санкции за нарушение
Таблица штрафов за нарушения кассовой дисциплины
Понятие кассовой дисциплины
Правила ведения кассовых операций в организации закрепляют указания Центробанка России № 3210-У. Нормативный документ предусматривает порядок работы с наличными денежными средствами в учреждении. За любое отклонение от установленных требований предусмотрена ответственность за нарушение порядка ведения кассовых операций. Но это не единственный норматив в работе с наличностью.
Все организации и ИП, которые принимают наличную оплату за оказанные услуги и работы или реализованный товар от физических лиц, обязаны применять онлайн-кассы. Работать без ККТ нового поколения запрещено (закон № 54-ФЗ и закон № 290-ФЗ). Если компания или коммерсант проведет операцию «мимо кассы», то штрафов не избежать.
Ключевые правила организации работы с кассовыми операциями — в статье Новое в кассовой дисциплине: как избежать штрафов».
Порядок организации кассы
Для соблюдения установленных норм учреждению достаточно выполнить пять ключевых шагов:
- Назначить ответственного работника за ведение кассовых операций. Ознакомьте сотрудника с положениями указаний № 3210-У и закона № 54-ФЗ в последней редакции под подпись.
- Обеспечьте сохранность кассы и документации. Необходимо оборудовать кабинет сейфом, в котором храните деньги, ордера, кассовые книги и чековую книжку.
- Установите предельный лимит остатка наличности в кассе. Эта сумма вычисляется расчетным путем, по приходу или выбытиям из кассы. Не допускайте превышение лимита на конец рабочей смены или дня, иначе гарантированы штрафные санкции за нарушение кассовой дисциплины. Излишки вносите на расчетный счет компании в банке. В дни зарплаты остаток может быть больше лимита.
- Все операции отражайте специальными кассовыми документами. На приходные операции выписывайте приходный ордер, на расход — расходный. Регистрируйте операции в кассовой книге. Если принимаете наличную оплату за товар, работы, услуги, используйте онлайн-ККТ.
- Тратьте выручку только на разрешенные цели. Перечень одобренных затрат приведен в указаниях Банка России от 07.10.2013 № 3073-У.
Какие нарушения допускаются
Подконтрольные организации обязаны разбираться и понимать, за какие кассовые нарушения штрафуют, и при каких условиях наказания недопустимы. Всего выделяют пять категорий проступков, за которые предусмотрена административная ответственность:
За расчет наличными сверх лимита
Если организация рассчиталась наличными деньгами в сумме более 100 000 рублей в рамках одного контракта.
Нецелевое расходование наличной выручки
Если компания потратила наличную выручку на цели, не предусмотренные указаниями № 3073-У. Например, выплатила заработную плату или перечислила страховые взносы.
Превышение лимита кассы
Если в кассе организации на конец рабочего дня денег осталось больше, чем утвержден лимит остатка. За исключением дней выплаты зарплаты, пособий и стипендий.
Неоприходование наличной выручки
Если поступившая в кассу выручка не оприходована в установленном порядке. То есть не оформлена кассовая документация (ПКО, фискальный чек или БСО).
Нарушение порядка ведения операционной онлайн-кассы
Если фирма допустила отклонение от правил ведения онлайн-касс по закону № 54-ФЗ. Например, не оприходовала покупку через онлайн-ККТ.
Исключением являются длящиеся преступления. Это категория проступков в части нарушений положений закона № 54-ФЗ. Например, если организация длительное время не переходит на онлайн-кассу.
Виды наказаний за нарушения
За проступки в части соблюдения кассовой дисциплины нарушителя ждет административная ответственность. Часть 1 ст. 15.1 КоАП РФ и письмо ФНС от 09.07.2014 № ЕД-4-2/13338 предусматривают следующие виды взысканий:
- предупреждение;
- штраф в отношении ответственного работника (руководителя или иного сотрудника организации);
- штраф в отношении компании-нарушителя.
В отношении проступков в части соблюдения закона 54-ФЗ (ст. 14.5 КоАП РФ) наказания следующие:
- предупреждение;
- штраф на ответственное лицо;
- штраф на организацию;
- дисквалификация должностного лица;
- приостановка деятельности компании (срок до 90 дней).
Штрафы и наказания за нарушения кассовой дисциплины
Представим в виде таблицы, какие штрафы предусмотрены за нарушение кассовой дисциплины. В соответствии со ст. 15.1 КоАП РФ, нарушителей накажут:
Штрафы для должностных лиц и ИП
Штрафы для юрлиц
За нарушения кассовой дисциплины (указания 3210-У):
- расчет наличными сверх лимита;
- нецелевое расходование наличной выручки;
- превышение лимита кассы;
- неоприходование наличной выручки.
От 4000 до 5000 рублей.
От 40 000 до 50 000 рублей.
За нарушение, допущенное впервые, — предупреждение. За повторный проступок — штраф, в зависимости от правового статуса СМП.
Нарушение порядка ведения онлайн-касс (закон № 54-ФЗ):
Прием наличной выручки мимо онлайн-ККТ.
От 25% до 50% суммы расчета без ККТ, но не менее 10 000 руб.
От 75% до 100% суммы расчета без ККТ, но не менее 30 000 руб.
Штраф могут заменить предупреждением, если проступок выявлен впервые.
Повторное неприменение ККТ, если сумма выручки, проведенной мимо кассы, составила 1 миллион и более.
Дисквалификация должностного лица от года до двух лет.
Для ИП — приостановка деятельности до 90 суток.
Приостановление деятельности организации на срок до 90 суток.
Приостановка деятельности до 920 дней.
Онлайн-касса не отвечает установленным требованиям либо нарушен порядок применения ККТ.
Предупреждение или штраф от 1500 до 3000 рублей.
Предупреждение или штраф от 5000 до 10 000 рублей.
Предупреждение или штраф.
Документы, связанные с применением ККМ, не предоставлены в ФНС по запросу.
Чек или БСО не выдан покупателю.
Предупреждение или административный штраф в размере 2000 руб.
Предупреждение или административный штраф в размере 10 000 руб.
Предупреждение или административный штраф в размере 10 000 руб.
Кто и как проверяет соответствие законодательству
Законодательство предусматривает два вида контроля над соблюдением порядка ведения кассовых операций. Это внутренняя и внешняя формы контроля.
Внутренний контроль
На проведение ревизий внутреннего характера уполномочены штатные сотрудники организации. Например, провести внезапную ревизию кассы вправе главный бухгалтер или руководитель организации.
Порядок проведения ревизии, как и перечень уполномоченных лиц, закрепите в учетной политике учреждения. Либо издайте отдельный приказ. Учтите, что внезапная ревизия кассы проводится группой лиц. То есть специально созданной комиссией.
Проверку кассовой дисциплины в организации следует проводить и при смене кассира (работника, ответственного за прием и выдачу наличных, оформление документов).
Внешний контроль
Под внешним контролем кассы понимаются проверки и ревизии соблюдения кассовой дисциплины, которые осуществляются государственными органами, службами и ведомствами.
Представителей коммерческих структур уполномочена контролировать ФНС. Инспекция разрабатывает и утверждает специальные планы выездных налоговых проверок. В соответствии с планами, выявляются риски от нарушений кассовой работы. ФНС вправе провести внеплановую ревизию. Учтите, что отсутствие компании в плане проверок ФНС не является гарантией того, что инспекторы не приедут с ревизией. Инспекция уполномочена назначить внеплановый контроль при наличии веских оснований и даже без них.
Бюджетный сектор контролирует не только ФНС. Ревизии кассы вправе проводить:
- Счетная палата;
- ревизионный отдел финансового органа, в котором обслуживается учреждение;
- Министерство внутреннего финансового контроля;
- Министерство финансов;
- учредитель или профильное министерство и ведомство;
- органы прокуратуры и следственного комитета;
- иные представители госструктур.
Бюджетников на нарушения по кассовым операциям могут проверять хоть каждый день, так велико число контролеров и ревизоров.
При инициации внешней проверки кассы контролер обязан предоставить:
- удостоверение контролера;
- распоряжение ведомства, инициировавшего контрольное мероприятие;
- план проведения ревизии;
- предмет проверки;
- сроки проведения контрольного мероприятия.
Как фиксируются нарушения
Выявленные ошибки, отклонения и проступки оформляют специальным актом. Иначе привлечь нарушителя к ответственности нельзя. Проверьте, все ли обязательные реквизиты отражены в акте про нарушения при проверке кассовых операций. К ним относят:
- наименование документа, дата составления, номер;
- наименование подконтрольной организации;
- члены комиссии (Ф.И.О., должности) — для внутренней проверки;
- должность, Ф.И.О. ревизора, наименование ведомства — для внешней формы контроля;
- кассир или иное материально-ответственное лицо (Ф.И.О., должность);
- перечень ценностей в кассе на начало проведения ревизии (это не только наличность, но и марки, ценные бумаги, бланки строгой отчетности);
- сумма наличных денег и стоимость прочих ценностей по учетным данным;
- последние номера приходных и расходных ордеров (при наличии);
- детальное отражение факта и содержания нарушения.
Ответственность работодателя за нарушение трудового законодательства
Директор, его заместители или другие уполномоченные лица, пренебрегающие своими обязанностями или превышающие свои полномочия в отношении прав сотрудников, отвечают за это в соответствии с Трудовым кодексом и другими Федеральными законами.
Давайте разбираться, что грозит работодателю за нарушение трудового законодательства , и в каких кодексах прописаны меры ответственности.
Самые распространенные нарушения в области трудового права
По сведениям Государственной инспекции по труду (ГИТ), наиболее часто работодателей привлекают к ответственности за следующие правонарушения:
- нет штатного расписания;
- разные оклады по одним и тем же должностям с одинаковыми обязанностями;
- не заключен письменный договор или в договор не включены обязательные условия, установленные ст. 57 ТК РФ ;
- должностной оклад меньше МРОТ;
- несвоевременное перечисление зарплаты;
- не выдают расчетные листки;
- работник не использовал отпуск больше двух лет;
- нет табеля рабочего времени;
- не оплачивается сверхурочная работа;
- не соблюдаются требования охраны труда.
Кто может применить взыскание
Директора могут оштрафовать органы государственного надзора:
- Государственная инспекция труда;
- Фонд социального страхования;
- Пенсионный фонд;
- Прокуратура;
- Федеральная миграционная служба;
- Противопожарная служба.
Виды ответственности
По нормам Трудового кодекса ( ст. 419 ТК РФ ), нарушение трудового законодательства работодателем влечет за собой привлечение его к ответственности. Выбор применяемого к нарушителям вида ответственности зависит от тяжести нарушения.
Дисциплинарная
Руководителя предприятия можно привлечь к дисциплинарной ответственности: например, в случае нарушения им коллективного договора. Для этого профсоюз должен направить письмо в организацию, подробно описав нарушение прав работника работодателем . Руководство предприятия должно провести проверку и доложить об итогах представителю профсоюза. Если подтверждается нарушение трудового законодательства, это влечет за собой применение наказания вплоть до расторжения договора с ним.
Материальная
Применяется при нанесении прямого или косвенного ущерба имуществу сотрудника.
Она не предусматривает каких-либо штрафов или мер воздействия, а состоит лишь в обеспечении компенсационных выплат понесенного ущерба сотруднику.
Гражданско-правовая
В отличие от материальной, обязывает возместить сотруднику имущественный и моральный вред и упущенную выгоду ( ст. 1064 ГК ).
Административная
Наказания по Кодексу об административных правонарушениях (КоАП) чаще всего применяются Государственной инспекцией труда во время плановой или внеплановой проверки, в случае получения письменной жалобы работника. Административная ответственность за нарушение законодательства о труде прописана в главах 28 и 29 КоАП РФ .
Принятые в КоАП меры воздействия:
- предупреждение;
- приостановка деятельности организации;
- штраф за нарушение трудового законодательства 2020.
Уголовная
Наказание за самые тяжелые преступления регламентируется Уголовным кодексом. Для привлечения к уголовной ответственности суд должен доказать наличие следующих составляющих:
- факт злоупотребления;
- пострадавшее лицо от этого проступка;
- прямая связь между действиями руководителя и случившейся ситуацией;
- умысел в действиях директора.
Чаще всего уголовная ответственность за нарушение трудового законодательства применяется:
- при увольнении беременной сотрудницы;
- за задержку денежных выплат дольше чем на 2 месяца;
- в случае нарушения норм охраны труда.
Таблица штрафов и других взысканий
Опубликованная таблица штрафов за нарушение трудового законодательства 2020 по КоАП дана в сокращении. В приложении к статье можно скачать полную версию таблицы — со ссылками на нарушенные статьи Трудового кодекса и статьи КоАП, которыми установлены штрафы.
Что такое штрафные санкции за нарушение условий договора и порядок их взыскания
Договором принято считать документ, в котором четко прописаны все требования по выполнению каких-либо работ либо услуг, а также права и обязанности сторон, нарушение которых может привести к штрафным санкциям, вплоть до разрыва действующего соглашения.
Договор может быть подписан как двумя, так и более сторонами, каждая из которых в обязательном порядке должна придерживаться своих обязанностей.
Последствия и ответственность невыполнения условий договора согласно законодательству
Существует несколько разновидностей ответственности, а именно:
- долговая (по согласованию сторон);
- долевая (на стороне, которая не выполнила обязательства, имеется несколько лиц).
В свою очередь эти разновидности ответственности могут быть в виде:
- штрафной пени;
- в виде начисление определенных процентов за каждый день не выполнения обязательств;
- исполнение невыполненных обязательств третьей стороной за счет должника;
- взыскание средств, которые должник обязан был передать согласно договору;
- возмещение всех убытков согласно ГК Российской Федерации.
На самом деле, это далеко не все, что предусматривает действующее законодательство, поскольку последствия могут быть самыми разнообразными.
В первую очередь это напрямую зависит от того, какой ущерб был нанесен в результате не выполнения всех обязательств по договору. Чем больше ущерб, тем суровее будет наказание и как следствие, существенная сумма штрафной пени.
Понятие штрафных санкций
Статья 330 ГК Российской Федерации четко регламентирует понятие штрафных санкций (неустойки).
В процессе требований о выплате штрафных санкций, сторона, которая должна получить оплату за невыполненные обязательства должником, не обязана доказывать свою правоту.
Однако статья 331 Гражданского Кодекса гласит, что акт неустойки должен быть в обязательном порядке оформлен письменно. В том случае, если он составлен иным способом, данный акт будет признан недействительным.
Статья 332 ГК Российской Федерации четко регламентирует понятие “законные штрафные санкции (неустойка)”. Согласно статье, кредитор вправе потребовать возмещение неустойки даже в том случае, если она не предусмотрена действующим соглашением между сторонами. Более тог, кредитор самостоятельно определяет сумму неустойки и подтверждает ее составленным актом.
Статья 395 Гражданского Кодекса предусматривает определенную ответственность за нарушение денежных обязательств, а именно:
- за попытку использования чужого капитала;
- за попытку уклонения от денежных выплат;
- другие денежные махинации.
За какое-либо нарушение из вышеперечисленных статья предусматривает наказание в виде выплат определенных процентов по той сумме, которая фигурировала при махинациях.
Проценты, которые будут начисляться в качестве штрафных санкций, напрямую зависят от места пребывания либо жительства кредитора (юридического лица) учетной ставки банковских процентов на момент исполнения денежного обязательства.
В том случае, если денежное взыскание происходит через суд, то последний может назначить ту процентную ставку, которая была на момент подачи искового заявления. Данное решение может быть возможным, если действующим соглашением не предусмотрены проценты за нарушение обязательств, прописанных в договоре.
Стоит отметить, что законодательная база РФ предусматривает смягчение неустойки, в частности статья 333 Гражданского Кодекса.
Уменьшение процентов штрафных санкций могут быть только в том случае, если суд определил, что неустойка явно не отвечает реальности, то есть существенно завышена.
За что могут применить наказания
В процессе подписания договора о сотрудничестве между сторонами, оговариваются все обязательства с обеих сторон. В случае, если одни из них не выполнили свои обязательстве им будут начислены штрафные санкции, в размере, который указан в документе сотрудничества.
При этом Гражданский Кодекс РФ предусматривает возможность снижения суммы штрафа в нескольких случаях, если:
- судом было вынесено решения о том, что в сложившейся ситуации виноваты обе стороны;
- все меры для устранения этого конфликта были приняты;
Размер взыскания штрафной пени всегда должен оговариваться при составлении договора о сотрудничестве, в противном случае, данная сумма ущерба выноситься на рассмотрение в суд.
Порядок взыскания
Весь порядок выплаты штрафных санкций прописаны в действующем договоре между сторонами.
Как правило, он всегда стандартный, то есть, юридическое либо физическое лиц, имеющее определенные претензии по нарушению действующего соглашения ко второй стороне, обязано направить по его юридическому адресу письмо, в котором обязательно должно быть указано:
- подробное описание претензии;
- информацию о штрафных санкциях, которые предусмотрены;
- установленные сроки, за которые должна быть выплачена неустойка.
Стоит отметить то факт, что сторона, которая выдвигает определенные претензии, в том числе требует выплатить задолженность, в обязательном порядке должна приложить к нему сопутствующий расчетный лист.
Именно это приложение содержит в себе все необходимые расчеты, согласно которым рассчитывается общая сумма штрафных санкций.
Зачастую подобные неустойки имеют одну неприятную особенность – штрафная пеня насчитывается за каждый день просрочки, в том числе во внимания берутся выходные и праздничные.
В ситуации, в которой должник полностью игнорирует все требования о выплате задолженности (уведомления, устные предупреждения и так далее), сторона, которая понесла определенные убытки, подает заявление в суд.
Только через суд можно не только взыскать действующую задолженность и потребовать компенсацию морального и материального ущерба, которые возникли в результате задержки выплат неустойки.
Правила учета
Согласно действующему законодательству, вся прибыль, вне зависимости от того, каким образом она была получена компанией (получение неустойки, либо прибыль от определенных услуг либо реализации своего товара), должна быть занесена в налоговый и бухгалтерский учет.
Если же, этого не будет, законодательством предусмотрено наказание в виде административного штрафа, либо же, если сумма более чем 250 000 предусмотрена уголовная ответственность.
В бухгалтерском учете
Необходимо понимать, что абсолютно все требования, которые предъявляются контрагенту, относительно получения прибыли, в обязательном порядке должны быть включены в состав прочих доходов.
Согласно Приказу Министерства Финансов РФ, абсолютно все разновидности штрафных санкций, которые предусмотрены денежным взысканием, должны быть включены в бухгалтерский учет. При этом должна быть включена вся сумма в полном объеме.
То есть, при наличии документа либо судебного вердикта, запись в бухгалтерском учете заноситься в следующем виде: Д-т 76 К-т 91.
В налоговом учете
Что касается налогового учета, то в нем записываются также все штрафные санкции, которые подразумевают за собой взыскание с должника определенной суммы.
Закон четко регламентирует это главой 25 Налогового Кодекса РФ. Причем для каждого случая, рассматриваются свои особенности.
Нюансы выплаты НДС в различных ситуациях
Выплата НДС регламентируется Налоговым Кодексом РФ, и в разных случаях немного отличается между собой.
НДС с суммы штрафных санкций
Для формирования НДС с сумму штрафных санкций необходимо брать во внимание главу 21 Налогового Кодекса РФ.
Таким образом, для расчета НДС данного вида, следует учитывать тот факт, что штрафные санкции взаимосвязаны с прибылью реализованного товара.
Порядок начисления
Общая сумма штрафов за нарушение действующего законодательства, которые были оплачены продавцом, не увеличивают НДС.
Министерство Финансов четко регламентирует этот момент. Если определенные финансовые средства были получены не в результате реализации каких-либо товаров либо услуг, при расчете НДС они не учитываются.
Что касается штрафов, которые были получены продавцом каких-либо товаров, то такие финансовые средства необходимо в обязательном порядке привязывать к суммам, которые были получены в результате продаже товаров либо услуг, и включать их в состав НДС.
Стоит обратить внимание на тот факт, что подобные штрафные санкции могут увеличить размер НДС только в том случае, если процесс реализации состоялся в полной мере.
Отражение в учете
Решение о начисление, в том числе и оплате НДС по полученным денежным средствам в виде штрафных санкций решаются в индивидуальном порядке. Законом это никак не предусмотрено.
Однако любое решение должно быть отображено в учетной политике.
В программе “1С: Бухгалтерия” общая сумма начисленного НДС следует отображать документом “Операция (бухгалтерский и налоговый учет)”. Для того чтобы сформировать счет-фактуру по начисленному НДС, включая штрафную пеню, достаточно создать документ “Отображение начисления НДС”.
О применении данных видов наказаний рассказано в следующем видеосюжете:
Какова ответственность за нарушение бюджетного законодательства
Несоблюдение норм бюджетного законодательства может привести к привлечению разных категорий лиц к ответственности. Формы наказаний предусмотрены КоАП и Уголовным кодексом РФ.
Что является нарушением бюджетного законодательства?
Нарушением считается реализация действий вразрез с нормами действующих актов в сфере правового регулирования бюджетных отношений. В некоторых случаях причиной неблагоприятных тенденций может стать бездействие всех видов распорядителей финансовых ресурсов. Меры ответственности могут быть инициированы на основании:
- ненадлежащего уровня подготовки проекта бюджета;
- утверждения бюджета с нарушением регламента;
- халатного отношения к исполнению бюджетов всех уровней.
К нарушителям бюджетного порядка могут применяться меры принуждения, перечисленные в ст. 306.2 БК:
- Взыскание средств без права оспаривания.
- Взыскание сумм без права оспаривания в качестве пеней при нарушенных сроках возврата бюджетных средств.
- Уменьшение объема трансфертов (не затрагиваются субвенции).
- Приостановление процедуры по предоставлению межбюджетного трансферта.
Гл. 30 Бюджетного кодекса классифицирует нарушения на такие группы:
- нецелевая трата средств из бюджета (ст. 306.4);
- отказ возвращать или возврат с просрочкой бюджетных кредитных ресурсов (ст. 306.5);
- нарушение сроков или полный отказ от внесения платы за пользование кредитными средствами (ст. 306.6);
- невыполнение условий выделения средств в форме бюджетного кредита (ст. 306.7);
- нарушения в сфере предоставления или расходования средств из межбюджетных трансфертов (ст. 306.8).
Нецелевой расход средств определяется путем сопоставления предписанных бюджетом целей и направления фактических трат выделенных сумм. Если деньги полностью или частично были использованы не по обозначенному бюджетной сметой направлению, выявленный факт приравнивается к нарушению. В отношении обнаруженного нецелевого расходования средств из межбюджетных субсидий, субвенций и других трансфертов, кредитов применяется мера принуждения в виде бесспорного взыскания.
Если финансовый орган задержал возврат кредита или отказался от его погашения, то на сумму остатка начисляется пеня. Она рассчитывается путем вычисления 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ РФ за все дни просроченного платежа. Вместо этой процедуры может быть инициировано приостановление процедур предоставления разных видов межбюджетных трансфертов. Допускается совместное применение к одному финансовому органу обеих мер принуждения.
ВАЖНО! При решении о приостановке выделения межбюджетных трансфертов правило не затрагивает субвенции.
Аналогичный порядок действий используется при просроченной плате за пользование ранее предоставленным бюджетным кредитом. Когда рассматривается вопрос о нарушении условий выдачи или обслуживания кредитных средств, полученных из другой бюджетной структуры, оцениваются два фактора:
- имеет ли место нецелевой расход;
- какие условия были нарушены, по каким причинам.
При подтверждении факта нарушения инициируется взыскание сумм, которые были использованы неправомерно из кредитных средств. Дополнительно могут накладываться ограничения в отношении предоставляемых межбюджетных трансфертов.
Какова ответственность за нарушения?
Применение административных мер наказаний для нарушителей порядка распределения и расходования средств из бюджета направлено на:
- получение воспитательного эффекта;
- профилактику повторных случаев правонарушений;
- обеспечение правильности действий бюджетных распорядителей и получателей ресурсов;
- защиту интересов имущественного характера обеих сторон правоотношений.
Административные меры наказания
Ст. 15.4 КоАП РФ содержит варианты наказаний для нарушителей бюджетного законодательства в отношении целевого использования средств. Если были выявлены факты оплаты услуг или товаров, работ по статьям бюджетной сметы, которые не были предусмотрены или были запланированы в меньшем объеме, имеет место нецелевой характер расходования выделяемых ресурсов. При отсутствии уголовной составляющей мера ответственности предполагает:
- Оформление штрафа, который налагается на ответственных должностных лиц. Размер санкции – от 20 до 50 тыс. рублей.
- Альтернативным вариантом наказания может быть дисквалификация (максимальный срок ограничений равен 3 годам).
- Для учреждений предусмотрен размер штрафа 5-25% от объема средств, которые были перечислены из другого бюджета и израсходованы вразрез их целевому назначению.
Ст. 15.15 КоАП предусматривает наказание для нарушителей, которые срывают сроки погашения бюджетного кредита:
- должностные лица подвергаются административному штрафу в сумме от 10 до 30 тыс. рублей;
- юридическим лицам придется заплатить 2-12%, рассчитываемых от суммы кредитных средств, которые не были погашены в установленный срок.
Если зафиксирован факт невозврата бюджетного кредита, то для физических лиц предусмотрен штраф в сумме от 20 до 50 тыс. рублей. В случае с отказом погашать кредит, который был предоставлен бюджетным распорядителем, юридическому лицу надо быть готовым к уплате 5-25% от объема кредитных средств, которые остались непокрытыми регулярными платежами.
При обслуживании кредита получатель заемных средств обязуется регулярно в оговоренные сроки уплачивать в пользу бюджета установленную плату за временное пользование бюджетными денежными ресурсами. Если условия кредитования нарушены путем неперечисления такой платы, то:
- должностные лица облагаются штрафом от 10 до 30 тыс. рублей;
- юридическим лицам грозит сумма штрафа, равная 5-25% из расчета не перечисленной в бюджет платы.
В случаях, когда плата за пользование бюджетными заемными средствами перечисляется, но с задержкой, ст. 15.15 КоАП обязывает перечислить на счета бюджета штраф в сумме 5-15 тыс. рублей – наказание применяется к ответственным должностным лицам. Для юридических лиц при аналогичном нарушении предусмотрен штраф в процентном отношении к сумме займа, которая не была перечислена в отведенный период, размер процента штрафной санкции составляет 2-12%.
Отдельной статьей в кодексе рассматриваются правонарушения, связанные с несоблюдением условий кредитования. Если нарушения совершены кредитором, то к должностным лицам применяется штраф в размере 10-30 тыс. рублей. Дополнительной мерой наказания может служить вариант с дисквалификацией на общий срок от 1 до 2 лет.
Если нарушителем условий кредитования является заемщик, а заем предоставляется бюджету бюджетной структурой другого уровня, то:
- ответственные физические лица должны будут оплатить штраф административного характера в сумме от 10 до 30 тыс. рублей;
- их могут дисквалифицировать на 1 или 2 года.
При кредитовании юридического лица и нарушении условий заемщиком должностные лица наказываются штрафом в 10-30 тыс. рублей, а организации штрафуются в размере 2-12% от суммы кредита.
Если главный распорядитель выступает в роли нарушителя:
- при предоставлении межбюджетного трансферта штраф равен 10-30 тыс. рублей (на должностных лиц) и возможна дисквалификация на 1 или 2 года;
- при оформлении субсидии должностные лица должны оплатить штраф в сумме от 20 до 50 тыс. рублей, сохраняется возможность инициации их дисквалификации на срок от 1 до 2 лет. Аналогичная мера ответственности предусмотрена для нарушений порядка предоставления бюджетных инвестиций (ст. 15.15.4).
Если нарушителем процедуры предоставления межбюджетных трансфертов или субсидий признан получатель средств, то по отношению к его должностным лицам применяется система штрафов от 10 до 30 тыс. рублей, может использоваться мера наказания в форме дисквалификации (1-2 года).
Дополнительно штрафы от 10 до 30 тысяч рублей на должностных лиц могут быть наложены в случаях:
- нарушения порядка подготовки и сдачи бюджетной отчетности (ст. 15.15.6);
- отказа в предоставлении сведений, без которых невозможно просчитать проект бюджета (ст. 15.15.7);
- неправильной организации распределения и доведения ассигнований, включая срывы сроков (ст. 15.15.11).
Штраф в сумме от 20 до 50 тыс. рублей к должностным лицам может применяться в случаях:
- действий в обход запрета на выделение кредитов (ст. 15.15.8);
- когда обнаружены расхождения между используемой бюджетной росписью и сводным документом (ст. 15.15.9);
- принятия обязательств, которые превышают значение установленных лимитов (ст. 15.15.10);
- если бюджетные средства помещены на депозитный счет при существующем запрете на такие действия (ст. 15.15.12).
Уголовное наказание
По ст. 285.1 УК РФ при нецелевом расходовании выделенных бюджетом средств форма наказания зависит от суммы потраченных не по назначению денег:
-
При расходе крупной суммы штраф назначается от 100 до 300 тыс. рублей. Альтернативные варианты – штраф в сумме заработка за 1 или 2 года, привлечение к принудительным работам в течение 1-2 лет, арест до 6 месяцев, дополненный лишением права претендовать на отдельные должности.
СПРАВОЧНО! Крупный размер финансового нарушения — от 1,5 млн. рублей, особо крупный размер правонарушения – если размер ущерба достиг отметки 7,5 млн. рублей.
Аналогичные размеры штрафов предусматривает ст. 285.2 в отношении нецелевого расхода средств, выделяемых негосударственным внебюджетным фондам.
Adblockdetector