить их у Боровска, где надеялся в благоприятной обстановке дать хану Ахмату решающий бой. Однако Ахмат прознал, что в глубоком тылу против него действует диверсионный отряд, который должен захватить и разграбить столицу Орды. Хан решил не идти за русскими войсками и поспешил домой. 11 ноября он отправился обратно в Орду, по пути разрушая и грабя литовские города в отместку Казимиру IV за неоказанную помощь. Со стороны выглядело довольно странным, что оба войска почти одновременно развернулись и ушли от Угры. На Руси это приписали чудесному заступничеству Божьей Матери, а Угру стали называть «поясом Богородицы».
Великий князь Иван III со всем воинством вернулся в Москву, «и возрадовашася, и возвеселишася все людие радостию велиею зело». Для московского князя такой исход «стояния» был вполне благоприятным. Он не понес значительных потерь и не должен был выплачивать дань и долги за предыдущие годы. «Стояние» положило конец монголо-татарскому игу и сделало Русское государство свободным. Совсем иначе эти события восприняли в Орде. Ахмат, сам инициировавший поход, в итоге вернулся домой ни с чем. Это было равносильно поражению. 6 января 1481 года хан был убит в результате внезапного нападения тюменского хана Ибака. Предполагается, что Ибак вступил в сговор с Иваном III. После смерти Ахмата в Большой Орде началась междоусобная война, которая привела к развалу государства.
Битва на угре 1480 картинки
В 1472 году ордынский хан Ахмат с большим войском двинулся к русским границам. Но у Тарусы захватчики встретили многочисленную русскую рать. Все попытки ордынцев переправиться через Оку были отбиты. Ордынское войско сожгло город Алексин и уничтожило его население, однако поход окончился провалом [1] . В 1476 году великий князь Иван III прекратил уплату дани хану Золотой Орды, а в 1480 году отказался признать зависимость Руси от неё.
Хан Ахмат, занятый борьбой с Крымским Ханством, лишь в 1480 году начал активные действия. Ему удалось договориться с польско-литовским королём Казимиром IV о военной помощи. Западные границы Московского государства (Псковские земли) в начале 1480 года подверглись нападениям Ливонского ордена. Ливонский хронист сообщал, что магистр Бернд фон дер Борх:
«…собрал такую силу народа против русского, какой никогда не собирал ни один магистр ни до него, ни после… Этот магистр был вовлечён в войну с русскими, ополчился против них и собрал 100 тысяч человек войска из заграничных и туземных воинов и крестьян; с этим народом он напал на Россию и выжег предместья Пскова, ничего более не сделав» [2]
В январе 1480 года против Ивана III восстали его братья Борис Волоцкий и Андрей Большой, недовольные усилением власти великого князя. Используя сложившуюся обстановку, Ахмат в июне 1480 года организовал разведку правого берега реки Оки, а осенью выступил с основными силами.
«Того же лета, злоименитый царь Ахмат… поиде на православное христьяньство, на Русь, на святые церкви и на великого князя, похваляся разорити святые церкви и все православие пленити и самого великого князя, яко же при Батый беше.»
Боярская верхушка Московского государства раскололась на две группы: одна («сребролюбцев богатых и брюхатых») во главе с окольничим Иваном Ощерой и Григорием Мамоном советовала Ивану III спасаться бегством; другая отстаивала необходимость бороться с Ордой. Возможно, на поведение Ивана III повлияла позиция москвичей, которые требовали от великого князя решительных действий.
Иван III начал стягивать войска к берегам реки Оки. В том числе, он отправил своего брата Вологодского князя Андрея Меньшого в его вотчину — Тарусу, а сына Ивана Молодого в Серпухов. Сам великий князь прибыл 23 июня к Коломне, где и остановился в ожидании дальнейшего хода событий. В тот же день из Владимира в Москву была привезена чудотворная Владимирская икона Божией Матери, с заступничеством которой связывали спасение Руси от войск Тамерлана в 1395 году.
Войска Ахмата беспрепятственно двигались по литовской территории и в сопровождении литовских проводников [3] через Мценск, Одоев и Любутск к Воротынску. Здесь хан ожидал помощи от Казимира IV, но так её и не дождался. Крымские татары, союзники Ивана III, отвлекли литовские войска, напав на Подолию. Зная, что на Оке его ожидают русские полки, Ахмат решил, пройдя по литовским землям, вторгнуться на русскую территорию через реку Угру. Иван III, получив сведения о таких намерениях, направил своего сына Ивана и брата Андрея Меньшого к Калуге и к берегу Угры.
Противостояние на Угре
30 сентября Иван III вернулся из Коломны в Москву «на совет и думу» с митрополитом и боярами. Великий князь получил единодушный ответ, «чтобы стоял крепко за православное христьяньство противу безсерменству». В те же дни к Ивану III пришли послы от Андрея Большого и Бориса Волоцкого, которые заявили о прекращении мятежа. Великий князь пожаловал братьям прощение и повелел им двигаться со своими полками к Оке. 3 октября Иван III оставил Москву и направился к городу Кременец (сейчас село Кременское Медынского района), где остался с небольшим отрядом, а остальные войска отправил к берегу реки Угры.
Чтобы исключить нападение с тыла, татары разорили район верховья р. Оки на протяжении 100 км, населенный русскими, захватив города: Мценск, Одоев, Перемышль, Старый Воротынск, Новый Воротынск, Старый Залидов, Новый Залидов, Опаков, Мещевск, Серенск, Козельск. Не удалась попытка хана Ахмата форсировать р. Угру в районе Опакова городища, она также была отбита.
Тем временем 8 октября Ахмат попытался форсировать Угру, но его атака была отбита силами Ивана Молодого.
«И приидоша татарове и начаша стреляти москвичь, а москвичи начаша на них стреляти и пищали пущати и многих побиша татар стрелами и пильщалми и отбиша их от брега…».
Указанное историческое событие происходило в районе пятикилометрового участка реки Угры вверх от устья её до впадения в неё р. Росвянки. Несколько дней продолжались попытки ордынцев переправиться, пресекаемые огнем русской артиллерии; попытки не принесли ордынцам желаемого успеха; они отступили на две версты от р. Угры и встали в Лузе. Войска Ивана III заняли оборонительные позиции на противоположном берегу реки. Началось знаменитое «стояние на Угре». Периодически вспыхивали перестрелки, но на серьёзную атаку ни одна из сторон не решалась.
В таком положении начались переговоры. Ахмат потребовал, чтобы к нему с изъявлением покорности явился сам великий князь, или его сын, или по крайней мере его брат, а также чтобы русские выплатили дань, которую задолжали за семь лет. В качестве посольства Иван III отправил боярского сына Товаркова Ивана Фёдоровича сотоварищи с подарками. Требования дани были отклонены, подарки не приняты, переговоры прервались. Вполне возможно, что Иван пошёл на них, стремясь выиграть время, поскольку ситуация медленно менялась в его пользу:
На подходе были силы Андрея Большого и Бориса Волоцкого.
Крымский хан Менгли I Гирей, выполняя своё обещание, напал на Подолию — южные земли Великого княжества Литовского, и Ахмат уже не мог рассчитывать на помощь своего союзника — Литвы.
Татарское войско — преимущественно конница, кроме того татары в качестве провианта использовали в основном овец, стада которых следовали за войском. Большое количество лошадей и скота в течение длительного стояния на одном месте опустошили все запасы корма в окру́ге, и войско начинало испытывать острый недостаток в фураже. Русское войско (преимущественно, пехота) снабжалось мукой и зерном из великокняжеских житниц.
В татарском войске началась и стала набирать силу эпидемия повальной болезни (по описанным в летописях признакам [1], предположительно дизентерии). Русское войско эпидемия не затронула.
«Ничейный» исход противостояния вполне устраивал Ивана, в то время как для Ахмата — инициатора военных действий такой исход был равносилен поражению.
В эти же дни, 15-20 октября Ивану III пришло пламенное послание архиепископа Ростовского Вассиана Рыло, в котором он призывал последовать примеру прежде бывших князей:
«…которые не только обороняли Русскую землю от поганых (то есть не христиан), но и иные страны подчиняли… Только мужайся и крепись, духовный сын мой, как добрый воин Христов по великому слову Господа нашего в Евангелии: „Ты пастырь добрый. Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец“…»
Окончание противостояния
Узнав, что Ахмат, стремясь добиться численного преимущества, максимально мобилизовал Большую Орду, так что на её территории не оставалось значительных резервов войск, Иван выделил небольшой, но очень боеспособный отряд, под командованием звенигородского воеводы, князя Василия Ноздреватого, который должен был на челнах спуститься по Оке, затем по Волге до её низовий и совершить опустошительную диверсию во владениях Ахмата. В этой экспедиции принимал участие и крымский царевич Нур-Девлет со своими нукерами. [4]
28 октября 1480 года Иван III решил отводить войска к Кременцу и далее сосредоточиться к Боровску, чтобы там в благоприятной обстановке дать сражение, если ордынцы форсируют реку. Ахмат, узнав, что в его глубоком тылу действует диверсионный отряд князя Ноздреватого и крымского царевича Нур-Девлета, намеревающийся захватить и разграбить столицу Орды, а также испытывая недостаток продовольствия, не решился преследовать русские войска и в конце октября — первых числах ноября также начал отводить свои войска. 11 ноября Ахмат принял решение отправиться назад в Орду, разграбив на обратном пути принадлежавший Литве Козельск.
Для тех, кто наблюдал со стороны за тем, как обе армии почти одновременно (в течение двух дней) повернули вспять, не доведя дело до сражения, это событие казалось либо странным, мистическим, либо получало упрощённое объяснение: противники испугались друг друга, струсили принять сражение. Современники приписывали это чудесному заступничеству Богородицы, которая спасла русскую землю от разорения. Видимо поэтому Угру стали называть «поясом Богородицы». Иван III с сыном и всем воинством вернулся в Москву, «и возрадовашася, и возвеселишася все людие радостию велиею зело».
Иначе были восприняты результаты «стояния» в Орде. 6 января 1481 года Ахмат был убит в результате внезапного нападения тюменского хана Ибака на степную ставку, в которую Ахмат удалился из Сарая, вероятно, опасаясь покушений. В Большой Орде началась междоусобица.
Итоги
В Стоянии на Угре русское войско применило новые тактические и стратегические приёмы:
согласованные действия с союзником Менгли I Гиреем, отвлекшие от столкновения военные силы Казимира IV;
отправка Иваном III в Большую Орду по Волге войска для разорения беззащитной ханской столицы, что было новой военно-тактической уловкой и застало ордынцев врасплох;
удавшаяся попытка Ивана III избежать военного столкновения, в котором не было ни военной, ни политической необходимости — Орда была сильно ослаблена, её дни как государства были сочтены.
«Стояние» положило конец монголо-татарскому игу. Московское государство стало суверенным не только фактически, но и формально. Дипломатические усилия Ивана III предотвратили вступление в войну Польши и Литвы. Свою лепту в спасение Руси внесли и псковичи, к осени остановившие немецкое наступление.
В 1502 году, когда Иван III из дипломатических соображений льстиво признал себя холопом хана Большой Орды, её ослабленное войско было разгромлено ханом Крыма Менгли I Гиреем, а сама Орда прекратила своё существование.
Память
Во время празднования 500-летия стояния на реке Угре в 1980 году на берегу легендарной реки был открыт памятник в честь знаменательного события российской истории, произошедшего в 1480 году в пределах Калужского края.