Великое стояние на угре рыженко
От Угры до Молодей: какие памятные даты нам нужны
Калужский губернатор Анатолий Артамонов предложил на государственном уровне отмечать 11 ноября – день окончания Великого Стояния на Угре – военной кампании, решительно покончившей с зависимостью Московской Руси от татарских ханов
Не так уж часто наши чиновники предлагают инициативы, которые можно безусловно и безоговорочно поддержать. И вот – тот редкий случай.
Испытавшая чудовищные потрясения после монгольского нашествия и двух веков последовавших разорительных набегов, молодая Россия под властью Москвы достаточно укрепилась, чтобы в 1480 году раз и навсегда покончить с выплатой дани и политической зависимостью от кочевников Большой Орды. Замечательный стратег – великий князь Иван III – сумел добиться победы, не рискуя генеральным сражением, путем масштабной стратегической оборонительной операции, выставив охранение с артиллерией на пути хана Ахмата – у бродов на реке Угре. Сам князь руководил кампанией из Пафнутие-Боровского монастыря, так же расположенного на Калужской земле.
Увековечение Стояние на Угре имеет огромное культурное и идеологическое значение, поскольку за последние десятилетия в сознание нашего общества внедрялись несколько чрезвычайно вредных мифов, принижавших значение как монгольского нашествия, так и освобождения от него.
Среди полуобразованцев пропагандировалась «новая хронология» Фоменко-Носовского, которая вовсе отрицала историчность нашествия. Обывателю предлагался вместо реальной русской истории миф о существовании государства Орды-Руси, где московские князья и татарские ханы были одно и то же. Количество людей, чье сознание отравлено этим вымыслом, не поддается учету – перед нами настоящая гуманитарная катастрофа.
Более мягкий вариант того же мифа существует в поле полуофициальной историографии и политической мысли – это представление о якобы незначительных последствиях монгольского нашествия, необременительности для Руси монголо-татарского ига, о мнимом «союзе», существовавшем между Русью и Ордой. Разрушительное завоевание, на несколько веков затормозившее развитие материальной и духовной культуры русского народа, спровоцировавшее разделение Восточной и Западной Руси, представляется едва ли не вступлением Руси в цветущий «евразийский союз народов».
На деле, из 72 археологически изученных древнерусских городов 49 несут на себе следы разрушительного нашествия. После Батыева вторжения лишь четверть известных археологам поселений продолжили свое существование. Между 1223 и 1480 годами исследователи зафиксировали 133 боевых столкновения русских с ордынцами, большинство из которых представляли собой ордынские набеги на Русь. А сколько еще было не зафиксированных. Сожженные города и деревни, постоянный угон русских пленников и пленниц, которых генуэзские, а затем османские торговцы поставляли богатеям Европы и Ближнего Востока. Такова была цена неспособности Руси защитить границу с азиатским миром.
Наконец третий, особенно опасный аспект «монголобесия» – это распространение в республиках Поволжья убеждения об особенной благодетельности Золотой Орды, которая является началом государственности как современной России, так и этих народов. Складывается во многом парадоксальная ситуация, когда в современном Татарстане потомки волжских булгар (булгарским наследием в республике очень гордятся) воспевают власть хана Батыя, разрушившего булгарскую государственность, вынудившего булгар сменить имя и язык. Понятно, что в рамках развития культуры одного из регионов России такой идеологический кульбит смысла не имеет. А вот если грезить о «возрождении Золотой Орды», то всё встает на свои места.
Поэтому примирение с неоордынской мифологией чрезвычайно опасно для современной России, и стране обязательно нужна памятная дата, которая напоминала бы как о сущности той исторической трагедии, так и об успешном преодолении русским народом трудного ордынского этапа нашей истории. И здесь день памяти Стояния на Угре подходит как нельзя больше. Это память об окончательном освобождении от зависимости, о полном утверждении суверенитета России, причем совершившемся без масштабного кровопролития.
Важно отметить, что для празднования этого дня есть и естественный центр – деревня Дворцы в Дзержинском районе Калужской области, на берегу реки Угры – прекраснейшее место, где расположен Владимирский скит Свято-Тихоновой пустыни. Специальное помещение скита отведено под диораму «Великое Стояние на Угре» – последнюю прижизненную работу великого русского художника Павла Рыженко (1970-2014), замечательное по глубине, историософской силе и художественному исполнению произведение, несомненно – одна из вершин русской живописи – стоящее наравне с работами Репина, Нестерова, Корина…
Художник Павел Рыженко у диорамы «Стояние на Угре», которая создается группой художников Студии им. М.Б.Грекова для монастыря Свято-Тихоновой пустыни. Фото: Артем Геодакян/ТАСС
Мастерская многофигурная композиция передает основные составляющие русской идеи – Православие и упование на Бога, мужество и упорство в защите родной земли, умение пользоваться европейской техникой для обороны русских ценностей, тихое смирение перед лицом смерти, формируемое не фатализмом, а уверенностью в воскресении мертвых, милость к побежденным. Все произведения Рыженко проникают глубоко в душу, но эта лебединая песня мастера производит особенно сильное впечатление.
Сейчас идет работа и над устранением чудовищной исторической несправедливости – полного отсутствия в России памятников Ивану III – великому государственному деятелю, стратегу, архитектору русской державы. Он присутствует только на памятнике «Тысячелетие России». В установке первому Государю всея Руси памятника Москомархитектура ухитрилась в свое время отказать с формулировкой, что он «сомнительная, неоднозначная личность» (уж не знаю, кто сидит в этом учреждении – ордынцы или литвины, что для них Иван III сомнителен). На Угре должен быть установлен монумент Великому Князю как вождю этой великой кампании по освобождению.
Остается только порадоваться за то, что у Стояния на Угре есть свои лоббисты в лице Калужского губернатора. Поскольку в Московской области сложилась прямо противоположная ситуация – распоряжением губернатора Московской области Воробьева переведены под застройку земли поля битвы при Молодях, там при содействии властей Чеховского района коммерсанты намерены построить некий складской логистический центр.
Битва при Молодях 29 июля – 2 августа 1572 года по своему значению может быть сопоставлена только с битвой за Москву в 1941-м. Армия Крымского хана, сопровождаемая турецкими янычарами, шла, чтобы стереть Москву с лица земли и прекратить существование Русского государства. Ни Ледовое побоище, ни Куликовская битва, ни Полтавская битва, ни Бородинское сражение в случае проигрыша не были чреваты полным искоренением России. Только в битвах при Молодях и Московской решался вопрос о самой жизни страны и народа. И русские войска под руководством воевод Воротынского и Хворостинина полностью одолели врага.
И тем большее удивление вызывает тот факт, что поле битвы при Молодях не только не является музеем и охраняемой зоной, на нем не только нет достойного памятника сражению, оно еще и под угрозой варварской застройки. А 2 августа не внесено пока что в список памятных дат, как и день Стояния на Угре. Но если калужские власти активно борются за увековечение наследия, московские областные чиновники по-прежнему думают только о прибылях и выгодной продаже участков – историческая память народа их не колышет.
Диорама “Стояние на Угре”
Павел Рыженко, в общем, славился своим пренебрежительным отношением к историческим деталям того, что он рисует. И хотя диорама “Стояние на Угре” не дотягивает до совершенно феерической “Битвы под Москву”:
. она тоже жжет напалмом. Я приведу только несколько фрагментов, но и из них можно видеть, что батальной и исторической живописи у нас, по сути, нет, ведь Рыженко был лучшим.
Русский лагерь, понятное дело, весь вывалян в иконах и крестах:
Здесь надобно пояснить. Стояние на рыбе угорь происходило в 1480 году. В те дальние-дальние годы на Руси еще не было миллиона монастырей и миллиарда иконописцев. Это не 19, не 18, даже не 17 век. Иконы, в общем, были довольно редким явлением. Поэтому представить, что большую, хорошо написанную икону выволокут в поле, да так и оставят вот так торчать под крышечкой из двух досточек – невозможно. Павел Викторович, ничтоже сумняшеся, перенносит реалии 19-го, начала 20-го века на четыреста с лишним лет назад. Дальше – больше. Раз войско русское, православное, то в нем должны быть попы. Причем в количествах товарных. И мы видим совершенно феерическую картину:
Монах с рукой на перевязи! Господа, это 15-й век! Гипса нет! До Пирогова еще почти четыре века? Хрен ли монах у нас с раненой рукой на перевязи и в гипсе? Хрен ли он вообще в военном лагере? С кадилом, блеать, в правой руке? Он только что из боя? Он херачил этим кадилом татар? У нас тут что, Вархаммер 40000? Тогда почему он без пиломеча? Ах, вы говорите, что в 1480 году не было пиломечей. А варяги в 1480 году были?
Это предметный план диорамы. Здесь мы видим, как монах (положительно, русское войско наполовину состоит из клериков! Правда непонятно, почему тогда они не делают хил, не баффают войско и не ресурректят убитых) накрывает мертвого, которому он давал последнее упокоение. При этом он, наверняка, бормочет про себя: “И чего тебе, дураку, в Миклагарде не сиделось – и деньги, и уважение, и карьера! Поперся в 1480 год, дурила. ” Кстати, за раненым попом виден воен с миндалевидным щитом. С большим миндалевидным щитом. В 1480 году.
Сразу за раненым монахом представлена батарея удивительных орудий, которые смотрят куда угодно, только не на противника:
Но тут уж пускай полыхает у Лобина, гы-гы-гы.
На фоне униженных мусульман мы видим, как воевода читает грамоту аж с ЧЕТЫРЬМЯ печатями:
Отсюда не видно, но в грамоте, несомненно, написано: “Х. ле ты напялил гусарский доспех второй половины семнадцатого века, уадмк в шапке? Ты е. анулся совсем? Где колонтарь? Где броня дощатая праотеческая?!”
Несколько перекошенная, зато крупным планом, часть картины, изображающая русских пушкарей.
На переднем плане русский молодой юноша пьет из братины. Конечно, раз русский – из чего же ему еще пить? Только из глиняной братины, которую войско привезло с собой в полевой лагерь. На заднем плане виден русский вояк с мушкетом королевы Анны (самый большой мушкет колониальной Америки длиной пять с половиной футов, из которых четыре с половиной приходились на ствол). Такой мушкет появится чуть менее, чем через триста лет, но разве это будет волновать художника, специализирующегося на исторической тематике, рисующего диораму по государственному заказу? Нерусский чувак одетый и постриженный по моде, которая наступит через сто пятьдесят лет, держась за копье, указывает куда-то полым стержнем (трубой малого диаметра), изготовленной хрен знает из чего и долженствующей изображать фуй знает что. Слева в козлАх стоят бердыш 17-го века и швейцарская алебарда 14-го века. Экелектика, ухле.
Помимо пушек-х. юшек и прочих мортир неимоверно доставляют русские шатры:
Художнику было невдомек пох. й на то, что “на весь бы мир одна наткала я полотна” – это сказка Пушкина, а в реальном 1480 году не могло быть туркестанских палаток. Шатер (круглый) – это принадлежность очень знатной знати, а русский воен прятался под собственным плащом.
Еще один доставляющий крупный план:
На нем, помимо очередного попа (нет, реально, там у них у всех должно быть +5 сопротивляемость к магии!) мы видим. Девочку! Несовершеннолетнюю девочку, йбнврт, в русском лагере 1480 года. БЛ-. -. -. -. ДЬ. Русские, конечно, похотливые, развращенные твари, но не настолько. Что за херня? Это ведь ИСТОРИЧЕСКОЕ мать его полотно! Пушка-х. шка, втиснувшаяся в кадр, должна вызвать пригорание стула не только у Лобина. И обратите внимание на небрежно брошенный в грязь шлем. Шлем, ха! Да у меня дядя на шлемовой фабрике работает, у него там этих шлемов – завались!
Ну вот серьезно, как можно было выдать такой ад? И ведь, что характерно, если начать говорить об этом людям, 99% заблекотит: “Да чо ты привязался, тоже мне, Рубо-х. юбо! Главное – это цвета! Композиторство, в смысле, композиция! Все равно никто не знает, как там было по-настоящему!” Угорь ох. евает, что на нем так стоят:
И ведь, повторяю, Рыженко был лучшим. Что придет на его место – просто страшно подумать. В заключение, еще одно полотно грандмастера, называется: “Судьба человека. 1941”. Я ипал это искусство.
Стояние на Угре
5 и 7 ноября 2019 года состоялись две экскурсии учеников Лицея «ДЕРЖАВА» 5 «А», 5 «В», 6 «А», 7 А», 7 «Б», 7 «Г» классов. Ребята посещали Музей-диораму “Великое Стояние на реке Угре” – первый в России музейный комплекс, посвященный военной компании 1480 года. Он создан по инициативе и трудами монастыря Калужская Свято-Тихонова пустынь.
После экскурсии ребята оставили свои отзывы.
Мне понравился рассказ экскурсовода о событии, изображенном на диораме «Стояние на Угре». Всё подробно изображено и продумано до малейшей детали и очень доступно рассказано. Очень понравились стихи собственного сочинения нашего экскурсовода. Большое спасибо за вкусные плюшки и чай. (Кайряк Алина)
На этой экскурсии я узнал о художнике Павле Рыженко. Он автор диорамы «Стояние на Угре». Я его считаю великим человеком, так как он смог передать все детали такого важного, переломного события для нашего государства, как освобождение от ига Золотой Орды. (Тараканников Даниил)
Я узнал много нового о Великом Стоянии на Угре, которое произошло в 1480 году, а так же о великом художнике Павле Рыженко, который написал диораму «Стояние на Угре», длина которой около 24 метров, а высота около 7 метров. (Мурачёв Павел)
Мне очень понравилась эта экскурсия, так как она оказалась крайне познавательной. Калужская Свято-Тихонова пустынь Владимирского скита – прекрасное место! Я узнала много новой подробной информации о Стоянии на Угре и увидела это событие на диораме выдающегося художника современности Павла Рыженко, побывала на самой Угре, где непосредственно и происходили события 1480 года. (Большова Мария)
Сегодня я побывала в удивительном месте, это место – Калужская Свято-Тихонова пустынь. Я увидела диораму «Великое Стояние на Угре» и была поражена её масштабом. Узнала о том, что её написал художник Павел Рыженко. (Горанская Дарья)
Поездка была очень интересной и информативной. Я узнала много нового и расширила свои знания о событии Стояние на Угре и Иване III . Так же узнала о художнике Павле Рыженко. (Горшкова Яна)
Мне всё очень понравилось, так как у нас были экскурсоводы, которые очень интересно рассказывали материал. Я узнал подробности про Стояние на Угре, так же я увидел саму реку Угру. Там всё увлекательно и познавательно, поэтому советую всем посетить это место! (Завитухин Руслан)
Мне поездка очень понравилась. Я побывала на месте событий 1480 года. Увидела диораму Великое Стояние на Угре, выполненную художником Павлом Рыженко. На экскурсии увидела картины, посвященные не только Стоянию на Угре, но и Куликовской битве, которая была ровно за сто лет до окончательного свержения ига Золотой Орды. (Осадчая Мария)
Я смог своими глазами увидеть поле боя и ту самую реку Угру. Узнал, что когда Иван III умер, только спустя 555 лет ему создали памятник. (Геворкян Армен)
Экскурсия получилась достаточно информативной. Большое количество экспонатов, которые очень интересно рассматривать. Хорошо преподносят информацию экскурсоводы. Экскурсия хорошо подходит для ознакомления школьников с историческими событиями важными для нашей истории и нашего государства. (Уткина Мария)
Мы очень довольны сегодняшней поездкой. Было довольно интересно послушать о Стоянии на Угре, узнать более подробную информацию об этом событии и тех личностях, которые были связаны с этим событием, например, Иване III , так же полюбоваться самой рекой. Особенно нам понравилась диорама «Великое Стояние на Угре». (Шавшукова Ангелина, Худойназарова Азиза)
Вчера мы посетили музей-диораму «Великое Стояние на Угре». Мне очень понравилось, было интересно слушать экскурсовода, то как он рассказывал об этом месте. Внутри музея было много интересных экспонатов, но мне больше всего понравилась диорама. Целых 24 метра в длину и 7 метров в высоту! Она была очень красивой и чёткой, как будто фотография! Так же было интересно находиться в зале с оружием. Там мне понравилось рассматривать наконечники стрел и лук для стрельбы. Когда мы пришли к реке, нам прочитали несколько стихотворений. Экскурсия была очень интересной и увлекательной, я бы хотела побывать там ещё раз. (Клюева Кира)
Вчера, 7 ноября, мы посетили музей-диораму на Угре. Эта поездка запомнилась не только чётким и понятным объяснениям экскурсовода, но и диорамой, благодаря которой мы смогли погрузиться в те далёкие от нашего времени события. Когда выходишь на улицу и подходишь к Угре, открывается великолепный вид на реку. Эта поездка была мне полезна, так как я расширил свой кругозор по истории. Поездка мне понравилась и запомнится на всю жизнь. (Кудрин Савелий)
Вчера мы посетили музей-диораму на Угре. Мне очень понравился музей. В нём ты как-будто попадаешь в прошлое. Особенно меня поразила диорама Павла Рыженко. Она была размером 24 метра на 7 метров! Меня это удивило. У нас был поразительный гид – директор музея. Он так интересно рассказывал, что было не оторваться. А это панорамный вид на Угру, чай с булочками.. Мы съездили не зря, многое повидали, многое узнали. (Демиралп Диляра)
Мне очень понравился музей. Я слушала экскурсовода на одном дыхании. Всё было очень и очень интересно. Понравились картины, особенно большая – диорама «Стояние на Угре», старинные вещи тех времён, понравился памятник Ивану III . (Ткаченко Анастасия)
Вчера мы посетили музей-диораму «Стояние на Угре». Было очень интересно и познавательно. Я узнал много нового. Ещё мы ходили на Угру, там очень красиво. Я с радостью съезжу туда ещё раз. (Томсон Марк)
Вчера мы посетили музей-диораму на Уре. Было здорово, потрясающая атмосфера, панорамный вид. Сопровождающий гид – великолепный рассказчик! Всё понятно, интересно. Надеюсь, ещё вернуться в это место. (Артюховская Софья )
Вчера мы посетили музей-диораму «Стояние на Угре». Могу сказать, что сам музей очень интересен, как своим строением, так и своей историей. Особенно красивая река Угра. Берег очень крутой, и с него открывается прекрасный вид. Экскурсовод рассказывает очень интересно и понятно. Он очень добрый и умный. Советую всем посетить музей. (Им Дмитрий)
Вчера мы посещали музей. Это поездка была очень интересная. Нам рассказывали очень много, это было интересно! Больше всего мне понравилась картина, которую нарисовал Павел Рыженко, картина была очень реалистична, очень красивая и большая! Её размеры 24 метра на 7 метров! Эта поездка была замечательной и незабываемой! ( Курятникова Яна)
Вчера мы посетили музей-диораму на Угре. Мне очень понравилось это место. Рассказ экскурсовода было очень интересно и увлекательно слушать. Особое внимание я обратила на огромную диораму, она была невероятной красоты. Я даже представила себя персонажем этой огромной картины. (Саркисян Элина)
Вчера мы были на экскурсии, посещали музей-диораму на Угре. Мне очень понравилась эта экскурсия. Нам много рассказывали об этом событии. Мы посмотрели диораму и послушали интересную лекцию. Мы купили сувениры, попили чай с плюшками и посмотрели реку Угру. Было очень интересно. ( Габриелян Геворг)
Диорама «Великое Стояние на реке Угре»
У нас уже установилась традиция встречать Новый год у друзей в Калуге и новый 2017 не стал исключением. День на второй, после того, как были съедены все салаты и завершен традиционный обход друзей и родственников, мы решили, что пришла пора культурного досуга. Им стал наш выезд на диораму «Великое Стояние на реке Угре». Мы давно уже порывались посетить этот объект, но каждый раз находились веские причины отложить поездку на потом.
Если честно, я до этого имел довольно смутное представление, что вообще такое «диорама». Оказалось — это художественная инсталляция, состоящая из двух составляющих — переднего плана, выполненного в объеме и заднего плана, оформленного в виде картины.
Диорама «Стояние на Угре» посвящена историческим событиям более чем 500-летней давности, когда решалась судьба Руси — быть ей свободной или быть окончательно раздавленной под натиском хана Ахмата с одной стороны и польского короля Каземира. И у того и у другого были виды на столь лакомый кусок, особенно у хана Ахмата, которого Великий Князь Иван III просто игнорировал и несколько лет не платил дань, да и вообще, государство Ахмата трещало по швам. Поход на Москву для него было последним шансом показать всему миру, чьи в лесу шишки 🙂 Ну ладно, не буду углубляться, а то «настоящие историки» уже наверно нервно строчат ругательные комментарии к этой записи 🙂
Диорама «Стояние на Угре» находится в селе Дворцы на территории Владимирского скита Калужской Свято-Тихоновой пустыни. Ниже приведена карта, на которой обозначено, куда нужно ехать.
Билеты на диораму продаются в церковной лавке, стоимость взрослого билета составляет 150 рублей (январь 2017), пенсионерам и детям скидки. Музей находится на территории монастыря, поэтому одеваться надо соответственно и вести себя «в рамочках».
На территории монастыря
После покупки билета проходим в здание соседнего храма, где нас встречает экскурсовод. Экскурсия включена в стоимость билета и длится примерно полчаса. Помимо исторических сведений экскурсовод рассказывает о местных православных святынях и подвижниках, с которыми связана история этих мест — в частности, Сергии Радонежском и Тихоне Калужском.
Музей разделен на несколько залов. В них представлены картины художника Павла Рыженко на православную и историческую тематики. Также в первом зале есть уменьшенная копия диорамы.
Сама диорама расположена в следующем зале. К сожалению, фотосъемка не разрешена, тем не менее, все фотографируют, хотя условия не самые лучшие для фотосъемки — приглушенный свет на переднем плане (там где объемные фигуры), а задний план освещен более ярко — очень умный ход, чтобы защититься от «фотохудожников» с мобилами и «худофотографов» с зеркалками, небо на фотографиях получается белым. Я тоже сделал несколько снимков (на смартфон, чтобы не шарахать затвором зеркалки на весь зал) и склеил их в панораму, надеюсь, музей на меня за это не сильно обидится.
На фотографии абсолютно не чувствуется, что картина объемна. Да-да, все, что на переднем плане — лестница, человек, копающий могилу, пень на пригорке, размешанная грязь на дороге, ветки, котелок на костре, раненый воин и монах — все это объемное и выполнено очень реалистично! Задний план представляет собой картину для неторопливого разглядывания. На картине огромное количество персонажей — от простых мужиков до князей и воевод. Вдали виднеется светлая полоска реки Угры. На этом берегу стоит русское войско, на другом — войско хана Ахмата. У реки несколько бродов, но все попытки монголо-татар перейти реку вброд провалились — у русских к тому времени уже были пушки-пищали (нет, они не пищали, когда стреляли, пищали скорее те, в кого попадали 🙂
Экскурсовод рассказывает во всех подробностях, кто изображен на картине, подсвечивая фонариком того или иного персонажа. В помещении диорамы играет соответствующая фоновая музыка, которая поддерживает напряженное и тревожное состояние. Словами передать сложно, это нужно увидеть и услышать — погружение в смутное средневековое настроение гарантировано!
На диораму можно смотреть с двух ярусов. Вот еще фотография со второго (это уже на нормальный фотоаппарат).
Вид на диораму со второго яруса
Следующий зал представляет интерес любителям разного рода артефактов — старинного оружия, доспехов, предметов быта. Что примечательно, почти все это можно потрогать, кое что даже примерить, сфотографироваться.
Максим с топором
В последнем зале экспозиция, как мы поняли на стадии формирования и посвящена она автору этого шедевра — Павлу Рыженко. К сожалению, он не дожил до нашего времени, но оставил после себя богатое культурное наследство в виде потрясающей диорамы «Стояние на Угре».
Общие впечатления от поездки
Мое мнение — интересно, красиво и необычно. В первую очередь данный объект будет интересен любителям истории. Признаюсь честно, мои знания истории довольно отрывочные — не очень любил в школе этот предмет, но посещение «Стояния на Угре» добавило хоть небольшую, но крепкую заплатку на одну из дыр в моих знаниях истории России. Если история — не ваш конек, скорее всего, многое из рассказанного экскурсоводом вам будет непонятно. Если перед посещением вы почитаете хотя бы в Википедии о том, что это вообще было за время (1480 год), это будет большим плюсом.
На этом, пожалуй, и закончу об экскурсии.
p.s. После экскурсии можно пройти примерно полкилометра и выйти на берег той самой Угры.
Ну и еще одна фотография — нельзя же просто так побывать на Угре, надо на ней постоять! 🙂