Комментарий к повести “левша” лескова
Смысл рассказа Лескова — Левша
Левша – повесть (или сказ) Николая Лескова, созданная в 1881 году. Первый раз вышла с предисловием, где Лесков сказал, что это пересказ легенды. После пришлось это опровергнуть. Сама легенда заключалась в том, что англичане стальную блоху сделали, а тульские мастера ее подковали. Прототипом Левши стал Алексей Сурнин – мастер из Тулы, который одно время учился в Англии, после работал на одном из главных заводов. В дальнейшем Сурнин обучал тульских мастеров.
О чем сказ Левша
После войны 1812 года царь Александр I отправился в путешествие по Европе посмотреть на диковинки. Вместе с ним поехал казак Платов, который критично относился к изобретениям европейских мастеров. В Англии, знакомясь с чудесами науки, царь опечалился, что в России нет таких талантов. Больше всего царя впечатлила механическая блоха, которая умела танцевать. Александр купил ее у англичан за миллион, а Платов украл микроскоп, через который нужно было на эту блоху смотреть.
Вернувшись на родину, царь впал в меланхолию и умер. К власти пришел брат Александра, Николай. Сначала блоха ему была неинтересна, но после задумался, зачем брату нужна была эта блоха. Во дворец вызвали Платова с его микроскопом. Николай не преклонялся перед европейскими учеными, потому велел сделать что-то более удивительное, чем танцующая блоха.
Платов отправился в Тулу. Местные умельцы попросили оставить им блоху на несколько дней. Занялись изобретением три мастера. Был среди них и левша, косой и с родимым пятном. Мастера работали днем и ночью. Вернулся Платов, ему отдали блоху в табакерке. Казак взял левшу с собой и поехал к царю. У царя выяснилось, что блоха больше не танцует. Платов оттаскал левшу за волосы. Но под микроскопом было видно, что блоха английская обута в подковы. Как выяснилось, левша делал для них гвоздики…
Отправил царь мастера в Англию. Там выяснилось, что у него нет никакого образования. Левшу водили по местным заводам, хотели женить на британке, но он затосковал по родине. Его отправили в родную Тулу.
На корабле мастер сдружился с полшкипером. Так как в поездке было скучно, они устроили соревнование, кто кого перепьет. Полшкипер подозревал, что Левша везет из Англии секрет, но мастер так и не сказал ничего. А секрет был.
Англичанина в Петербурге отправили в посольство, а Левшу, ослабевшего от алкоголя и морской болезни, ограбили на улице и побили головой об землю. Без паспорта его не принимали ни в какую больницу. Так он попал в Обухвинскую больницу для нищих.
Тем временем британец стал искать своего друга. Отыскав его, он вызвал левше врача. Мастер попросил его передать царю главный секрет: англичане ружья кирпичом не чистят. Левша умер, а информация до царя так и не дошла: британца и врача гоняли по инстанциям, они столкнулись с равнодушием чиновником. Крымская война закончилась для России неудачно, а ведь мог быть и другой исход.
В конце сказа Лесков размышляет о талантах, как у левши. В конце 19 века они почти исчезли, но память о них живёт вечно.
Смысл рассказа
Лесков поднимает в сказе очень серьезную тему. В России не умеют ценить местные таланты и не дают им шанса пробиться и развиваться. Именно в этом причина утечки мозгов. Очень часто наши таланты умирают в безвестности, как несчастный левша. И такое отношение к талантливым людям в России есть и сегодня.
Тем не менее, такие таланты любят свою родину безответно. Левша получил шанс на лучшую жизнь, но он выбрал свою родину. Да и секрет англичан, который он хотел донести до царя, он раскрыл только перед самой смертью.
Также в рассказе поднимается тема вечного конфликта России и Англии. Он появился не сегодня, и уже в начале 19 века это было серьезное соперничество: то, что Гоголь ранее назвал «англичанка гадит»…
Смысл концовки
В финале мастер умирает и просит передать секрет англичан царю. Секрет оружия до царя так и не дошел, погрязнув в традиционной российской бюрократии. Имя левши тоже потерялось. Осталась только память и легенда о таланте, которому не дали раскрыться и не оценили, а также любовь народа, которая ценнее, чем танцующая блоха.
Н.С. Лесков “Левша”: описание, герои, анализ произведения
Тема патриотизма часто поднималась в произведениях русской литературы конца XIX века. Но только в рассказе «Левша» она связана с мыслью о необходимости бережного отношения к талантам, облагораживающим лицо России в глазах других стран.
История создания
Рассказ «Левша» впервые начал публиковаться в журнале «Русь» №№ 49, 50 и 51 с октября 1881 года под названием «Сказ о тульском Левше и о стальной блохе (Цеховая легенда)». Идеей для создания Лесковым произведения послужила известная в народе прибаутка о том, что англичане блоху сделали, а русские ее «подковали, да назад отослали». По свидетельствам сына писателя, его отец проводил лето 1878 года в Сестрорецке, в гостях у оружейного мастера. Там он в разговоре с полковником Н. Е. Болониным, одним из служащих местного оружейного завода, выяснял происхождение прибаутки.
В предисловии автор написал, что он только пересказывает известную среди оружейников легенду. Этот известный прием, использованный когда-то Гоголем и Пушкиным для придания особой достоверности повествованию, в данном случае сослужил Лескову плохую службу. Критики и читающая публика буквально приняли слова писателя, и впоследствии ему пришлось особо объяснять, что он все-таки является автором, а не пересказчиком произведения.
Описание произведения
Рассказ Лескова жанрово наиболее точно было бы назвать повестью: в нем представлен большой временной пласт повествования, есть развитие сюжета, его завязка и завершение. Рассказом писатель назвал свое произведение видимо для того, чтобы подчеркнуть особую «сказительную» форму повествования, использованную в нем.
(Император с трудом и интересом рассматривает подкованную блоху)
Действие рассказа начинается в 1815 году с поездки императора Александра I с генералом Платовым в Англию. Там русскому царю вручают подарок от местных мастеров – миниатюрной работы стальную блоху, которая умеет «усиками водить» и «ножками перебирать». Подарок предназначен был показать превосходство английских мастеров над русскими. После смерти Александра I подарком заинтересовался его преемник Николай I и потребовал найти мастеров, которые бы были «никого не хуже», Так в Туле Платовым были призваны три мастера, среди них Левша, которые сумели подковать блоху и на каждой подкове имя мастера выставить. Левша же свое имя не оставил, потому что гвоздики выковывал, а «там уже никакой мелкоскоп взять не может».
(А вот ружья при дворе чистили всё по-старинке)
Левша был отправлен в Англию с «подкованной нимфозорией», чтобы там поняли, что «нам это не удивительно». Англичане были поражены ювелирной работой и пригласили мастера остаться, показали ему все, чему научены. Все Левша и сам умел делать. Поразило его только состояние ружейных стволов – их не чистили толченым кирпичем, поэтому точность стрельбы из таких ружей была высокой. Левша стал собираться домой, ему надо было срочно рассказать о ружьях Государю, а то «храни бог войны, они стрелять не годятся». От тоски Левша всю дорогу пил с английским другом «полшкипером», заболел и по приезде в Россию оказался при смерти. Но до последней минуты жизни пытался донести до генералов секрет чистки ружей. А если бы довели слова Левши до Государя, то, как пишет автор: «в Крыму на войне с неприятелем совсем бы другой оборот был».
Главные герои
Среди героев рассказа есть вымышленные и есть реально существовавшие в истории личности, среди которых: два российских императора, Александр I и Николай I, атаман Войска Донского М. И. Платов, князь, агент русской разведки А.И. Чернышев, доктор медицины М. Д. Сольский (в рассказе – Мартын-Сольский), граф К. В. Нессельроде (в рассказе – Кисельвроде).
(Левша “безымянный” мастер за работой)
Главный герой – оружейных дел мастер, левша. Имени у него нет, только мастеровая особенность – работал он левой рукой. У лесковского Левши был прототип – Алексей Михайлович Сурнин, работавший оружейником, бывший на учебе в Англии и передавший после возвращения секреты дела русским мастерам. Не случайно автор не дал герою собственное имя, оставив нарицательное- Левша один из изображенных в разных произведениях тип праведника, с их самоотреченностью и жертвенностью. Личность героя имеет ярко выраженные национальные черты, но типаж выведен общечеловеческим, интернациональным.
Недаром единственный друг героя, о котором рассказано – представитель другой национальности. Это моряк с английского судна Полшкипер, сослуживший своему «камраду» Левше плохую службу. Чтобы рассеять тоску русского друга по родине Полшкипер заключил с ним пари, что перепьет Левшу. Большое количество выпитой водки и стало причиной болезни, а затем и смерти тоскующего героя.
Патриотизм Левши противопоставлен ложной приверженности интересам Отечества других героев рассказа. Император Александр I конфузится перед англичанами, когда Платов указывает ему, что и русские мастера могут делать вещи не хуже. У Николая I чувство патриотизма замешано на личном тщеславии. Да и самый яркий «патриот» в рассказе Платов таковым является только за границей, а приехав на родину, становится жестоким и грубым крепостником. Русским мастерам он не доверяет и боится, как бы они работу английскую не испортили и бриллиант не подменили.
Анализ произведения
(Блоха, подкованная Левшой)
Произведение отличается жанровым и повествовательным своеобразием. Оно напоминает по жанру русский сказ, основанный на легенде. В нем много фантазии и сказочности. К сюжетам русских сказкок есть и прямые отсылки. Так, император прячет подарок сначала в орешек, который кладет затем в золотую табакерку, а последнюю, в свою очередь, прячет в дорожную шкатулку, почти так же, как прячет сказочный Кащей иглу. В русских сказках цари традиционно описаны с иронией, как и в рассказе Лескова представлены оба императора.
Идеей рассказа становится судьба и место в государстве талантливого мастера. Все произведение пронизано мыслью, что талант в России беззащитен и не востребован. В интересах государства поддерживать его, оно же грубо губит талант, как будто это никому не нужный, повсеместно распространенный сорняк.
Другой идейной темой произведения стало противопоставление настоящего патриотизма народного героя тщеславию персонажей из высших слоев общества и самих правителей страны. Левша любит свое отечество самоотверженно и горячо. Представители знати ищут повод гордиться, но не дают себе труда сделать жизнь страны лучше. Это потребительское отношение и приводит к тому, что в конце произведения государство теряет еще один талант, который был брошен в жертву тщеславию сначала генерала, потом императора.
Рассказ «Левша» дал литературе образ еще одного праведника, теперь уже на мученическом пути служения русскому государству. Своеобразие языка произведения, его афористичность, яркость и точность формулировок позволили разобрать рассказ на цитаты, которые разошлись в народе.
Детский час
для детей и родителей
Отзыв о повести Н.Лескова «Левша»
Полное название этой повести – «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе». Главный герой повести – скромный мастер из города Тулы, который вместе с товарищами сумел показать всему миру, что русские умельцы – самые искусные в мире. Начинается повесть с того, что император Александр Павлович совершает заграничную поездку и в каждом государстве ему показывают разные диковинные вещи. А императора всюду сопровождал казак Платов, которому не нравилось, что государь иноземными диковинками восхищается. Платов считал, что в России мастера не хуже иноземных, а даже и лучше.
Случай помог Платову это доказать. Англичане продемонстрировали Александру Павловичу пистолет неизвестного мастера, который очень понравился русскому царю. И тут Платов неожиданно достал отвертку, умело разобрал пистолет и показал царю, что внутри есть надпись о том, что пистолет этот сделан в городе Тула русским мастером.
Но англичан эта история не смутила и на следующий день они показали царю необыкновенную механическую блоху, которая была размером с соринку, но заводилась крохотным ключиком и умела танцевать. Царю диковинка так понравилась, что он купил ее за большие деньги и привез в Россию.
После смерти Александра Павловича на престол взошел его брат, Николай Павлович. Однажды ему в руки попала шкатулка с английской блохой. Сначала царь не понял, зачем обычная блоха в драгоценной шкатулке хранится, но позднее выяснилось, что блоха механическая. Стал царь думать, что бы такое придумать, чтобы англичанам нос утереть. Явился к нему тогда казак Платов, что уже старым был и посоветовал блоху тульским мастерам передать, а они уже что-нибудь придумают.
Царь и поручил Платову ехать в Тулу. В Туле старый казак показал блоху мастерам, и трое из них, один из которых левшой был, взялись английскую работу превзойти. Две недели они, запершись, стучали и колотили в домике Левши. А когда закончили работу, то вынесли блоху к Платову. Тот увидел, что ничего не изменилось, рассердился на мастеров. Те, в свою очередь обиделись и не стали рассказывать, что они с блохой сделали. Сказали, что пусть царь сам посмотрит.
Платов взял с собой шкатулку с блохой и мастера-левшу прихватил и поехал к царю. Вручил ему шкатулку и повинился, что тульские мастера ничего с ней сделать не смогли. Но царь в это не поверил и велел принести сильный микроскоп. И через него тоже ничего нового усмотреть не удалось. Тогда позвали к царю Левшу, а тот сказал, чтобы у блохи каждую ногу внимательно посмотрели. И тут царь рассмотрел, что все ноги у блохи подкованы, и на каждой подковке имя мастера стоит. Царь тогда обрадовался , Левшу расцеловал и спросил, на которой подковке его имя указано? На что Левша скромно ответил, что его имени на подковках нет, потому что он гвоздики ковал, которыми подковки к ногам блохи прибивали. Еще больше удивился царь мастерству тульских умельцев.
А блоху назад к англичанам отправили, чтобы те сами посмотрели, что с ней русские мастера сделать смогли. А вместе с блохой и Левша отправился в далекую страну, чтобы лично англичанам блоху показать и чтобы в Англии знали, какие мастера живут в России.
Таково краткое содержание повести.
Главный смысл повести «Левша» состоит в том, что «знай наших»! Золотые руки у русских мастеров! Русские умельцы ради престижа родного государства способны совершить любые чудеса и даже подковать заграничную механическую блоху.
Повесть Н.Лескова «Левша» учит не бояться трудностей и не пасовать перед, казалось бы, неразрешимыми задачами. Любую, самую немыслимую работу можно успешно сделать, если проявить настойчивость и русскую смекалку.
В повести мне понравился главный герой, тульский мастер Левша. Он оказался очень скромным и не стал ставить свое имя на подковках, потому что «всего лишь» ковал гвоздики для этих подковок. А ведь такая работа еще сложнее, чем сделать сами подковки для крохотной блохи.
Какие пословицы подходят к повести «Левша»?
По работе и мастера знать.
Иногда не нужен ученый, а нужен смышленый.
Каков мастер, такова и работа.
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Исследовательская работа “Необычные слова в сказе Н.С. Лескова “Левша”
Как организовать дистанционное обучение во время карантина?
Помогает проект «Инфоурок»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Кулужбаевская основная общеобразовательная школа»
«Необычные слова в сказе Н.С. Лескова «Левша»
ученица 6 класса
Бикбаева Флюра Сайфулловна,
учитель русского языка
2015/2016 учебный год
Введение___________________________________________________ 2 – 3
Основное содержание работы__________________________________ 4 – 7
Список используемых источников и литературы___________________ 9
Отзыв научного руководителя__________________________________ 13
В этом году мы прочитали рассказ Николая Семёновича Лескова «Левша».
С первых строчек видишь непохожесть его на другие, ранее прочитанные произведения. В нём много необычных слов: некоторые из них непонятны, об их значении догадываешься, а некоторые, хоть и видишь в первый раз, легко объясняются.
На уроке мы составили краткий словарик необычных, новых для нас слов, объяснили их лексическое значение. С этого началась моя работа по более глубокому изучению необычных слов рассказа «Левша» Н.С. Лескова. В этом мне помогли предложенные учителем словарь иностранных слов, учебник по литературе, рассказ «Левша» в разных изданиях, также совет учителя внимательно, осмысленно, неторопливо читать текст.
Цель работы: изучить новые для меня, необычные слова в рассказе Николая Семёновича Лескова «Левша», объяснить, какую роль они играют в произведении.
– выписать необычные слова, объяснить их значение и происхождение;
– сгруппировать необычные слова из сказа Н.С.Лескова;
Мой труд поможет учащимся понять смысл непонятных слов в рассказе Н.С. Лескова «Левша», почувствовать его красоту и своеобразие, привьёт интерес к русскому слову.
Учительница литературы объяснила необычность слов в рассказе «Левша» Н.С. Лескова тем, что это произведение является сказом. Подзаголовок рассказа: «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе». В учебнике даётся следующее определение: «Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Повествование ведётся от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи».
В статье учебника-хрестоматии Литература, 6 класс под редакцией В.Я.Коровиной о Н.С. Лескове В.И. Коровин называет необычные слова речевыми искажениями и говорит об их роли в рассказе: «Погружаясь в народную жизнь, писатель хотел изобразить её так, как она сама себя понимает, и на её языке. Поэтому его герои и рассказчик его произведений выражает свои мысли с теми неправильностями, речевыми искажениями, сугубо народными оборотами речи, которые свойственны простому народу . Лесков подслушивал речь разных слоёв населения России, обращался к фольклору. Из этих и других пластов языка составился знаменитый лесковский сказ. Многие считали его вычурным, неестественным, причудливым, но было бы неправильно думать, будто Лесков не мог писать на чистейшем литературном языке. Сказ нужен писателю для наиболее полного проникновения в существо народной жизни и в характер русского человека. И вот пришло время, и язык Лескова стал восприниматься словесным кружевом, настолько он тонок, искусен и выразителен».
В письме к немецкому педагогу и учёному К.А. Греве Н.С. Лесков так пишет о красоте речи русского крестьянина: «В Орловской и Тульской губерниях крестьяне говорят удивительно образно и метко. Так, например, баба не говорит о муже: «Он меня любит», а говорит: «Он меня жалеет». Вдумайтесь, и вы увидите, как это полно, верно, точно и ясно. Муж о приятной жене не говорит, что она ему «понравилась», а говорит: «Она мне по всем мыслям пришла». Смотрите опять – новая ясность и полнота…»
Работу по изучению искажений начала с того, что выписала все речевые искажения и рядом написала их лексическое значение (некоторые слова объясняются в сносках к тексту). Потом вместе с учителем стала делить на группы.
Первая группа состоит из слов, значение некоторых легко угадать, так как в искажении есть логическое объяснение . Например.
Мелкоскоп (микроскоп), с его помощью рассматриваются, изучаются мелкие предметы. Или буреметр (барометр), барометр предсказывает бурю, вот и назвали буреметром. К таким словам относятся также двухсестная (карета), стирабельная (дощечка), мыльно-пильные заводы (от слова мыло), противная аптека – аптека напротив. Подлекарь – помощник лекаря (под лекарем ходит). Междоусобные разговоры – разговоры между собой.
Есть группа слов-искажений, в которых разница в одной букве :
Полщкипер – подшкипер (помощник шкипера – капитана)
Следующие слова узнаваемы по схожести :
Долбица умножения – таблица умножения
Пузичко (у блохи) – брюшко
Трудное для произношения «чужеземное» слово заменено народом на упрощённый вариант . Например:
вместо апоплексический удар – пуплекция;
вместо Аполон Бельведерский – Аболон полведерский.
Иностранную фамилию министра Нессельроде переделали на Кисельвроде,
Трудное для произношения название порта Дюнамюнде на Динаминде.
Другую группу слов мы с учительницей отнесли к неологизмам.
Ажидация – соединение французского ажитация (волнение, возбуждение) и русского ожидание
Безрассудок – от слов предрассудок и безрассудство
Непромокабль – непромокаемая накидка
Сахар молво – сахар, изготовленный на заводе Я.Н. Молво
Свистовые казаки -вестовые со свистками
Безотдышная работа – работа без отдыха
Обформировали – одели в форму
Публицейские ведомости – от слов публичные и полицейские
Клеветон – от слов клевета и фельетон
Студинг – пудинг (от слов студень и пудинг)
Нимфозория – инфузория (от нимфа и инфузория)
Водопление – от слов вода и потопление
Слова, понятные только в контексте
«Слово царское ради нас в постыждении не будет» – стыдно за нас не будет царю.
«Так и Платов умом виляет » – Платов хитрит
«Долго ещё будут ноги остеклевши и руки трястись» – ноги отёкшие, уставшие
«Что же вы, такие-сякие, сволочи, делаете, да ещё этакою спиралью ошибать смеете!» – спёртым воздухом с ног валите
«Нимфозория, ваше величество, всё в том же пространстве , и я её назад привёз, а тульские мастера ничего удивительного сделать не смогли» – всё в том же виде
«Его бы приодеть надо – он в чём был взят, и теперь очень в злом виде» – неопрятном, оборванном
«У нас, когда человек хочет насчёт девушки обстоятельное намерение обнаружить , посылает разговорную женщину …» – хочет посвататься к девушке, посылает сваху
«Курицу с рысью съел…» – с рисом
«А левша всё время на холодном парате лежал…» – на холодном каменном парадном крыльце
«Пошёл к чёрту, плезирная трубка…» – обращение к врачу, значит вместо клистирная трубка – плезирная трубка
В отдельную группу выделила просторечные слова. Они не придуманы Н.С. Лесковым, они употребляются в разговорном стиле, в речи рассказчика истории о левше.