San-lider.ru

Рыба рак щука лебедь

Мораль басни “Лебедь, Щука и Рак” Крылова (анализ, суть, смысл)

Басня “Лебедь, Щук и Рак”.
Художник В. Еромлаева

Басня “Лебедь, Щука и Рак” Крылова была написана до 12 мая 1814 г. и впервые опубликована в сборнике “Новые басни” в 1816 г. (ч. IV, № 6).

В этой статье представлены материалы о морали басни “Лебедь, Щука и Рак” Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Смотрите: Все материалы по басням Крылова

Мораль басни “Лебедь, Щука и Рак” Крылова (анализ, суть, смысл)

Мораль басни “Лебедь, Щука и Рак” заключается в том, что никакое дело не может иметь успеха, если все участники двигаются в разных направлениях, действуют несогласованно и т.д.

Нередко люди, взявшись за общее дело, тянут “воз” каждый в свою сторону, например, из тщеславия, гордости или жадности. В конце концов такой “воз” действительно обречен стоять на месте.

Сам Крылов поясняет мораль басни в ее первых трех строках:

И выйдет из него не дело, только мука.”

“Под возом разумеется какое ни на есть дело, а под лебедем, щукой и раком разумеются товарищи по какому-нибудь делу, меж которыми нет, да и быть не может согласия, иногда по разности нрава, иногда и потому, что не одинаково дело разумеют, а иногда и потому, что одним другого надуть хочет.

Так вот у таких товарищей дело. не пойдет, как не пошел воз, в который впряглись было лебедь, щука и рак. Но случается при этом иногда еще и так, что всем придется с капитальцем проститься, а как кто рискинул последним, так и иди с сумой по миру.”

(Хемницер И. И., “Басни, избранные из Хемницера и Крылова, с применением смысла каждой басни к быту простого народа. “, ред. В. Золотов, СПб, т-во “Обществ. польза”, 1878 г.)

“Лучше людям жить в согласии и дружбе – в этом их взаимная польза. На своекорыстии и расчете дружба основываться не может: своекорыстный друг один только раз обманет и изменит, а там ему и веры больше нет, тогда и дружбе конец – ко взаимной невыгоде обеих сторон. На взаимности чувства и услуг основывается дружба; на согласии, единодушии и уступчивости созидается на пользу всех общее дело. (“Лебедь, Щука и Рак”, “Раздел”).”

(Д. И. Тихомиров, “Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа” под ред. Д. И. Тихомирова, Москва, типография М. Г. Волчанинова, 1895 г.)

Рисунок А. Н. Комарова

Авторы книги “И. А. Крылов и его басни” видят суть и смысл басни так:

“Дружбе, товариществу и согласию он [Крылов] посвятил несколько басен, в которых в разных видах выставил, какой может произойти вред и даже несчастие, когда люди начнут пренебрегать этими священными обязанностями. Что в товариществе также должно быть согласие, иначе дело будет терпеть неудачу, показано в баснях “Лебедь, Щука и Рак” и “Раздел”.”

(“Иван Андреевич Крылов и его басни”, составитель Кирюков, Санкт-Петербург, ред. журн. “Досуг и дело”, 1886 г.)

“Правду сказать – и судить тут нечего, все виноваты: всякий, видимо, о себе, а не об общем деле думает. Оттого и “воз ни с места!”.” (“Пятьдесят басен И. А. Крылова” с поясн. и примеч., СПб, издатель М.Н. Слепцова, 1908 г.)

“Эту басню. так часто применяли к различным коллективным учреждениям и преимущественно к Государственному совету, что наконец утвердилось мнение, будто она была вызвана несогласиями членов этого совета. “

(Кеневич В. Ф., Из “Библиографических и исторических примечаний к басням Крылова”)

Такова мораль басни “Лебедь, Щука и Рак” Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Басня И.Крылова «Лебедь, щука, рак»

ТЕМА . И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак».

Творческая работа над басней.

Развитие критического мышления.

ЦЕЛЬ : ознакомить с творчеством И.А. Крылова; учить понимать скрытый смысл произведения; учить выделять главное, существеннное; познакомить с сенканом; учить принимать решение; воспитывать чувство взаимовыручки.

I РАЗМИНКА. «Подари улыбку».

Учитель : Самое прекрасное, когда человек осушит слезы на глазах другого человека и пробудит на лице улыбку.

Давайте, ребята, сегодня подарим улыбку одноклассникам.

(Дети стоят в кругу. Учитель начинает: «Саша, я дарю тебе улыбку».)

Итог: Легко дарить улыбку?Почему?

II ОБОСНОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ.

Учитель: «Мы научились летать в небе, как птицы, и плавать в море, как рыбы, но так и не научились одной простой вещи – идти по земле как братья».

Мартин Лютер Кинг .

Человек живет среди людей. Как поведение и поступки одного человека влияют на жизнь и здоровье окружающих его людей?

Сегодня мы познакомимся с коротким произведением, в котором описываются взаимоотношения между людьми, разными по характеру, по профессии,с различным образом жизни.

Нам предстоит решить вопрос:

«Как достичь успеха в намеченном деле?»

III АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Учитель : Какие литературные жанры вам знакомы? (стихотворения, сказки, рассказ, загадки, пословицы, легенды, мифы).

– Знаете ли вы, ребята, что такое басня?

Какие басни читали?

Очень много произведений об отношениях между людьми мы изучали с вами на уроках Гражданского образования, чтения. Кто их авторы? (В. Сухомлинский; К. Ушинский).

– Знакома ли вам фамилия Крылов?

Читать еще:  основные виды

Выступление подготовленного учащегося.

И.А. Крылов – великий баснописец. Жил более 100 лет тому назад в г.

Петербурге. С детских лет Иван Андреевич стремился к знаниям,

много читал, изучал иностранные языки.

В десять лет И.А. Крылов потерял отца, на его плечи легла забота о

матери и младшем брате. Приходилось тяжело работать: с утра до

ночи переписывал документы, получал за свой труд гроши.

В 14 лет И.А. Крылов начал писать стихи, позже басни.

Учитель : Что же такое басня? Изучите определение на 36 странице учебника.

Басня – ……………(небольшое произведение).

Герои басен – ……………(растения, животные).

Подразумеваем – ……………(привычки, поступки, характеры людей)

IV ИЗУЧЕНИЕ МАТЕРИАЛА.

1. Работа по картине

Учитель : Ко многим басням И.А. Крылова художники рисовали картины.

Посмотрите внимательно кар тину. Что произошло? Какое

действие изобразил художник ?( На картине рыба лебедь, рак хотят сдвинуть с места воз (телегу) с мешками).

Как изобразил героев художник?

( На картине изображен белый красивый лебедь , который расправил крылья и стремится в небо.

Огромная щука тащит воз в море. Рак, выпучив глаза, ползет, пятится назад)

– Смогут ли герои перетащить воз? Почему?

– Что вы узнали из доп. источников о Лебеде, Щуке, Раке?

(Лебедь – величественная птица, живет на воде или на суше, вблизи водоема, умеет летать.)

(Щука – хищная рыба, питается рыбой, лягушками, птенцами.)

(Рак – живет в реках, озерах, прудах. Рак необычно передвигается – задом наперед.)

– Есть ли что-то общее у этих персонажей? (Их жизнь связана с водоемом.)

2. Чтение басни учителем.

– Чтение басни шепотом.

Поклажа – груз (мешки)

Ныне – сейчас, теперь.

3. Беседа по содержанию

– Учитель : Давайте составим по содержанию басни логическую цепочку.

3 героя Договор Тянуть воз 3 героя

– Почему ничего не вышло? (Тянули в разных направлениях. Не было согласованности.)

– Могли бы герои двигаться в одном направлении? (Нет)

– Что хотел подчеркнуть автор таким договором? (Надо договариваясь согласовывать все действия) (Животные договорились сделать хорошее дело, но никто не знал, как надо действовать совместно).

Случайно ли автор сделал героями басни птицу, рыбу, рака? ( Он подобрал персонажей, которые никогда не договорятся, т.к. отличаются друг от друга способом передвижения).

Учитель: «Нам помогает не столько помощь друзей, сколько твердая уверенность в том, что друзья помогут нам в трудную минуту».

– Я предлагаю поиграть в игру «Верные друзья». Провести мелом черту море/суша. Все дети берутся за руки и ходят по кругу. Когда музыка обрывается, то ребята, которые находятся на «суше» должны спасти друзей, которые оказались в «море».

Задания для спасения:

1. Отжаться 5 раз (Переходят друзья с «моря».)

2. Прыгать 10 раз на корточках.

3. Назвать 5 комплиментов другу.

4. Спеть куплет песни о дружбе.

5. Назвать пять верных друзей человека из мира животных.

V РЕФЛЕКСИЯ. ЗАКРЕПЛЕНИЕ. СЕНКАН.

1. Знакомство с формой построения сенкана.

Сенкан – пятирядие, белый стих, в котором синтезирована информация в сжатом высказывании из 5 строк.

Таблица:

О лебеде : Какой? Белый, красивый,

Что делает? Летит, тащит, старается, взмывает, трудится.

ФРАЗА : Получилось ли дело?

Не может сдвинуть воз.

СИНОНИМ : птица (труженик)

О Щуке : хищная, хитрая, темно-зеленая.

Что делает? Плывет, тянет, старается.

Фраза. Не может сдвинуть воз.

Синоним. Рыба – труженица –

О Раке: Светло-серый, медлительный,

Ползет, пятится, тащит.

Не может сдвинуть воз

Учитель: Автор осуждает героев? (Нет, высмеивает их действия)

– Для чего написал эту басню?

Учитель : Для достижения успеха в любом намеченном деле на что следует обратить внимание? Какие советы, пожелания вы можете предложить? Запишите. Презентуйте. (Дети записывают советы на листках. Затем эти листки прикрепляют к дереву.)

1. Обсуждай предстоящее дело.

2. Берись за посильное дело.

3. Помогай товарищам.

4. Прислушивайся к друзьям.

5. Будь рассудительным.

6. Не спеши. Лучше меньше, да

7. Не зевай по сторонам.

8. Отвечай за свои поступки.

9. Работай добросовестно.

10. Семь раз отмерь, а один отрежь.

НОД по ознакомлению с художественной литературой в подг. группе «Знакомство с басней И. А. Крылова «Лебедь, рак и щука»

Анна Балуева
НОД по ознакомлению с художественной литературой в подг. группе «Знакомство с басней И. А. Крылова «Лебедь, рак и щука»

Цель: воспитывать у детей интерес к художественной литературе, закрепить понятие «басня», уточнить представления о жанровых особенностях басни И. А. Крылова «Лебедь, щука и рак».

– продолжать работу над умением находить главный смысл в баснях – мораль;

– формировать умение детей объяснять своими словами главную идею басни; через баснивоспитывать нравственные качества: трудолюбие, самокритичность, согласованность, доброту;

– развивать умение находить связь содержания басни с различными пословицами о труде;

– формировать умение точно, выразительно, ясно излагать свои мысли.

Словарная работа: согласье, лад, поклажа, воз, рваться, судить.

Методы и приемы: наглядный (рассматривание иллюстраций, портрета); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); практический (составление сказки по пословице).

Материал и оборудование: портрет И. А. Крылова, иллюстрации к басне, картинки лебедя, щуки, рака, книга с басней «Лебедь, Щука и Рак», презентация.

Ход занятия:

Вводная часть. Создание положительной мотивации.

Читать еще:  Сколько дней солится красная рыба

– Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся,

Когда ладошки наши касаются,

Душа с душою встречаются,

Сердца добром наполняются.

(Дети встают в круг, соединяют ладошки друг с другом)

– Подарите друг другу улыбки, чтобы у всех было хорошее настроение!

(Присаживаются на стулья)

– Ребята, каждый день мы с вами читаем рассказы, сказки, учим стихи. На прошлом занятии мы познакомились с новым видом художественных произведений – басней. Вспомните, что такое басня? (Ответы детей: Это небольшой рассказ. Чаще всего бывает в стихах).

– Правильно. Молодцы! Скажите, басня похожа на сказку?

– А кто обычно является главными героями в басне? (Ответы детей: Главные герои в басне,как и в сказке: животные, насекомые, птицы, растения, вещи)

– Да, молодцы! А чем басня отличается от сказки или рассказа? (Ответы детей: Басня – более короткая, легко читается, а сказки и рассказы длиннее).

– Да, правильно. В баснях, чаще всего, главные герои не люди, но они проявляют человеческие качества. А какие недостатки высмеивают басни? (Ответы детей: Жадность, глупость, зависть, лесть, трусость, хвастовство)

– Умницы! А какие черты характера в басне прославляются? Назовите. (Ответы детей: Да, трудолюбие, взаимопомощь, выручка, сотрудничество, переживание)

– Молодцы! А чем всегда заканчивается басня?

(Ответы детей:Всегда присутствует поучение: что – можно делать, а что – нельзя)

– Сегодня мы с вами познакомимся с новой басней И. А. Крылова. А чтобы узнать про кого она, нужно отгадать загадки.

Опасней всех она в реке,

Хитра, прожорлива, сильна,

Притом – такая злюка!

Конечно, это … (Щука)

Под водой живет народ,

Ходит задом наперед,

Хватает клешней. Кто же это? (Рак)

Эта птица горделива,

И умна, храбра, сильна,

И похожа с цифрой «два». (Лебедь)

Физминутка «Лебеди»

Произносится текст стихотворения с одновременным выполнением движений.

Лебеди летят,

Крыльями машут, (плавные движения руками с большой амплитудой)

Прогнулись над водой,

Качают головой, (наклоны вперед, прогнувшись)

Прямо и гордо умеют держаться,

Тихо-тихо на воду садятся (приседания)

– Чем они отличаются? (Лебедь – водоплавающая птица, щука – рыба, а рак относится к ракообразным. Отличаются разным питанием, разным передвижением – лебедь – летает, щука – плавает, рак – ползает)

– Молодцы. А что же их объединяет? (Их объединяет среда обитания. Рак и щука живут в воде, а лебедь живет около воды)

– Молодцы, а вот еще в данный момент их объединяет название басни, которую я хочу вам сегодня прочитать. Но в басневам встретятся новые непонятные слова: согласье, лад, поклажа, воз, рваться, судить. Давайте познакомимся с ними, узнаем, что они обозначают, чтобы вам была понятна басня.

Согласье – согласиться в чем-либо всем вместе. Прийти к единому мнению, решению.

Лад – согласие, мир, порядок (в полном согласии, в дружеских отношениях).

Поклажа – уложенные для перевозки вещи, груз, багаж.

Воз – колесная повозка с поклажей.

Рваться – стремиться, делать резкие движения, порывистые.

Судить – высказывать свое мнение.

Чтение басни.

Гимнастика для глаз

Птичка полетела вверх (дети поднимают глаза вверх)

Птичка улетела вправо (смотрят вправо)

Птичка улетела влево (смотрят влево)

И спряталась на полу (смотрят на пол)

Беседа по содержанию басни.

За какое дело взялись лебедь, Щука и Рак? (Они собрались везти поклажу).

Как вы думаете, почему же «воз и ныне там»? (Потому, что у них ничего не получилось. Потому, что они не смогли его увезти).

Чему учит эта басня? (Она учит быть дружными и договариваться друг с другом).

Что заставило вас улыбнуться? (глупость героев – они тянули в разные стороны).

Вам жалко героев басни, почему? (Конечно, их жалко, потому, что они не смогли увезти свой воз. Они не смогли договориться и у них ничего не получилось).

Почему Иван Андреевич Крылов выбрал именно этих героев? (Все они живут в воде и могли бы сдвинуть свой воз).

Какое отношение вызвали у вас эти герои? (Жалость, т. к. что они такие недружные. Если они друзья, то все вместе надо делать).

Запомните эти слова: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет». О каких людях можно сказать, что они похожи на героев этой басни? (Это можно сказать о людях, которые не умеют договариваться между собой).

Есть такая пословица: «Палец слаб, а кулак силен». Как вы ее понимаете? (Одному пальцу тяжело нести груз, а всем вместе – нет, так и людям. Это значит, что один человек слабый, а если все вместе, то они – сильные).

Молодцы! Басня нас учит быть дружными, договариваться между собой, находить общий язык. Давайте вспомним пословицы, которые подходят к нашей басне. Назовите их. («Вместе тесно, а врозь скучно», «Вместе и беда легче переносится», «Где дружба прочна, там хорошо идут дела», «Сам погибай, а товарища выручай», «Берись дружно, не будет – грузно», «Где родился, там и пригодился»).

Молодцы, правильно, все эти пословицы подходят к содержанию басни. Вот мы с вами и познакомились с новой басней И. Крылова «Лебедь, Щука и Рак». Эта басня подсказывает человеку, как надо поступать. Учит жить, учит видеть чужие ошибки, а иногда и свои. Давайте мы будем дружными, сможем договориться между собой, чтобы все дела, какие бы мы не задумали сделать всегда у нас получались.

Читать еще:  условия и приманки

Использованная литература.

1. Ушакова О. С., Гарвиш Н. В. Знакомим с литературой детей 5-7 лет. М. : ТЦ Сфера, 2010. – 224 с.

2. Методика развития речи детей дошкольного возраста/ под ред. Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева, В. К. Лотарев, А. П. Николаевича, М. : Просвещение, 1984. – 240с.

Анализ басни И.А. Крылова “Лебедь, рак и щука”

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Анализ басни И.А.Крылова «Лебедь, рак и щука» Подготовила: Студентка группы ПНК-32, Евстафьева Н.С. Преподаватель: Педкау Э.А.

Тема Басня Ивана Андреевича Крылова “Лебедь, Рак и Щука” про то, как однажды Лебедь, Рак и Щука собрались везти воз с поклажей. Все герои впряглись в воз, но у них ничего не получалось. Сколько они не пытались, а воз так и не двинулся с места.

Основная мысль Басня учит понимать, что, чтоб достигнуть цели, нужно работать в команде, а не мешать друг другу. Но, когда природой заложены абсолютно разные качества, слаженности не получится.

Проблема Автор говорит, что для того, чтобы дело спорилось, необходимо уметь договариваться. Работать в команде – это искусство. И только овладевшие этим искусством смогут сдвинуть с мертвой точки любой “воз”, каким бы тяжелым он не был.

Композиция Мораль: Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука. Основная часть: Однажды Лебедь, Рак да Щука Везти с поклажей воз взялись И вместе трое все в него впряглись; Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу! Поклажа бы для них казалась и легка: Да Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Персонажи Лебедь – он стремительный, упрямый, быстрый. Рак – неповоротливый, идёт назад. Щука -упрямая, только свое дело знает.

Сюжет Сюжет басни в том что все животные тянули воз в свою сторону : лебедь в небо рак назад щука в море

Исполнительская задача Аллегория – воз с поклажей В басне “Лебедь, рак и щука” аллегорический смысл в том, что если хочется добиться нужного результата, необходимо действовать сообща, а не тянуть, как говориться, одеяло на себя. Иван Андреевич неспроста подобрал именно этих животных, лебедь пытается тянуть воз в небо, рак пятится назад, а щука пытается плыть. И как бы они ни старались ничего у них не выйдет.

Анализ басни И.А.Крылова «Лебедь, рак и щука» Подготовила: Студентка группы ПНК-32, Евстафьева Н.С. Преподаватель: Педкау Э.А.

Выберите книгу со скидкой:

Сценарии жизни людей Школа Эрика Берна

350 руб. 493.00 руб.

Школа ремонта. Решение любого вопроса по ремонту в доме и квартире

350 руб. 598.00 руб.

100 УПРАЖНЕНИЙ ПО ЧТЕНИЮ. ШКОЛА ЖУКОВОЙ (ОБУЧАЮЩАЯ АКТИВИТИ +50) ОБЪЕМ: 16 СТР. в кор.50шт

350 руб. 126.00 руб.

ШколаСемиГномов 5-6 лет Логика,мышление Кн.с игрой и наклейками

350 руб. 122.00 руб.

Автошкола 2020 (с самыми последними изменениями и дополнениями)

350 руб. 188.00 руб.

ШколаСемиГномов 5-6 лет Уроки грамоты Кн.с игрой и наклейками

350 руб. 122.00 руб.

Современная школа игры на фортепиано

350 руб. 410.00 руб.

Актерское мастерство: американская школа

350 руб. 390.00 руб.

Фотография. Школа мастерства

350 руб. 949.00 руб.

Школа рисования. Кошки

350 руб. 227.00 руб.

Сценарии жизни людей Школа Эрика Берна

350 руб. 509.00 руб.

ШколаСемиГномов 3-4 лет Уроки грамоты Кн.с игрой и наклейками

350 руб. 122.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

V Международный дистанционный конкурс «Старт»

Низкий оргвзнос 30р

Сегодня последний день приёма заявок

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Наградные и подарки

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

  • Евстафьева Наталия СергеевнаНаписать 1065 28.10.2019

Номер материала: ДБ-762847

    28.10.2019 27
    28.10.2019 57
    28.10.2019 37
    28.10.2019 27
    28.10.2019 64
    28.10.2019 46
    28.10.2019 30
    28.10.2019 102

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]