Н лесков тупейный художник главные герои
«Тупейный художник», анализ рассказа Лескова
Краткая история создания
«Тупейный художник» был впервые напечатан в 1883 году в «Художественном журнале с приложением художественного альбома» – малозначительном издании, предназначенном в большей степени для любителей живописи, нежели для поклонников литературы. Публикация сопровождалась пометкой «С-Петербург, 19 февраля 1883 года. День освобождения крепостных и суббота “поминовения усопших”». В произведении есть автобиографические моменты, связанные с детством Лескова. При этом сын писателя отмечал, что повествовательница в «Тупейном художнике» – Любовь Онисимовна – могла и не иметь никакого отношения к семейству Лесковых.
Главные герои
Историю о тупейном художнике читатели слышат из уст Любови Онисимовны. Автор рассказа описывает ее как «высокую, сухую, но очень стройную старушку» с тонкими и нежными чертами лица. Раньше она была актрисой крепостного театра графа Каменского. Когда с ней встречается читатель, Любовь Онисимовна нянчит младшего брата автора. О характере женщины сказано следующее: «Она была безгранично честна, кротка и сентиментальна; любила в жизни трагическое… и иногда запивала».
Образ Любови Онисимовны создается в первую очередь при помощи ее речи. По тому, как она ведет рассказ, какую лексику употребляет, становится многое о ней понятно. Например, то, что перед нами – малообразованная, но при этом добрая и способная к сопереживанию женщина. Любовь Онисимовна, несмотря на все перенесенные несчастья, не перестала хорошо относиться к людям. Более того – она умеет прощать. Рассказывая о предательстве попа, Любовь Онисимовна называет его ласково «старичком-священником».
Возлюбленный главной героини – парикмахер Аркадий, крепостной графа Каменского. Его Лесков и называет тупейным художником. Аркадий обладал особым талантом – «придавать лицам самые тонкие и разнообразные выражения». Любовь Онисимовна описывает его как красавца, который всем нравился. По ее словам, «ростом он был умеренный, но стройный, как сказать невозможно, носик тоненький и гордый, а глаза ангельские и добрые, и густой хохолок прекрасиво с головы на глаза свешивался».
Аркадий предстает человеком не только талантливым, но и храбрым. Он не побоялся пойти против воли барина и подстриг его брата. Затем попытался бежать с Любовью Онисимовной. Когда влюбленных поймали, Аркадий взял всю вину на себя, сказав, что увез девушку силой. Кроме того, он осмелился плюнуть в лицо предавшему их священнику. Затем «тупейный художник» хорошо проявил себя на военной службе, куда граф Каменский отправил его после неудачного побега. Аркадий не раз проливал кровь, сражаясь за государя, за что получил «офицерский чин и благородное звание».
Основные темы
Ключевая тема рассказа, которая часто встречается и в других произведениях Лескова, – тема праведничества. Согласно словарю Ожегова, праведник у верующих людей – «человек, который живет праведной жизнью, не имеет грехов». Любовь Онисимовна и Аркадий – люди с чистой душой и совестью, истинные праведники. Обратите внимание на важную деталь – когда они сбежали от графа, первым делом захотели обвенчаться, то есть засвидетельствовать свой союз перед Богом.
Неслучайно в рассказе упоминается и католическая святая Цецилия – дева-мученица, пострадавшая за христианскую веру. Подобно ей Любовь Онисимовна пострадала за свои убеждения – она не захотела проводить ночь с нелюбимым графом Каменским, попыталась покончить с собой, чтобы избежать этого, и в итоге была признана безумной. Кстати, в рассказе об этом напрямую не сказано, но весьма вероятно, что замуж главная героиня «Тупейного художника» так и не вышла, навсегда оставшись верной Аркадию.
Важное место в произведении занимает тема крепостного гнета. Граф Каменский, хозяин театра, предстает как человек жестокий. Любовь Онисимовна рассказывает о том, каким издевательствам подвергались его крепостные крестьяне. Например, у графа были погреба, где люди сидели на цепи. Некоторые оставались в таком положении до конца жизни. Кроме того, Каменский пытал крепостных. В частности, использовалась дыба. Доставалось не только людям графа. Однажды он натравил собак на священников.
Интересно, что при всей жестокости Каменского у него есть понятия о благородстве, пусть и своеобразные. Да, граф пытал Аркадия после побега, но потом не стал его убивать или сажать на цепь в погреб. Каменский отдал провинившегося парикмахера на военную службу и написал письмо, чтобы «тупейного художника» взяли не простым солдатом, а сразу полковым сержантом.
Финал истории Аркадия – наглядная демонстрация того, что жестокие люди бывают во всех сословиях. Любовь Онисимовна, когда получила письмо от вернувшегося с войны возлюбленного, боялась, что граф его снова будет мучить. Вот только беда пришла, откуда не ждали, – спящего Аркадия зарезал ночью дворник, чтобы украсть у него деньги.
Композиция
«Тупейный художник» представляет собой рассказ в рассказе. Первая глава – вступление от автора, в котором он рассуждает о художниках. Основная часть – история Любови Онисимовны, рассказанная ею самой. Иногда ее повествование прерывает автор, так как няня могла не все помнить и не все знать. Например, вряд ли она сама слышала разговор между братьями Каменскими. В финале последней главы – короткое заключение. В нем автор говорит, что «как сейчас» видит и слышит Любовь Онисимовну. Он рассказывает, как няня вставала по ночам и прикладывалась к «плакончику», поминая Аркадия.
«Тупейный художник» Н.С. Лескова: две стороны русского характера
Однажды Лескова назвали самым русским писателем из всех русских писателей, человеком, знающим душу простого народа. Действительно, каждое произведение автора проникнуто любовью к Родине и русскому народу. Лесков знает то, чем живет народ: он вместе с ним веселится и страдает, веселиться и плачет. Он сам часть народа.
Рассказ «Тупейный художник» – одно из немногих произведений, в котором удалось правдоподобно и художественно отобразить события периода крепостного права.
История, описанная в девятнадцати главах произведения, типична для того периода, но от этого не менее драматична. Главные герои повествования, Любовь и Аркадий, отображают собой черты национального русского характера. Они молоды, готовы к верной любви. Они Оба талантливы, трудолюбивы и имеют художественные способности. Оба они крепостные: она – актриса крепостного театра, он – парикмахер и гример этого театра.
Лесков именует Аркадия художником. И неспроста. Он чувствует красоту и может довести её у человека до совершенства. Он гримирует актрис превращая их в неповторимых богинь. А по необходимости при помощи своего мастерства рисует благородство и на лице хозяев.
Особым светлым поэтическим чувством наполнена любовь Аркадия к Любе. Он восторгается ей. Позже, узнав, что молодая девушка не смогла избежать позора, ни в чем её не винит и жалеет возлюбленную. Когда настает время Любе пополнить ряды наложниц, Аркадий совершает страшное по юридическим нормам того времени преступление: он крадет девушку и увозит из поместья. А ведь тем самым он крадет собственность: Люба по закону, словно вещь, принадлежит хозяину и только он вправе решать, что с ней делать.
Лесков прекрасно знает национальные русские черты. Аркадий – истинное его отображение, он собирательный образ русского мужика, находящегося в рабстве. Аркадий прямолинеен, стремителен, решителен, храбр. В то же время, решившись на отчаянный поступок, он полагается на русский авось, не продумывает своих действий. В итоге возлюбленных находят и возвращают в имение. Аркадия подвергают страшным пыткам и отправляют на службу. Молодой человек гордо выносит все тяготы, отвоевывает на поле сражения для себя свободу, получает чин офицера и деньги. Он живет во имя любви и мечтает вернуться в имение и выкупить у хозяина свою любимую. Кажется, счастье уже близко. Но тут Аркадия убивает дворник с целью быстрой и легкой наживы. Такая судьба, по мнению Лескова, тоже не в новинку для русского человека. Автор считает, что мало простых русских мужиков доживают до старости и умирают в своей постели.
Любовь воплощает собой другие черты. Они были характерны для большинства русских женщин, находившихся в рабстве. Она похожа на ангелов с русских икон. Любовь смерилась со своей судьбой, она кротка и не противится сложившимся обстоятельствам. Из-за побега Любовь из актрисы превращается в скотницу. Любовь отображает собой и негативные качества, порожденные многовековым рабством: неспособность и нежелание сопротивляться обстоятельствам. Именно поэтому уже после отмены крепостного права многие крестьяне оставались у хозяев: они просто не знали куда идти и как жить на свободе самостоятельно.
Но максимальный драматизм произведению предает не история рабства, а картины предательства и убийства, совершенных такими же рабами, простыми людьми из народа. Сначала героев предает священник, которому они поведали своё решение, а затем Аркадий погибает от руки постоялого дворника. Темная сторона жизни есть как в дворянской, так и в народной среде.
Повествование произведения представляет собой рассказ Любви ребёнку много лет спустя. Он неспроста направлен к малышу. Цель Лескова – оградить будущее поколение русских от негативного наследства крепостничества, уничтожить черную сторону русского менталитета, а также прославить таких, как Аркадий и его возлюбленная, воспеть лучшие черты русского народа: смекалку, талант, храбрость и стойкость, верность и преданность, готовность к истинной любви.
Иван Сергеевич Церегородцев
Образ и характеристика Аркадия в рассказе “Тупейный художник” Лескова: описание в цитатах
Художник Ю. Петров |
Образ и характеристика Аркадия в рассказе “Тупейный художник” Лескова: описание в цитатах
“. все, что я далее расскажу, происходило тоже в Орле. “
“. он был «тупейный художник», то есть парикмахер и гримировщик, который всех крепостных артисток графа «рисовал и причесывал».”
“Это и была проклятая усадьба графа Каменского; тут же был и театр.”
“Но это не был простой, банальный мастер с тупейной гребенкой* за ухом и с жестянкой растертых на сале румян, а был это человек с идеями, — словом, художник. Лучше его, по словам Любови Онисимовны, никто не мог «сделать в лице воображения».” (*тупейная гребенка — расческа)
“Главная особенность гримировального туше этого художника состояла в идейности, благодаря которой он мог придавать лицам самые тонкие и разнообразные выражения.”
“. услугами такого неподражаемого артиста, как Аркадий. “
“А было ему тогда уже лет за двадцать пять. “
“И в это время сам всякого красавца краше, потому что ростом он был умеренный, но стройный, как сказать невозможно, носик тоненький и гордый, а глаза ангельские, добрые, и густой хохолок прекрасиво с головы на глаза свешивался, — так что глядит он, бывало, как из-за туманного облака. Словом, тупейный художник был красавец и «всем нравился».”
“. о тупейщике Аркадии, чувствительном и смелом молодом человеке. “
“«Сам граф» его тоже любил и «от всех отличал, одевал прелестно, но содержал в самой большой строгости». Ни за что не хотел, чтобы Аркадий еще кого, кроме его, остриг, обрил и причесал, и для того всегда держал его при своей уборной, и, кроме как в театр, Аркадий никуда не имел выхода. Даже в церковь для исповеди или причастия его не пускали. “
“И вот, чтобы никто не мог воспользоваться услугами такого неподражаемого артиста, как Аркадий, — он сидел «весь свой век без выпуска и денег не видал в руках отроду».”
“. я клятву дал, что Аркашка, пока я жив, никого, кроме меня, убирать не будет.”(здесь “убирать” – причесывать, гримировать и т.д.)
“Они, разумеется, были знакомы, и у них образовалось то, что в таковые годы случается, то есть они друг друга полюбили. Но говорить они о своей любви не могли иначе, как далекими намеками при всех, во время гримировки. Свидания с глаза на глаз были совершенно невозможны и даже немыслимы. “
После неудачного побега граф отправляет Аркадия солдатом на войну. В армии тупейный художник получает офицерский чин и дворянский титул. Он приезжает в отпуск в родное имение, чтобы выкупить Любовь из крепостничества и обвенчаться с ней:
“Верная моя Люба! Сражался я и служил государю и проливал свою кровь не однажды, и вышел мне за то офицерский чин и благородное звание. Теперь я приехал на свободе в отпуск для излечения ран и остановился в Пушкарской слободе на постоялом дворе у дворника, а завтра ордена и кресты надену и к графу явлюсь и принесу все свои деньги, которые мне на леченье даны, пятьсот рублей, и буду просить мне тебя выкупить, и в надежде, что, обвенчаемся перед престолом всевышнего создателя. “
“. он теперь офицер, и со крестами и ранами. “
“Это, — говорит, — они идут смотреть, как в Пушкарской слободе постоялый дворник ночью сонного офицера зарезал. Совсем, — говорит, — горло перехватил и пятьсот рублей денег с него снял.”
“— А кто же здесь схоронил знаменитого тупейного художника?
— Губернатор, голубчик, сам губернатор на похоронах был. Как же! Офицер, — его и за обедней и дьякон и батюшка «болярином» Аркадием называли и как опустили гроб, солдаты пустыми зарядами вверх из ружей выстрелили.”
“. и похоронили его вот тут, в этой самой могилке, на которой сидим. Да, тут он и сейчас под нами, под этой земелькой лежит. А то ты думал, отчего же я все сюда гулять-то с вами хожу. “
Это был цитатный образ и характеристика Аркадия в рассказе “Тупейный художник” Лескова: описание внешности, характера и судьбы героя.
Н.С. Лесков: “Тупейный художник”
Министерство образования и науки Российской федерации
Федеральное агентство по образованию Российской федерации
Ивановский Государственный Университет
Кафедра истории и культуры России
Контрольная работа по курсу
Введение в литературоведение
Тема работы: Н. С. Лесков «Тупейный художник»
Выполнила: Студентка 1 курса
Проверил: Николаев А.И.
Рассказ «Тупейный художник», был написан Н.С. Лесковым в 1883 году, а также был впервые опубликован в Художественном журнале, 1883, № 2, с датой: «С. Петербург, 19 февраля 1883 года. День освобождения крепостных и суббота «поминовения усопших». Он вошел (с изменениями) в Собрание сочинений (т. 6. СПб., 1890).[1] Сюжет этого рассказа основан на истории о трагической любви крепостной актрисы графа Каменского и крепостного «тупейного художника» (парикмахера и гримировщика).
По главной задумке писателя «Тупейный художник» служит нам верным и справедливым примером настоящего русского характера, сравнимый с состоянием современной русской души. Недаром у Лескова рассказ главной героини обращен к ребенку. В этом раскрывается основная идея автора: избавить русских людей от эстетического наследия эпохи крепостного права, искоренить темные начала в русской душе, а также отразить в лице «тупейного художника» и его возлюбленной лучшие черты русского народа – верность, силу духа, мужество, талантливость, способность к настоящей любви.
Главные герои произведения – Люба и Аркадий – олицетворяют лучшие черты национального характера. Они оба красивы, благородны, способны к верной любви. Кроме того, каждый из героев творчески одарен. Здесь Лесков говорит о том, что художниками могут быть не только писатели, скульпторы, или живописцы, но и самый обычный человек, видящий красоту и пытающийся достигнуть в своем деле совершенства. Именно такой и есть Аркадий. Он не просто причесывал, он «рисовал» актрис, превращая дворовых девушек в прекрасных барышень и героинь, а, при необходимости создавал благородный образ для братьев Каменских. Его талант заключался в способности создать облик с помощью «макияжа» и сделать его ярким и красивым. Исполняя работу «тупейного художника», герой переживает моменты творческих озарений. Юная Любовь Онисимовна предстает перед нами тихой и кроткой девушкой, не смеющей противостоять своему хозяину. Она не задумывается о высшем назначении человека, о своеобразии человеческого мира, но она видела счастье – испытала настоящую любовь. Ее талант в блестящей актерской игре.
Совсем иными предстают Братья Каменские. Первый “был так страшно нехорош, через свое всегдашнее зленье, что на всех зверей сразу походил”, второй же “был еще собой хуже”. Они почти условные фигуры, не изменяющиеся с начала до конца повествования.
Главные герои показаны в рассказе в самый важный момент в своей жизни. Перед ними стоит трудный выбор: покориться, стерпеть унижение и продолжать жить покорными рабами, или же восстать против обычаев и законов, сковывающих человеческое достоинство, идя на страшный риск погибнуть. Именно здесь и начинают раскрываться таящиеся до сих пор решительность, смелость, гордость. Проснувшееся ощущение свободы облагораживает каждый их шаг, каждый поступок, придает им силы в недолгие часы побега и позже, когда наступает жестокая расплата.
Рассказ был написан от лица литературного героя, бывшей крепостной актрисы Любови Онисимовны. События, составляющие сюжетную основу «Тупейного художника», воспроизводятся старой бабушкой. Она рассказывает мальчику историю своей жизни, а повествователь уже зрелым человеком делится с читателями своими детскими воспоминаниями. Бывшая крепостная актриса была его няней. Так в «Тупейном художнике» возникает живое единство времен. Возникающие в этом общении взаимопонимание между няней и мальчиком укрепляют связь людей, не дают распасться цепи поколений. В первую очередь Лесков не спешит называть точные даты, потому что эта не самая важная черта рассказа: при каком Каменском служил Аркадий (ведь в рассказе их упоминалось трое, и все слыли тиранами), в какое время это было — крепостное право и крепостники. Прототипы графов Каменских были во все времена, и так или иначе Аркадия в любом случае ожидала та же судьба.
В “Тупейном художнике” Лесков следует художественным законам народного рассказа – сохраняет основную суть рассказа, свободно нарушает хронологию, переиначивает детали, подчиняя их главному замыслу. Так автор создает свой художественный образ, который выражает эпоху. Он не является изображением конкретного факта действительности, и тем не менее верно отражает основную идею того времени. Лесков описывает не просто один из эпизодов прошлого и судьбу определенных людей — он показывает эпоху крепостного права. Его рассказ закономерно приобретает черты народного эпоса.
Трогательную любовь молодых крепостных графа Каменского ждут тяжелые испытания. Бывшая актриса Люба должна пополнить список наложниц развратного барина. Надеясь помешать этому, Аркадии решается на отчаянный поступок – он увозит свою возлюбленную, не думая о возможных последствиях побега, не продумав его как следует… Естественно, его непродуманный план дает трещину и главных героев все-таки нагоняют и ловят. Перенеся пытки в графских подвалах и отвоевав для себя па полях сражений свободу, офицерский чин и деньги, Аркадий возвращается к любимой, с тем, чтобы выкупить ее у барина. Казалось бы, счастье было так близко. Однако героям все-таки не суждено быть вместе. Героев губят не «хозяева жизни» – Каменские, а «свои». Вначале влюбленных предает священник, которому они доверились, а впоследствии Аркадий становится жертвой простого дворника.
Автор искренне сочувствует героям. Взаимная любовь двух прекрасных людей подвергается самым страшным испытаниям этого мира. Но хуже всего то, что нет света в душах окружавших их людей. Ни помещики, ни крепостные не сострадают главным героям. Даже тогда каждый человек искал выгоду только для себя. Я согласна с мнением Лескова. Для меня тяжело еще было видеть то, что уже постаревшая Любовь Онисимовна «заливала свое горе» выпивкой. Трудно сказать, как бы я поступила в подобной ситуации. На мой взгляд, вино, не самый лучший лекарь души.
“Души их во благих водворятся”… Эти слова, приведенные в эпиграфе говорят о том, что все хорошие поступки, совершаемые человеком, ненапрасные. Аркадий, выступал здесь за образ Добра, и когда он вел борьбу за счастье быть с любимой, он защищал добрые, истинно человеческие начала жизни. Все то, что произошло с ними, произошло не зря, даже если эта история оказала такое моральное влияние хотя бы на одного человека. Чувства сострадания и любви, к которым призывала старая няня (” ..никогда не выдавай простых людей, потому что простых людей ведь надо беречь, простые люди всё страдате-ли..”), запечатлевшиеся в душе ребенка, на всю жизнь вооружат человека страстным стремлением к добру и красоте.
История Любы и Аркадия, описанная в “Тупейном художнике”, не могла окончиться счастливо, так как это было бы не свойственно суровой действительности того времени. Герои рассказа не единожды оказываются близки к достижению заветной цели, но, увы, все их надежды рушатся. Кроме двух сложившихся неудач, автор намекает в рассказе и на третью, которая вполне могла ожидать влюбленных, если бы побег удался. Беглецы стремились в «турецкий Хрущук», «куда, — как объясняет Любовь Онисимовна, — тогда много наших людей от Каменского бежали». “Турецким Хрущуком” тогда называли Рущук — болгарский город на Дунае, находившийся под властью турок. Не единожды во время русско-турецких войн того времени город был разрушен, и поэтому никак не мог быть убежищем беглецов. Хрущук был такой же мечтой и легендой, как мифы о Беловодье. Но все-таки Лесков сохраняет в рассказе тот мифический город, как символ несбыточных надежд крепостных на свободу и счастье в крепостническом государстве.
[1] Лесков Н.С. Повести и рассказы / Вступ. ст. Л. Аннинского; Коммент. А. Ранчина, Л. Аннинского, Б. Акимова. – М.: Мир книги, Литература, 2007. – С. 393. – (Бриллиантовая коллекция).