San-lider.ru

Лесков тема тупейный художник

Анализ рассказа Лескова Тупейный художник сочинение

Герои произведения крепостные и помещики, ужасные события, ломающие судьбу влюбленных, происходят в частном театре графа. Мир искусства, к которому они принадлежат, таким образом, выступает дополнительным контрастом бесчеловечной системе рабства.

Обращает на себя внимание, что Лесков не обращался к популярному тогда реализму, а скорее рассказал притчу о несчастливой судьбе. Главный герой – «тупейный художник» (парикмахер и гример) Аркадий показан сугубо положительным персонажем. Он красив и умен. Подобным образом изображена и его любовь – крепостная актриса Любовь Онисимовна.

В противоположность этого их хозяин граф Каменский характеризуется не только как исключительно злой человек и деспот, и в мелочах контролирующий жизнь своих крепостных, но подчеркивается, что он обладает некрасивой внешностью. Его брат, вообще, выглядит еще хуже. Он производит впечатление гротескного персонажа. В самом деле, даже по нравам того времени, несмотря на мало чем ограниченную власть помещика над крепостными, особенно дворовыми, угрожать убийством для того, чтобы быть хорошо постриженным стал бы далеко не каждый.

Аркадий бежит со своей любимой, чтобы не дать графу сделать ее своей наложницей, но их ловят. Неудача с побегом, как и конец жизни парикмахера, подчеркивают несправедливое устройство жизни.

Будучи отданным хозяином в солдаты и заслужив чин офицера, хочет выкупить Любовь Онисимовну, но убит с целью ограбления. Личные достоинства, в частности храбрость, которую на протяжении рассказа проявляет Аркадий, не могут изменить его судьбы.

Несмотря на то, что «тупейный художник» сначала и не пытался бороться за улучшение своего положения и предпринимает отчаянные шаги только из-за оказанного на него внешнего давления, он все равно остается жертвой системы, в которой у него нет не только прав, но и шансов.

Подобное впечатление подтверждается судьбой Любови Онисимовны, посланной на скотный двор и медленно губящей себя выпивкой. Талант актрисы, как и смелость парикмахера, не помогли им не только вырваться из под власти барина, но даже как-то устроиться в их крепостном состоянии.

Сочинение 2

Основой произведения является повествование о трагической истории романтических отношений двух крепостных, парикмахера Аркадия Ильича и актрисы Любови Онисимовны, представленное в виде рассказа в рассказе от лица маленького мальчика, передающего поведанное ему старой нянькой.

События рассказа переносят читателя во времена крепостного права в усадьбу графа Каменского, в крепостном театре которого играет Любовь Онисимовна, а готовит актеров к спектаклям крепостной цирюльник Аркадий, являющийся по состоянию души истинным художником, создающим из обычных дворовых актеров гениальные образы в виде божественных великолепных натур.

Между молодыми людьми вспыхивает страстное взаимное чувство, однако счастью влюбленных не суждено сбыться, поскольку граф является деспотичным, жестоким помещиком, наслаждающийся унижением собственных крепостных, жаждущим ласк юных невольниц. Парикмахер спасает любимую женщину от судьбы графской невольницы, сбежав вместе с Любовью из усадьбы в надежде тайного венчания. Сбежавших влюбленных настигает погоня, вернувшая их хозяину, который отправляет парикмахера в наказание на воинскую службу, а Люба оказывается невольной любовницей графа.

Аркадий достигает на службе определенных успехов, получив высокий чин и заработав немалые деньги, которые бывший парикмахер надеется потратить на выкуп своей возлюбленной. Однако на пути в графское поместье Аркадия убивает случайный знакомый, служащий городским дворником, решивший завладеть легкими деньгами, а Любовь, узнав новость о гибели суженого, пристращается к спиртному.

Описывая историю простых русских людей, мечтающих об обычном семейном счастье, писатель раскрывает на примере их судеб страдальческую судьбу своего народа, вынужденного терпеть жизненные лишения и тяготы, а порой и терять любимых и близких людей.

Образы героев произведения представляются автором путем эмоционального изображения, достигающего своей вершины в момент гибели главного персонажа, умершего несправедливой, невинной смертью, так и не постигшего истинного наслаждения от встречи с любимой женщиной.

На примере любви Аркадия и Любови писатель демонстрирует образец верности, преданности человека истинным чувствам, готовности на самопожертвование, беспристрастно и открыто изображая социальное неравенство царской России.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Тупейный художник

Популярные сегодня темы

В наше время, чтобы чувствовать себя уверенно и быть в центре внимания, достаточно модно одеваться и иметь при себе один из последних Iphone. Тогда да, ты будешь в центре внимания. Многие школьники в погоне за этой «модой»

Лев Николаевич Толстой – один из известнейших русских классиков. Его творчество затрагивало вопросы общественности, этот писатель старался показать все жизненные проблемы, с которыми сталкивается обычный человек его времени

Это произведение является первым в сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки».

В этом романе Михаил Берлиоз живёт не так уж долго. Собственно, с его странной смерти и начинается роман. Это тот самый, для кого Аннушка масло разлила

Александр Сергеевич Пушкин подарил миру русской и мировой литературы не мало гениальных произведений. Одно из них – роман или повесть «Капитанская дочка». Данное пушкинское творение можно отнести как к жанру романа

“Необычайность судеб и обстоятельств в рассказе Н.С.Лескова “Тупейный художник”.
план-конспект урока (литература, 9 класс) на тему

анализ рассказа Н.С.Лескова “Тупейный художник”

Скачать:

Вложение Размер
конспект урока 20.54 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по литературе в 10 классе.

«Необычайность судеб и обстоятельств в рассказе «Тупейный художник».

Цель: проследить необычайность судеб и обстоятельств в рассказе.

  1. Проанализировать эпоху,
  2. Проанализировать сюжет и композицию.
  3. Дать понятие крепостное право.

Вступительное слово. На сегодняшнем уроке мы проанализируем рассказ Лескова «Тупейный художник» и проследим нравственный смысл рассказа.

Записывают тему урока.

Какое название подобрал Лесков?

Чему посвящен рассказ ?

Что произошло в этот день? Почему этот день назван благословенный?

Рассказ на могиле.

Святой памяти благословенного дня 19 февраля 1861года

В этот день отменили крепостное право в России.

Наверное, это был очень долгожданный день.

Что вы знаете о крепостном праве?

Прочитав рассказ , вы увидели те мерзости крепостного права.

– Почему мы, читатели, верим всему, что написано в произведении?

От чьего лица ведётся повествование?

От лица мальчика, слушавшего рассказ няни., Любови Онисимовны.

Чем притягивает читателя эта героиня?

Почему так трагично сложилась её судьба? Почему она не смогла её изменить?

– найдите описание жизни крепостных актрис.

Почему, во фразе «…но случилось. Что через Орел проезжал государь( не могу сказать , Александр Павлович или Николай Павлович)…не уточняется , какой император проезжал?

Почему актрисы так не любили «камариновые серьги»?

Какая деталь показывает читателю. Что таких , как Люба, беглых, пойманных, сошедших с ума актрис , было много?

Рассказать её судьбу., используя для описания текст рассказа.

Она была крепостной актрисой.

При этих государях, без разницы, творилось всё описываемое в рассказе.

Знак признания таланта и лишение невинности «хозяином».

Скотница Дросида, которая должна была «наблюдать психозы»

Как вы думаете, был ли предел терпению крепостных людей , или они могли терпеть до бесконечности?

Стр. 275. «А она ещё помнила, как старого графа наши люди зарезали, и сам главный камердинер ,- потому что никак уж не могли его адской лютости терпеть.

Какие были придуманы наказания для крепостных?

Отвечают по тектсу.

А как вы думаете, рассказчик- мальчик, ему рассказала обо всём няня,. А рассказ называется «Тупейный художник» Почему?

– кто такой художник?

-Какое определение даёт лесков этому слову?

-Как звали этого мастера? Аркадий.

-Как жилось Аркадию в господском доме?

-Какие же черты характера проявил Аркадий. Когда стриг старшего брата графа Каменского?

Как «пожалел» Аркадия крепостник Каменский?

Как вы думаете , была у Аркадия надежда изменить жизнь?

– не было ли у вас ощущения, когда вы дочитывали рассказ, что хорошего финала не будет?

Почему всё закончилось так?

ХУДОЖНИК (англ. artist; фр. artiste; нем. Kuenstler) — в широком смысле творческая личность, мастер, человек, наделенный художественным и творческим воображением. В более узком смысле слова мастер, ведущий творческую работу в области живописи.

Мастер в необычайном художественном роде. роде

Рассказывают о жизни.

Он отправил Аркадия не просто в армию, а на войну, где его могли сразу же убить.

Конечно, была, он не испугался сражаться, добился высокого чина, приехал выкупить Любу.

Граф не мог позволить. Чтобы бывший крепостной победил, сам стал свободным. Да ещё и любовь свою выкупил и отпустил на свободу. Тогда все крепостные будут так поступать. А этого Каменский допустить не мог. Он должен был сломить этих двух сильных людей.

Поэтому. вероятно, и был подговорён сторож на убийство.

Почему же рассказ называется «Тупейный художник»

В честь главного героя, который смог выступить против крепостного права, не побоялся проявить свою любовь и бороться за неё.

Подумайте. За счет какого приёма Лескову удаётся удерживать внимание читателя.?

Дополните композиционно- сюжетную схему:

Особое построение композиции:

1.рассказ в рассказе.

Особенная схема построения сюжета.

Домашнее задание:1. Вспомнить биографию Чехова, прочитать по учебнику.

2. индивидуально подготовить сообщение- анализ рассказов:

А)»Дом с мезонином»

В)»Дама с собачкой»

Г) «Случай из практики»,

3 все читают «Человек в футляре». Определяют , почему Чехов выбрал такое название. Какие детали показывают, как человек изменяется во время любви.

Письменно ответьте на вопрос: «Почему же главный герой умер?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ произведения `Безумный художник`, написанного Буниным в 1921 году. Автор: Лунина Н.В.

Данный материал содержит в себе презентацию и конспект урока, предназначенный для проведения урока в 8 классе.

Тип урокаОбобщение и систематизация знаний Вид урокаУрок-семинар Тема урокаТрагедия человеческих судеб в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» Цель урокаДать представление о личности.

Урок обобщающего повторения. Творчество А.П. Чехова.

Урок литературы в 5 классе посвящается анализу рассказа.

Тема:Анализ рассказа по Г.Скребицкому “Художник-весна”Тип урока: урок усвоения новых знаний.Методы: словесные, наглядные, практические.Вид урока: урок с использованием средств мультимедиа.Фо.

Сюжет и проблематика произведения «Тупейный художник» Н.С. Лескова.

Николай Семенович Лесков писал: «Пора уважать в людях неотъемлемые права человеческой свободы».

В своем творчестве он обличал крепостнические нравы, талантливо раскрывал драматические эпизоды городской и крестьянской жизни, все «неурядицы народного быта».

Эта тема отражена и в повести «Тупейный художник». В этом произведении рассказывается о трагической судьбе талантливой крепостной актрисы и о человеке, которого она любит. Аркадий, «тупейный художник», как и другие, – жертва жестоких феодальных нравов.

Это произведение по композиции – своеобразный рассказ в рассказе. Возможно, именно эта особенность, а также сравнительно небольшой объем дают критикам основание называть творение Ласкова то повестью, то рассказом. Зная любовь автора к «былям времени», можно с уверенностью утверждать, что в основе «Тупейного художника» лежат реальные факты.

Однако они, безусловно, творчески переосмыслены Н. С. Лесковым. В этом произведении причудливо переплетаются действительные события и предания, легенды.

Кроме обличения крепостничества в «Тупейном художнике» затронуты и другие, не менее важные, проблемы: судьба талантливого человека в обществе, поиск смысла жизни, счастья.

Отнюдь не случайно это произведение начинается с рассуждения о том, кого можно назвать истинным художником. Как мне кажется, автор пытается доказать, что большой талант, мастерство в любом деле заслуживают уважения и поддержки. Сюжет «Тупейного художника» на первый взгляд прост. История о любви двух крепостных и о зверстве их помещика – тема, достаточно часто раскрывавшаяся в русской литературе. Однако Лесков необычайно талантливо и своеобразно разрабатывает этот сюжет. Старая няня рассказывает мальчику историю своей жизни. Любовь Анисимовна была в молодости актрисой в театре графа Каменского. Там же она встретила свою единственную любовь – «тупейного художника» Аркадия Ильича, который по приказанию хозяина гримировал актрис. Человек этот был необычайно талантлив, мог придать лицу актрисы или актера любое требуемое выражение. Жизнь его была только в театре, потому что ему было запрещено отлучаться от хозяина куда-нибудь, кроме театра. Причесывал, стриг, брил Алексей толь! ко своего хозяина. Люба была не только молода и красива, но и талантлива. Граф обратил на нее свое благосклонное внимание, а все в театре знали, что это значит. Каменский был жесток, актеров, которые не знали текста роли или допустили какую-либо оплошность, он лично сек плетью, часто прямо за кулисами в антракте, так что крики наказываемого доносились до зрителей. Понравившиеся ему крепостные актрисы становились его недолгими фаворитками. Одной из причуд графа было то, что новую фаворитку всегда приводили к нему в костюме святой Цецилии, а причесывать ее должен был именно Аркадий. Так случилось и с Любой, которую несчастный «тупейный художник» искренне любил, Молодая девушка также тайно любила Аркадия. И вот, причесывая ее, он пообещал сделать все, чтобы спасти ее от позорной участи. Люба поверила ему, обещала ждать. Однако, понимая, что ее любимый не сможет ее спасти, решила воспротивиться графу. Для этого у нее был лишь один способ – лишить себя жизни и она «намоталась» на! свою прекрасную косу. К счастью, Люба не умерла, так как Аркадий, нарушив строгое приказание графа, согласился постричь и побрить его брата, к которому был послан «остричь пуделя». Он получил щедрую плату и попытался похитить свою любимую, но их схватили слуги Каменского. Недолгое счастье героев было разрушено, они ждали жестокого наказания. Однако граф решил предоставить Аркадию шанс изменить свое положение. Он отправил его на «царскую службу».

Любовь Анисимовна осталась крепостной графа, она обещала ждать любимого, который собирался вернуться, чтобы выкупить ее. Аркадий воспользовался этим шансом, он получил офицерский чин, не забыл своей любви, вернулся, чтобы выкупить Любу. Получив от него записку, Любовь Анисимовна сжигает ее и молится, потому что «хотя он и писал, что он теперь офицер, однако я никак вообразить не могла, чтоб граф с ним обходился иначе, чем прежде. Просто сказать боялась, что его еще бить будут».

Н. С. Лескову удается с большой силой и выразительностью показать, как калечит душу человека сознание собственной несвободы. Ведь в этих простых словах Любови Анисимовны ясно виден разлад между рассудком и чувством. Она понимает, что изменилось социальное положение Аркадия Ильича, но не верит этой возможности. Казалось бы, в произведении должен быть счастливый финал, но автор понимал, что в жизни все, вероятно, кончилось бы иначе. Аркадий и Люба так и не встретились вновь.

На следующий день она услышала, что на постоялом дворе зарезали офицера. Это был ее Аркадий.

Умение Н. С. Лескова отражать «неурядицы быта» проявилось и в том, что убийцей оказался дворник, который зарезал человека ради денег. Убийцу схватили, подвергли наказанию кнутом.

И тут Лесков проявил талант писателя-реалиста, способного в одной, казалось бы, незначительной детали показать драматизм жизни. Дворнику дали 41 удар кнутом, потому что Аркадий был «из простых, а не благородного звания». С тех самых пор Люба стала часто прикладываться к «плакону». Она постепенно спивалась, медленно губя себя, потому что не ждала уже счастья в жизни, стала «вечной вдовой», что автор использует слово «плакон» элемент народной речи. Ведь бывшая актриса, игравшая во многих французских пьесах, не могла не знать правильного произношения этого слова: Лесков этой деталью подчеркивает, что только неизбывное горе заставило героиню искать утешения в вине, легко восстанавливается близость «плакона» к словам «плач», «плакать».

Графа можно ненавидеть, его можно, наконец, убить. А к дворнику ни у Любы, ни у рассказчика таких чувств нет. Ведь это как стихия, и неизвестно, как с ней бороться. Увидел деньги – зарезал. Это – можно только терпеть. У Н. С. Лескова все необычайно по-русски. Молодой девушке сломали жизнь – высекли, сделали наложницей, затем отправили к свиньям. А потом, когда казалось, что близко избавление, счастье, зарезали жениха. И сделал это не граф-кровопийца, а свой, простой. Нет у героини сил даже на смерть от «уязвленности духа», как у Анеты из «Сороки-воровки». Выпила водочки, залила горе – и живет дальше.

Финальная фраза «Тупейного художника» символична. Кажется, говоря о том, что «более ужасных и раздирающих душу поминок он в жизни не видел, рассказчик думает уже не только об истории «тупейного художника», но о тех самых «неурядицах народного быта», непревзойденным мастером описания которых был Н. С. Лесков, Весь ужас пережитого венчает тихий домашний «плакончик» с водочкой.

В «Тупейном художнике», этом шедевре позднего Лескова, нашли отражение и взгляды писателя, и то чутье, которым он прозревал истину, которое и сделало его знатоком России. Творчество этого автора заслуженно занимает важное место не только в русской, но и в мировой литературе. Но, как мне кажется, оно заслуживает более внимательного прочтения, поскольку обращено и к разуму, и к чувству читателя.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Папиллярные узоры пальцев рук – маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Сюжетно-композиционная организация, жанровое своеобразие и богатство языка рассказа Н.С. Лескова “Тупейный художник”

Разделы: Литература

Кудесником, волшебником
слова остался в великой русской
литературе Лесков.
Ю. Нагибин

  • помочь учащимся выявить своеобразие жанра и композиции произведения,
  • показать художественные средства, используемые Н.С.Лесковым в рассказе «Тупейный художник»,
  • обратить внимание на особенности языка писателя.
  • текст рассказа,
  • эпиграф,
  • лингвистические словари.

    Методические приемы: развитие речевых навыков, работа с текстом, анализ стилевых особенностей произведения.

    1. Проверка домашнего задания.

    Назовите фамилии писателей первой половины XIX века, которые использовали в своих произведениях элементы сказа.

    Сказовую манеру повествования использовали, Лермонтов М.Ю. (рассказ Максима Максимовича в романе «Герой нашего времени»), Гоголь Н.В. (Рудый Панько является рассказчиком повести «Ночь перед Рождеством»).

    – В чем состоит отличие сказовой манеры повествования Лескова от других писателей?

    В произведениях Лескова, написанных в сказовой манере, повествование почти целиком ведется от имени рассказчика, а в романе Лермонтова «Герой нашего времени» и в повести Гоголя «Ночь перед Рождеством» сказ является только небольшой частью произведения.

    На какие особенности сюжетно-композиционной организации произведения указывает название?

    Н.С.Лесков ввел в подзаголовок «Тупейного художника» слово «рассказ», поэтому часть учащихся, не задумываясь, отвечает, что жанр данного произведения определил сам автор. Отчасти они правы. Действительно, как рассказ «Тупейный художник» – это эпическое произведение малого объема, в котором всякая деталь приобретает символическое значение и в котором возрастает роль каждого отдельно взятого эпизода. Но рассказ ли это? Обратим внимание учащихся на то, что слово «рассказ» входит в словосочетание «рассказ на могиле». Значит, жанровое определение этого произведения сложнее. Большое число героев, глав, временные рамки повествования, охватывающие длительный период, – все это характерно не для рассказа.

    Лесков использовал в «Тупейном художнике» особое композиционное оформление – «рамочное повествование», то есть принцип «рассказа в рассказе», когда общий рассказ со своим конфликтом и проблемой обрамляет один или несколько самостоятельных, сюжетно завершенных рассказов. Но в «Тупейном художнике» язык отдельных частей различен. Есть главы данного произведения, основным повествователем которых является автор, но в большей части глав «Тупейного художника» рассказ ведется от лица Любовь Онисимовны. Автор в этих главах как бы дистанцируется от повествования, умело передавая специфику лексики, произношения и выговора героини, которая принадлежит к другой социальной группе.

    Горький писал: ” Люди его рассказов часто говорят сами о себе, но речь их так изумительно жива, так правдива и убедительна, что они встают перед вами столь же таинственно ощутимы, физически: ясны, как люди из книг Л. Толстого и других, – иначе сказать, Лесков достигает того же результата, но другим приемом мастерства”.

    Героями-рассказчиками сказовых произведений Лескова являются почти всегда простые люди – выходцы из народной среды. Поэтому речь их насыщена прибаутками, пословицами, короткими сказками. Н.С.Лесков писал: «Язык, которым написаны многие страницы моих работ, сочинен не мною, а подслушан у мужика, у полуинтеллигента, у краснобаев, у юродивых и святош. Ведь я собирал его много лет по словечкам, по пословицам и отдельным выражениям, схваченным на лету в толпе, на барках, в рекрутских присутствиях и монастырях. Я внимательно и много лет прислушивался к выговору и произношению русских людей на разных ступенях их социального положения. Они все говорят у меня по-своему, а не по-литературному”.

    2. Аналитическая работа с текстом.

    Задание учащимся. Зная, что сказ – это способ организации повествования, ориентированный на устную, часто простонародную речь героя, ведущего своеобразный рассказ о событиях, участником которых он сам являлся, укажите все эти черты сказа в «Тупейном художнике».

    Любовь Онисимовна рассказывает о тех событиях, свидетельницей и участницей которых была она сама. Повествование ведется в характерной только для нее манере.

    Словарная работа (данный вид работы лучше проводить по парам):

    Учащимся предлагается, опираясь на домашнее задание, составить таблицу, распределив незнакомые им слова из «Тупейного художника» по группам: 1) слова, лексическое значение которых совершенно неизвестно; 2) слова, написание и звучание которых явно искажено и о лексическом значении которых учащиеся могут только догадываться,; 3)слова, в которых объединяются два совершенно разных значения.

    По окончании самостоятельной работы лучший вариант таблицы выносится на доску.

    Слова незнакомые совершенно

    Слова известные, но искаженные

    Слова, в которых объединяются два совершенно разных значения

    шнип
    почивших
    охра
    туше (гримировальное)
    подоплека
    слухмена
    лобанчик
    пестрядь
    тальки
    загнетка
    одалиска
    тупейная (гребенка)

    подпури
    камариновые (серьги)
    тьма промежная
    в признак пришла
    болярин
    аглицкие
    скрячивать
    со сносом

    заволохател
    ожидация
    зверообразие
    приземковатый
    плакон

    Учащиеся дают пояснения к выписанным словам, пользуясь текстом рассказа и лингвистическими словарями.

    Шнип – мысок или выступ в форме языка у женского пояса, лифа.

    Почивших, почивать – здесь умереть, скончаться и лежать в могиле, покоиться телом навеки.

    Тупейная (гребенка) – расческа.

    Охра – (малярн.) желтая земляная краска, глина с водною окисью железа.

    Туше (гримировальное) – манера гримировки.

    Подоплека- подкладка, подбой у крестьянской рубахи (от плеч до половины груди и спины).

    Слухмена – имела очень хороший слух.

    Лобанчик – французский золотой, на котором изображена голова (первоначально голова одного из Бурбонов).

    Пестрядь – пеньковая грубая ткань, пестрая или полосатая (синего оттенка).

    Тальки – мотки пряжи.

    Загнетка – передняя часть русской печи, место на шестке или в самой печи (около устья), куда загребают жар.

    Одалиска – прислужница в гареме, а также обитательница гарема, наложница (то же, что любовница).

    Подпури – вместо: попурри – соединение отрывков из одного или нескольких музыкальных произведений.

    Камариновые (серьги) – вместо: аквамариновые, из аквамарина – драгоценного камня голубовато-зеленого цвета.

    Плакон – вместо: флакон; соединение слов: флакон и плакать.

    Тьма промежная – вместо: кромешная.

    В признак пришла – пришла в сознание.

    Болярин – (искаж.) дворянин.

    Аглицкие – (искаж.) английские.

    Со сносом – с краденым.

    Заволохател – зарос волосами.

    Ожидация – ожидание кого-либо; от слов «ожидание» и «ажитация» (сильное возбуждение, большое волнение).

    Зверообразие – безобразная внешность (звериный облик) от слов: зверь и образ.

    Приземковатый – приставка при- указывает на притяжение к земле, т.е. священник – сгорбленный от старости.

    Язык рассказчицы страшных событий и трагической судьбы тупейного художника уникален и отличен от языка первых трех и последних (восемнадцатой и девятнадцатой) глав «Тупейного художника», в которых звучит голос автора произведения. Но для осмысления роли народной речи в произведении нельзя ограничиваться только работой с отдельными словами, ведь для устной, сказовой манеры характерны поговорки, поучения, использование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, тавтология, фразеологизмы.

    Задание классу. Найдите и прокомментируйте языковые средства выразительности, которые Н.С.Лесков ввел для создания речевой характеристики Любови Онисимовны.

    Поговорка: «Ведь оно горе горькое, а яд горевой еще горче, а облить уголь этим ядом – на минуту гаснет».

    Поучение: «Никогда не выдавай простых людей: потому что простых людей надо беречь, простые люди все ведь старатели».

    Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «каморочка», «теляточки», «земелька», «голубчик», «Филюшка, батюшка».

    Фразеологизм: «бряк с ног долой».

    Просторечные слова и выражения: «бывало», «свое всегдашнее зленье», «знала все роли наглядкою», «загляденье», «форменность наблюдалась», «в полуснях проговорил», «тьма промежная», «схоронил», «слыхал».

    Сказ имеет общие черты с фольклорными жанрами не только в языковом отношении.

    Назовите сюжетно-композиционные части «Тупейного художника», указывающие на связь этого рассказа с произведениями устного народного творчества.

    В «Тупейном художнике» можно выделить части, характерные для фольклорных произведений: зачин, концовка. Учащиеся определяют эпизоды, соответствующие этим композиционным частям.

    В сказах часто присутствуют элементы бытовых сказок. Какие элементы вы можете назвать? Через субъективное отношение рассказчицы к героям и событиям произведения читатели воспринимают персонажей «Тупейного художника» «плохими и хорошими», «добрыми и злыми». Главные герои – Аркадий и Любовь Онисимовна – бегут от графа-злодея за «тридевять земель в тридесятое царство» в «турецкий город Хрущук» (Рущук, город в Болгарии, в описываемое время входившей в состав Турецкой империи), куда много людей от Каменского бежали; до самой смерти влюбленные сохраняют верность друг другу.

    В конце урока учащиеся делают общие выводы: язык произведений Н.С.Лескова отличается богатством и своеобразием; рассказ «Тупейный художник» по сюжетно-композиционной организации и жанру, безусловно, можно отнести к сказу, поэтому даже характеристика персонажей рассказа

    • Составить таблицу сравнительной характеристики Аркадия и графа Каменского, используя цитаты из текста.
    • Определить роль эпизодических лиц.
    • Объясните значение имен героев «Тупейного художника»: Любовь Онисимовна, Аркадий, Дросида.
    Читать еще:  Лесков нс краткая биография
  • Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector