Леди макбет лесков проблемы
Анализ повести Леди Макбет Мценского уезда Лескова
Жанровая направленность произведения представляет собой прозаический очерк, отличающийся реалистичностью, подлинностью повествовательного сюжета, опирающегося на факты из реальной действительности. Однако с точки зрения литературоведов по признаку непростого, наполненного событиями сюжета, произведение является повестью.
Композиционная структура повести представляет собой пятнадцать глав, условно разделенных на две части, первая из которых описывает события, происходящие в доме Измайловых, а вторая часть повествует о времени, происходящем в пути на каторгу главной героини.
Сюжетная линия повести разворачивается в момент рождения и развития любовных отношений главной героини, представленной в образе Катерины Львовны Измайловой, и приказчика ее супруга Сергея, которые приводят впоследствии к трагедии.
Главная героиня Катерина Львовна изображается в повести в качестве молодой купеческой жены, не любящей собственного мужа, который гораздо старше ее по возрасту, не имеющей детей, живущей в купеческом поместье в полнейшей скуке и моральных страданиях.
В период отсутствия мужа у Катерины Львовны случается страстный роман с приказчиком Сергеем, хитрым, алчным мужчиной, умеющим в своих целях использовать женские слабости, манипулирующий представительницами женского пола ради денежного благосостояния.
Ради сохранения любви и своего социального статуса Катерина, спровоцированная приказчиком, совершает несколько убийств, избавившись от отца супруга Бориса Тимофеевича, пытающегося предотвратить ее супружескую измену, затем от мужа Зиновия Борисовича, а в окончании от племянника Федора, мальчика, являющегося претендентом на наследство. Тем самым Катерина Львовна представляется читателю в качестве человека, у которого отсутствуют моральные барьеры, отличающегося жестокостью, беспринципностью, способностью на убийство ребенка. Поступки любовников не остаются безнаказанными, и они отправляются на каторгу, однако на пути Сергей находит новую любовницу в лице Сонетки, ревность к которой со стороны Катерины приводит к их обоюдной гибели.
Отличительной особенностью повести является раскрытие автором нескольких тематик в виде темы любви, являющейся основной, а также семейной темы и чувства мести.
Проблематика произведения представляется в качестве изображения скуки, одиночества, корысти, безнравственности человеческой натуры.
Смысловая нагрузка повести заключается в изображении прогнившего закостенелого патриархального быта, отличающегося отсутствием любви, взаимопонимания, семейной духовности.
2 вариант (сюжет)
Главная героиня повести – Катерина Львовна Измайлова, молодая купеческая жена, вынужденно вышедшая замуж несколько лет назад. Она проживает в большом доме со своим мужем Зиновием Борисовичем и его отцом-своим свекром. Увлеченный лишь делами и заработком денег, муж часто и подолгу не бывает дома, так что молодая жена предоставлена сама себе. У супругов нет детей, за что пусть и не в глаза, винят Катерину, называя «холостой скрыней». Жизнь ее однообразна и скучна, каждый день она слоняется из комнаты в комнату, зевая, смотрит в окно на рабочих, пьет чай в саду и предается дневному сну. Отчасти, такому образу жизни она обязана самой себе, потому что абсолютно не интересуется книгами и никак не развивается духовно.
Так проходит день за днем, пока однажды весной, молодая купчиха не решает выйти в сад развеяться и встречает там молодого приказчика Сергея.
Сергей знает, как привлечь и соблазнить женщину, и с Катериной Львовной это не доставляет труда, потому как в этот же день у них начинается роман.
Катерина, не привыкшая к вниманию со стороны мужчин и комплиментам, которыми осыпал ее приказчик, быстро влюбляется в него, да так, что эта страсть полностью захватывает ее разум и пробуждает в ней решительность полностью отказаться от прежних устоев и изменить свою жизнь.
Таким образом, Катерина Львовна избавляется от скуки, душившей ее все эти годы, а расчетливый Сергей получил шанс на безбедную жизнь. Опьянев от страсти и вседозволенности, любовники теряют бдительность. Борис Тимофеевич, свекр Катерины Львовны, застает возвращающегося из ее спальни Сергея и обо всем догадывается. Катерина Львовна решается на страшный поступок, и в эту же ночь травит своего свекра крысиным ядом.
Войдя в азарт и чувствуя безнаказанность, убийцы отправляют на тот свет и прибывшего обратно Зиновия Борисовича. В этот раз Сергей сам проявил инициативу, подговорил Катерину Львовну, манипулируя ей, играя ее чувствами. Их не волнуют ни другие люди, ни их разговоры и сплетни, которые поползли по округе, обоих поглотили чувства, Катерину-невиданная прежде страсть, Сергея-корысть и эгоизм.
Не остановил убийц и невинный ребенок, племянник Зиновия Борисовича Федя, который по словам Сергея мог стать причиной их с Катериной Львовной несчастий. Убийство ребенка стало пиком морального падения героев. Хладнокровная и будто уже привыкшая убивать Катерина Львовна не останавливается даже сама будучи в положении.
После убийства Феди они оказываются на каторге, где Сергей резко охладел к Катерине, и даже ненавидит ее, обвиняя в том, что она испортила ему жизнь. Она же продолжает любить, ловить каждое его слово, пусть даже и не ласковое, каждый взгляд, каждую минуту, проведенную наедине. Но теперь, когда они стали равны и Катерина Львовна больше не представляет собой материальный интерес, Сергей не видит никакого смысла продолжать отношения, и увлекается другой молоденькой арестанткой. Катерина становится несчастна, ее душа переполнена злобой и обидой, и снова она становится решительной и разрушительной как стихия. В финальной сцене на пароме все закончилось еще одной трагедией. Осознав, что все кончено, и возлюбленный теперь принадлежит другой, Катерина не в силах принять и вынести это, бросается на свою соперницу, и вместе с ней прыгает за борт, где обе утонули.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ произведения Леди Макбет Мценского уезда
Популярные сегодня темы
Тютчев Фёдор Иванович – российский поэт, подаривший людям прекрасную пейзажную лирику. Читая его произведения, можно только восхищаться – настолько они чисты и чудесны. Что касается жизни писателя, так она тоже не менее интересна и насыщена.
Герой романа И. А. Гончарова «Обломов», Андрей Иванович Штольц, является довольно интересной личностью. Как он сам признавался, труд – это образ, содержание, стихия и цель его жизни
Картина И. И. Шишкина “Корабельная роща” написана в1898 году. На картине великого художника-пейзажиста изображена любимая его роща возле Елабуги. Полотно имеет такое название из-за изображения на ней корабельных могучих сосен, которые использовались
Александр Исаевич Солженицын – исследователь человеческой души. Писателя всегда интересовала суть тех или иных поступков людей. Многие его произведения философского характера. Но все они заставляют читателя задумываться о правильности жизненного выбора
Все мы часть природы, ведь когда-то, все мы жили исключительно в уединении с природой. Но и сейчас, несмотря на то, что большинство из нас живет в городах, мы все также, любим, выбираться на свежий воздух
Нравственное падение человеческой души (на основе трагедии У.Шекспира «Макбет» и повести Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»)
В человеке заложено два начала: материальное и духовное. Как сказал Сент-Экзюпери: «Один лишь Дух, коснувшись глины, творит из нее Человека». Действительно, душа – это то, что отличает человека от животного. Только человеку свойственно проявлять добро, милосердие, понимание, терпение, сочувствие по отношению к ближнему. По-другому все эти качества можно назвать одним словом – «Человечность».
Но, к сожалению, природа людей такова, что далеко не у каждого духовное стоит на первом месте. Человеческая безнравственность проявляется в приземленности, меркантильности, низкой культуре. Зачастую в погоне за всевозможными материальными благами мы забываем о высших человеческих ценностях и идеалах. Развитие лишь материального мира губительно для человека. Без духовности человек становится черствым, циничным, неспособным к сочувствию и состраданию. Его собственные интересы становятся превыше всего на свете, таким образом, отсутствие духовного начала подкармливает человеческий эгоизм. Возрастает и агрессивность, жестокость личности. Ради личной выгоды подобные люди готовы пойти на многие тяжелые преступления, даже на убийство.
Такая личность совершенно не готова к жертвенности и подвигам. Потеря духовности – это потеря духа, души. Отказываясь от высших ценностей, люди перестают глубоко чувствовать себя и окружающий мир. Они нередко утрачивают способности к созиданию, сотворению чего-то нового. Потребительство становится основной их прерогативой. Бездуховный человек не способен на истинную любовь, веру. Кроме того, ему практически невозможно отыскать свой путь в этом мире и ощущать счастье от каждого мгновения жизни. Следовательно, такая личность не может стать истинно счастливой.
Наша душа хранит в себе немало тайн, раскрыть которые человечество пытается с момента своего появления. Подобным занимались и занимаются философы, психологи, не составляют исключение в этом списке и литераторы. Человеческая душа всегда являлась объектом литературы. Многие великие творцы вдохновлялись либо ее светлыми сторонами, либо низкими ее качествами, достойными только порицания и высмеивания. Зачастую бездуховные образы диктовала эпоха, в которой жил писатель или поэт. Ибо обществу, к сожалению, свойственно переживать нравственный упадок. Вся эта бездуховность вокруг не могла не задевать сердца людей творческих, в частности писателей. Поэтому нередко мы можем найти в главных героях литературных произведений людей далеко не с самыми высокими моральными принципами. Людей, готовых достичь своей цели любой ценой. Такие герои, как правило, не питают возвышенных чувств, им свойственны корыстолюбие, алчность. Не чуждо им и легкомыслие. К примеру, таковы главные герои трагедии У.Шекспира «Макбет» и повести Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда».
В центре трагедии У.Шекспира – превращение Человека в жалкого убийцу из-за угла совершающего свои преступления в угоду личным интересам. Такой трансформации поддается главный герой трагедии – шотландский полководец Макбет. В произведении он из доблестного и прославленного героя превращается в ненавистного всем злодея, то есть его душа переживает нравственное падение. Здесь Шекспир анализирует человеческую природу. Он подтверждает, что в человеке, как было сказано в начале, заложено два начала. При этом они находятся в бесконечной борьбе за овладение человеческой души.
О наличии светлого в человеке автор показывает через образ Макбета в начале пьесы. В самой завязке сюжета он доблестный и храбрый воин, обладающий высокими моральными принципами. Он борется за свое королевство, за свободу своего народа, за своего короля. Но тут же на его пути попадаются три ведьмы, которые предсказывают ему его будущее: он станет королем Шотландии. Сам Макбет безоговорочно верит в данное предсказание. И он принимает его за цель, осуществить которую необходимо во что бы то ни стало. Здесь эти три ведьмы являются прообразами того темного, что живет в душе человека. И вера в обещанное ведьмами будущее является показателем того, что темная сторона полностью поработила его душу. Здесь в Макбете просыпается индивидуалист, ставящий свои интересы превыше всех остальных. Теперь, чтобы достичь трона он идет на тяжкие преступления, тем самым, потеряв свое человеческое или духовное начало. Однако стоит отметить, что все преступления Макбета нередко совершаются с подачи его жены – Леди Макбет.
Леди Макбет представляет собой воплощение крайнего эгоизма, олицетворение той плохой стороны человеческой целеустремленности. Она не знает ни сомнений, ни колебаний перед своей целью. Понимает она это, лишь утрачивая разум, в безумии, когда видит кровавые пятна на руках, которые смыть ничто не в силах. Ее уже трудно назвать женщиной. В своем монологе перед убийством короля Дункана она призывает «невидимых гениев убийства», и просит их, чтобы в ней умерла женщина и небо не могло сказать: «Остановись!».
Она и Макбет – это действительно друг друга достойная пара. Но если еще самому Макбету свойственны периодические просветления души, то леди Макбет уже не способна к каким бы то ни было проявлениям человечности. И потому она не способна разумом постичь, что совершенные ею (или по ее наущению) преступления – грех. Раскаяние ей чуждо. В доказательство этому могут послужить мысли героя перед первым преступлением.
Да, Макбет мечтает о троне, но мысль об открывающем к нему путь убийстве великодушного Дункана внушает ему омерзение и страх. Он стыдится покушаться на осыпавшего его милостями короля и боится возмездия за столь неслыханное злодеяние. Того же нельзя сказать о его жене. Она считает подобное «просветление» лишь недостатком и упрекает Макбета в трусости.
О рассказе Н. Лескова ” Леди Макбет Мценского уезда”
Леди Макбет Мценского уезда.
Который раз перечитываю эту повесть Николая Лескова и всякий раз хочу найти в главной героине Катерине Львовне Измайловой хоть что-то от человека. Но чем внимательнее вчитываюсь в её литературный портрет, тем больше вижу в нём дьявольского, нечеловеческого. Тем более, никакого женского начала: женщины – верной жены, нежной матери, хранительницы семейного очага. Думаю, что такой мастер слова, как Николай Лесков, не выдумал эту историю, а взял из жизни. Почему я так решила? На то у меня есть основания, о которых я поведаю в рецензии на всем известный рассказ того же писателя ” Тупейный художник”. А потому, читая ” Леди Макбет Мценского уезда”, делается ещё страшнее осознавать, что такая женщина – выродок могла жить на самом деле и творить свои чудовищные преступления, о которых в пору детективные сериалы ставить с участием Леонида Каневского, спокойно и хладнокровно. А главное, без зазрения совести.
Итак, что мы имеем? Жила – была девочка, воспитывалась в бедной мещанской семье. Короче, полная бесприданница. А тут к ней дяденька богатый, купец именитый, посватался, который старше девочки лет на тридцать с лишком. И что же она? Как я поняла из рассказа, Катеньку долго не нужно было уламывать, упрашивать – она сама согласилась на брак с этим человеком. У того имя, богатство, хозяйство большое, денег – куры не клюют. И будет Катя жить в купеческом доме, как сыр в масле катаясь. В принципе, могла бы и отказаться, и выйти замуж по любви, за молодого, пусть и небогатого. Но деньги и власть! – сделали своё дело. Не любимый, неласковый, зато богатый. И ещё одно преимущество – муженёк часто в отлучке – не досаждает Катерине Львовне требованиями услаждать его на супружеском ложе. Да и свыкся вдовец Зиновий Борисович с мыслью, что и вторая жена не подарит ему законного наследника.
А молодая бабёнка в самом соку вот уже пять лет живёт в мужнином доме. Да с ними вместе ещё и свёкор проклятый проживает, да житья не даёт: всё нудит, следит за каждым шагом снохи, да нотации читает, старый чёрт.
А Катерина Львовна мается, как канарейка в клетке: читать книги она не приучена, шить да вышивать тоже. Телевизоров да компьютеров в те времена и в помине не было. Смартфон бы ей с подружками поболтать от души, но ни подружек, ни смартфона. А кровь молодая кипит, тело изнывает от похоти, а ворота закрыты на замок, одной выходить молодой купчихе в свет запрещено. Так в те времена семейную честь хранили!
Однако, свинья грязь всегда найдёт. Вот Катерина Львовна и нашла. Приказчика молодого по имени Сергей. Тот оказался не дураком, сразу скумекал, какую выгоду можно извлечь от близости с этой бабёнкой. Ну просто в даль глядел.
Как говорится в одной старой русской присказке: “Папки нет, и мамки нет, некого бояться. ”
И понеслось. До того дошли любовники, что ни перед кем уже не таились, не стеснялись. Ложе супружеское Катерина Львовна каждый божий день оскверняла. Да и не боялась она никого, даже божьего гнева. Смелой стала, развязной. Образа по всему огромному дому развешены, а она даже лба себе не перекрестит. Совсем забыла о стыде и совести. Любовничек ей попался под стать. Ни креста на нём не было, ни управы на него. Хотя нет, управа нашлась. В лице свёкра, Бориса Зиновьевича. Тот хоть и старый, да умный и догадливый. Застукал любовников на месте прелюбодейства. Застукал и пообещал доложить сыну, чем его жёнушка в его отсутствие занимается. А Сергея саморучно так отодрал в подвальчике плетью, что тот еле встал. Да ещё обещался его в острог спровадить.
Тем же вечерочком вдруг помер Борис Зиновьевич. Грибков поел и преставился. Катерина Львовна послала нарочных, чтобы те сообщили мужу о скоропостижной кончине отца. Но на похороны тот не приехал. Видимо, так было нужно.
Время стояло жаркое – лето – быстренько предали земле старого купца Измайлова. В те времена разбирать никто не стал: в чём причина смерти с виду здорового старика. А помог Катерине Львовне крысиный яд, которым травили крыс в амбарах с зерном. Вот дедушка и повечерял с удовольствием.
А любовь тем временем продолжалась, и была она жаркой и греховной. Теперь Сергей гоголем ходил перед всеми работниками и приказы отдавал вместе с молодой хозяйкой.
Что было потом? В одну из душных ночей хозяин вернулся. И всё сразу понял. А, может, донёс ему кто из доверенных лиц.
Но мне кажется, что неверно повёл себя Зиновий Борисович. Нужно было молчком делать то, что он задумал, а он выложил все карты жене. А любовник тем временем за окошком висел. И про смерть отца понял купец Измайлов, и про женину измену и про наглость и самоуверенность молодого соперника.
И появился в доме второй труп. Катерина Львовна душила мужа,( любовник в то время держал его за руки, за ноги) потом добила его злодейка тяжёлым бронзовым канделябром в висок. И снова всё было сделано хладнокровно, без зазрения совести. Вдвоём оттащили труп в тот подвальчик, где Сергей получил от Измайлова старшего 50 горячих, и закопали глубоко и надёжно. И следов никаких – всю кровь Катерина Львовна затёрла.
Жили бы – поживали любовники, удивлялись бы пропаже купца Измайлова – ну, пропал и пропал купчина. Мало ли в то время разбойников и злодеев бродило по окрестностям: ограбили, да сбросили в какую-нибудь яму.
Вдруг Катерина Львовна поняла, что беременна. Но самое страшное, оказалось то, что она, как самая главная наследница купеческого бизнеса таковой не является. Зиновий Борисович был совладельцем лишь малой доли, а большая часть принадлежит маленькому мальчику, племяннику покойного купца Измайлова, Феде Лямину.
Делить бизнес с каким-то там ребёнком Измайлова не собиралась, тем более, её подначивал любовник: ” Я мечтал быть хозяином всего состояния, женившись на тебе. А что же получается? Неужели ты терпеть будешь какого-то мальчишку?”
И вот однажды вечером, когда опекунша Феди пошла к всенощной, Измайлова задушила мальчика подушкой.
Но бог, как говорится, не Ермошка, он видит всё. Всплыли и два предыдущих убийства.
Женщина в 23 года. Рождённая с зерном ЗЛА в душе. Писатель в начале рассказа пишет, что если бы у Катерины Львовны был ребёночек. Она родила мальчика в тюремной больнице, но даже отказалась на него взглянуть. Этого и следовало ожидать. Если бы Катерина Львовна родила ребёночка раньше, кто дал бы гарантию, что она не придушила бы его так же, как и маленького Федю, если бы тот громко плакал и мешал заниматься ей любовью?
Вот только, считаю, несправедливость большая. На гильотину бы отправить такую злодейку, на совести которой три убийства, в том числе и маленького ребёнка. Но, увы, российские императоры были чересчур мягкосердными. Получив 50 ударов плетью принародно, Катерину Измайлову и её любовника отправили по этапу на каторгу в Сибирь.
Видимо, писатель Николай Лесков был очень мягким и добрым человеком. В конце рассказа он назвал Катерину Измайлову “бедной женщиной”. Лично для меня она – монстр в юбке, не раскаявшаяся в трёх убийствах, не жалеющая ни о чём, только о том, что потеряла любовника. Мне больше по душе Катюша Маслова. Ту сделали преступницей обстоятельства, беспросветная нищета и безысходность. Как следствие, занятие проституцией и убийство купца. Но в конце романа женщина полностью раскаивается в содеянном, пересматривает свою прошлую жизнь и примыкает к группе политических.
Измайлова не раскаивается ни в чём. Она только страшно ревнует своего бывшего любовника к другим женщинам, которые шагают с ними по этапу. Она не собирается его ни с кем делить, поэтому кидается с парома в Суру, не забыв прихватить с собой четвёртую жертву – малолетку по имени Сонетка, новую пассию Сергея.
Название ” Леди Макбет Мценского уезда” как нельзя лучше подходит к этому небольшому, но очень драматичному произведению.
Рейтинг работы: 7
Количество рецензий: 1
Количество сообщений: 1
Количество просмотров: 297
© 11.07.2019 Долорес
Свидетельство о публикации: izba-2019-2591463
Н.С.Лесков “Леди Макбет Мценского уезда”.
Шекспир. “Макбет”. История создания повести. Катерина. Сргей. Три убийства. Катерина Кабанова и Измайлова. Тема. Проблемы. Идея. Эпиграф.
Просмотр содержимого документа
«Н.С.Лесков “Леди Макбет Мценского уезда”.»
«Макбет» – пьеса, трагедия Уильяма Шекспира . Пьеса, отдалённо основанная на истории реального шотландского короля Макбета , часто представляется типичной историей об опасности чрезмерной жажды власти и измены друзьям .
Леди Макбет – жена, помогавшая своему мужу в его деяниях . Именно она уговаривает мужа на убийство короля , закрывает глаза на убийство других людей. Она считает, что единственное благо – почем и власть ее мужа.
Кроме того эта женщина порой смеется над чувствительностью и честностью своего мужа.
Но леди Макбет сходит с ума от своих же деяний : она ходит по замку, лишившись разума, и пытается смыть с рук кровь, которая мерещится ей .
Леди Макбед заканчивает жизнь самоубийством , а ее смерть вызывает в самом Макбете, очерствевшим душой, лишь досаду .
- Лесков начал писать «Леди Макбет Мценского уезда» осенью 1864 года , определив жанр произведения как очерк .
- Впервые повесть опубликована в январе 1865 года в журнале «Эпоха» под заглавием «Леди Макбет нашего уезда» как «1-й № серии очерков исключительно одних типических женских характеров нашей (окской и частию волжской) местности».
- Окончательное название появилось при публикации в 1867 годув сборнике «Повести, очерки и рассказы М. Стебницкого» после значительной стилистической переработки журнального варианта.
- Повесть должна была стать началом цикла о характерах русских женщин.За «Леди Макбет» должны были последовать
«Майорша Поливодова» (старосветская помещица),
«Февронья Роховна» (крестьянская раскольница)
Однако цикл написан так и не был, видимо, отчасти из-за того, что журнал «Эпоха», где предполагалось его опубликовать, вскоре закрылся.
– одна из разновидностей малой формы эпической литературы, характеризующаяся отсутствием единого , острого и быстро разрешающегося конфликта и большей развитостью описательного изображения.
Почему же это произведение очерк?*
Возможно, Лесков так подчеркивает подлинность повествования , поскольку этот прозаический жанр, как правило, опирается на факты из реальной жизни, является документальным.
Кроме того, именно очерк свойственен направлению реализма , что был популярен в русской литературе того времени.
Как бы вы определил жанр этого произведения?
Катерина Львовна Измайлова
- Найдите описание героини в тексте?
- Как она вышла замуж? Опишите ее жизнь в семье мужа?
- Как себя чувствует героиня в купеческой среде? О чем мечтает?
- Кто такой Сергей?
- Как он появился в жизни Катерины? Как развивались их отношения? Кто стал «зачинщиком»?
- Как выглядит Сергей?
- Как вы считаете, искренни ли чувства героя к Катерине? *
- Почему Катерина так легко поддалась Сергею?
- Подавленная своим бытом, малодушной семьей, думающей о деньгах и делах, не ведающая ласкового слова и действия, она погрузилась в «мир любви».
- Какое убийство совершилось первым? Кто убийца?
- Каков мотив?
- Как ведет себя героиня перед убийством?
- Почему никто не поднял тревогу? Почему все так спокойны по отношению к смерти купца?
- Почему сын е узнал вовремя о смерти отца?
- Чем было первое убийство для Катерины? Для чего оно ей?
- Катерина отравляеткрысиным ядом своего свекра – Бориса Тимофеевича, уличившего ее в измене мужу. Мотивом для нее послужила мысль о том, что ее с Сергеемлюбовная идиллия будет нарушена свекром.
- Какое убийство совершилось вторым? Кто убийца?
- Кто инициатор убийства?
- Каков мотив? Что толкнуло ее на этот поступок?
- Как ведет себя Катерина перед убийством? Запланировано ли это убийство?*
- Почему никто не поднял тревогу? Как поступили с телом?
- Как изменилась жизнь в купеческом доме после этого?
- О чем просит покойный перед смертью? Зачет эта деталь?
- Чем было первое убийство для Катерины?
- Катерина и Сергей задушили Зиновия Борисовича из корыстных побуждений.Желая сделать своего любимого богачом, купцом, Катерина без сожаления приводит задуманное в исполнение с помощью силы Сергея.
- Какое убийство совершилось вторым? Кто убийца?
- Кто инициатор убийства?* Каков его мотив?
- Сразу ли было исполнено задуманное? Почему?*
- Что читал мальчик? Почему важна эта деталь?
- Найдите описание смерти мальчика?
- Катерина и Сергей задушили Федю.Теперь Катерина стала исполнителем воли Сергея, желавшего «лучшего для своей любимой». Убийцы готовы загубить душу невинного ребенка ради своих желаний.
- Кто и как раскрыл преступников?
- Как ведет себя Сергея при допросе?
- Как повела себя Катерина, видя поведение своего любовника? Почему? О чем это говорит?
- Катеринапризнает свои деяния, но не считает себя виноватой, ведь всё это было ради другого – ради любимого Сергея, она даже в какой-то степени горда своим поступком. Сергей труслив, капризен, подавлен, он не считает себя виноватым, но лишь потому, что боится наказаний.
- К какому наказанию приговорили их?
- Как они себя ведут после казни? Опишите.
- Что стало с ребенком Катерины? Почему она так поступила?
- Катерина –любящая женщина, но при этомее нельзя назвать матерью. Ведь счастье любой женщины – быть материю, для Катеринысчастье – любовь Сергея. Даже его роднойребенок от любимого мужчины – нечто. А это уже явные признаки «вырождения женщины» в ней.
По пути на каторгу
- Дошла ли Катерина до места отбывания срока?
- Как изменилось отношение Сергея к Катерине в начале? Почему?
- Верен ли остался Сергей Катерине?
- Почему Катерина простила ему связь с Фионой?
- Кто такая Сонетка?
- Катеринапотеряв капитал и положение, стала неинтересна Сергею. Он связывается с Сонеткой.
- До чего доходит Сергей по отношению к своей бывшей возлюбленной? Как его это характеризует?
- Опишите состояние Катерины на пароме. Что она чувствует?
- Как она поступает в финале? Почему именно Сонетку, а не Сергея?
- Катерина бросается с парома, схватив в собой Сонетку. Она все еще любит Сергея,своей страстной, больной, изуродованной любовью.
- Вспомните, что сказала Катерина Сергею под яблонями в саду?
- «…ежели ты, Сережа, мне да изменишь, ежели меня да на кого да нибудь, на какую ни на есть иную променяешь, я с тобою, друг мой сердечный, извини меня, – живая не расстанусь».
- Можно ли считать слова ее пророческими?
- Какова была реакция Сергея?
- «Сергей встрепенулся». И после начал говорить Катерине о своем « горе », т.е. говорить ей нежные слова и увещевания в любви. А ей только этого и надо – его любви, даже если она будет лишь на словах и в любовных утехах.
- Какой эпиграф избран автором?
- «Первую песенку зардевшись спеть»
- Что это значит? Приведите синонимичные пословицы к этой.
- Эта пословица о робости в первом деле . Первый блин комом. Страшно дело до начину.
- Как эта пословица соотносится с сюжетом и главными событиями произведения?
- Катерина Измайлова также от стыда измены до убийства проходит путь « роста своих возможностей».
живут в неродной семья, подавлены ей
замужем за нелюбимыми, детей нет
родитель мужа нравоучает
понимает конечность своей любви