San-lider.ru

Лесков очарованный странник проблемы произведения

Сочинение: Лесков н. с. – Сюжет и проблематика повести очарованный странник

Лесков н. с. – Сюжет и проблематика повести очарованный странник

Сочинение – Сюжет и проблематика повести “Очарованный странник”

Повесть Лескова “Очарованный странник” появилась в 1873 году в результате поиска автором ответа на вопрос: существуютли на земле праведники. Эта повесть Лескова – моё самое любимое произведение из классической прозы девятнадцатого века.Язык произведения интересен и изумителен. Образ главного героя так близок читателю во всех своих чертах, что простовлюбляет в себя. Этот, пожалуй, самый значительный и сильный из всех, созданных писателем.

Я считаю, что эта повесть Николая Семёновича Лескова ещё одно достояние русской литературы.Иван Северьяныч – человек особенный, исключительный, странной и необычайной судьбы. С самого детства “предназначенныйдля монастыря” и постоянно помнящий об этом, он, однако не может преодолеть чар мирской жизни. Трагична и дальнейшаясудьба героя. Если её можно выразить какой-либо фразой, то здесь наиболее приемлема фраза самого Лескова, что “русскийчеловек может всё”. И это действительно так, ведь сколько всего пришлось перенести Ивану Северьянычу за свою долгуюжизнь. Фатум безжалостно вселился в него с самого рождения и преследовал его всегда и всюду. Уже в юности ИванСеверьяныч совершил самый страшный православный грех, он насмерть засёк ни в чём неповинного монаха. Но за грехцерковный не захотел каяться “Очарованный странник” и за это, он должен был, в кару, претерпеть много зла земного. Исказано было ему: “И будут убивать тебя много раз, но не умрёшь ты”. И, действительно, ничто не давало умереть ИвануСеверьянычу, как бы он этого не хотел. Но я думаю, что сила “очарованного странника” в том, что он боролся со своей судьбой за право жить на воле. Его душа разделилась на двеполовинки: одна из которых хотела жить в людском мире, а другая под страхом веры и судьбы пыталась уединиться вмонастырь, где и назначено было судьбой находится “моленному сыну”. Влекомый жаждой жизни, Иван Северьяныч пытаетсяопределить себя в ней, но все попытки тщетны, нет ему места в ней. Но на этом страдания героя не прекращаются: из любвик лошадям, привитой Ивану Северьянычу с детства, он совершает ещё один грех – убийство татарского князя. За это судьбана двенадцать лет лишила “очарованного странника” воли и родных просторов. Я считаю, что в плену Иван Северьяныч ипроявил русское мужество и стойкость; потому что несмотря на подщетинку, он пытался вырваться на волю, но злой роквсячески мешал этому. Но не сломила судьба русский дух. После двенадцати лет страданий сам господь, может быть, сжалилсянад “странником” и отпустил его на волю. Но и после плена, ставу свободным, Иван Северьяныч не может найти себе применение в жизни, жизнь просто напросто отталкивает его отсебя, уступая роль судьбе. И здесь, казалось бы в безнадёжной ситуации, не сломлен русский дух; перепробовав множествопрофессий, Иван Северьяныч так и остаётся верен своему конхерству. Но и после всех этих жизненных историй, ИванаСеверьяныча ждёт снова горе. В порыве любви он сталкивает с обрыва свою единственную и любимую Груменьку. В этот моментпервая половина души свержена под натиском горя. Ивану Северьянычу опостылевает белый свет, и он хочет найти смерть влюбом её обличи. “Очарованный странник” уезжает на войну, надеясь, таким образом, обрести желанный душевный покой и хотького-то в этой жизни сделать счастливым. Но и здесь суд господень безжалостен, и снова Иван Северьяныч жив и невредим ивидит смерти своих товарищей, снова “очарованный странник” обречён на жизнь в этом грязном людском мире. Я считаю, чтоавтор в своём произведении полноценно и точно раскрыл черты характера русского народа. Да, я согласен со словами Лескова, сто “русский человек может всё”, потомучто Иван Северьяныч Флягин доказал это, прожив такую непростую страдальческую жизнь. Я смело могу назвать егоправедником, даже несмотря на его грехи. Он был заложником этих грехов и искупил их путём душевного и физическогораскаяния. Иван Северьяныч долго терпел людское зло, быв заложником в руках судьбы, но человеческое терпениенебезгранично. Поэтому последней чертой, где он мог обрести покой был монастырь. Именно туда бежал Иван Северьяныч отзлобы людской, ведь жизнь никак не могла принять его в свои рамки, так как эта натура была создана страдать за грехелюдские.

Образ Ивана Северьяныча Флягина можно сравнить с народной маской Росси. Долго терпел русский народ, долго он былподщетинен крепостничеством, но не бесконечно терпение людское. Надоело страдать народу за чужие грехи, нахлынет волнанародного гнева и сметёт оковы крепостного гнёта. Я думаю, что эту мысль и хотел показать Лесков в своей повести “Очарованный странник”.

Анализ «Очарованный странник» Лесков

Произведение Лескова “Очарованный странник” изучается в 10 классе на уроках литературы. Оно достаточно сложное для восприятия и понимания в школьном возрасте, проблемы праведности и веры не столь актуальны для подросткового возраста. Для глубокого понимания и всестороннего анализа произведения, подготовке к ЕГЭ понадобятся специфические знания. Предлагаем вам ознакомиться с нашим вариантом анализа “Очарованного странника” по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Очарованный странник.

Год написания – 1872-1873 год, впервые опубликован в газете “Русский мир” в том же году.

История создания – к созданию произведения автора подтолкнуло путешествие по Ладожскому озеру, удивительная природа тех мест, чудесные края, где проводят свою жизнь монахи.

Тема – праведничество, поиск своего предназначения, вера и патриотизма.

Композиция – 20 глав, связанных между собой наличием главного героя, автор не придерживается хронологии, структурные компоненты автономны.

Жанр – повесть. Произведение имеет ярко выраженные черты древнерусских житийных текстов, приключений и былин.

Направление – романтизм.

История создания

В “Очарованом страннике” анализ не будет полным без предыстории написания. Идея написания повести о русском богатыре-страннике, бесприютном и морально цельном, появилась у Лескова во время путешествия по Ладожскому озеру. Именно эти места выбирают монахи для своего земного приюта, тут особая атмосфера и природа.

Взявшись за работу в 1872 году, Николай Семёнович Лесков закончил книгу за год. В 1873 году он отнёс рукопись в редакцию “Русского вестника”, однако главный редактор посчитал её недоработанной и отказался печатать. Тогда писатель изменил название произведения с “Чернозёмного Телемака” на “Очарованного странника” и передал книгу в редакцию “Русского мира”, где и была она опубликована в том же году.

Лесков посвятил повесть С. Е. Кушелеву (генералу, участвовавшему в войне на Кавказе), у него дома впервые была прочитана книга самим автором. Смысл названия заключается в удивительной способности главного героя лицезреть окружающее и восхищаться, очаровываться им, а роль странника, человека без дома и семьи уготована персонажу судьбой. Своеобразная легенда о нравственной силе и русском характере вышла из-под пера Лескова. Как отмечал сам автор, создавалась повесть “на одном дыхании”, легко и быстро.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Повесть затрагивает много животрепещущих тем, она описывает временной отрезок 1820-30-х годов. При первоначальной публикации произведение называлось “Очарованный странник. Его жизнь, опыты, мнения и приключения”. Именно эти вехи затронуты в произведении, которое входит в цикл легенд о русских праведниках. Примечательно, что образ главного героя вымышленный, но очень живой и правдоподобный.

Автор обозначает проблематику ещё в начале повествования: это история о праведничестве и православии. Праведник, по мнению автора, – не тот, кто не совершает грехов, а тот, кто осознаёт необходимость каяться и осознавать свои ошибки. Путь праведника – жизнь, наполненная испытаниями и ошибками, без которых невозможно человеческое существование.

Тема ностальгии пронизывает всё повествование: герой мучительно скучает о родине в плену, молится и плачет ночами. Он не испытывает отцовских чувств к своим некрещённым детям, родившимся от жён в татарском плену. Флягин “находит себя” в войне на Кавказе, он оказывается бесстрашным солдатом, не боится смерти, и удача благоволит ему. Тема любви затронута автором в нескольких главах, главный герой не испытывает истинной чистой любви, его опыт общения с женщинами печален – судьба распоряжается так, что Флягину не суждено быть отцом и мужем. Основная мысль повести в том, что человек рано или поздно находит своё предназначение, вся его жизнь – есть движение в этом направлении.

Композиция

“Очарованный странник” состоит из двадцати глав, которые собраны воедино по принципу воспоминаний и ассоциаций главного героя – рассказчика. Присутствует некоторое подобие “рассказа в рассказе”, когда в первой главе монах Измаил плывёт на пароходе и рассказывает о своей жизни по просьбам пассажиров. Время от времени он отвечает на вопросы слушателей, что позволяет автору внести свою точку зрения и подчеркнуть особо важные моменты повествования.

Кульминацией произведения можно считать духовное перерождение героя, его приход к Богу, дар пророчества и испытания тёмных сил. Развязка ещё только предстоит герою, он едет сражаться за русский народ, желая отдать свою жизнь, если понадобится за веру, за свою родину. Особенностью композиции можно считать и то, что рассказчик использует различную лексику при передачи определённой истории (татары, жизнь у князя, любовь к цыганке Груше).

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Очарованного странника».

Традиционно принято обозначать жанр “Очарованного странника” как повесть. В первых публикациях было указано – рассказ. Однако жанровое своеобразие произведения выходит далеко за грань простого повествования.

Исследователи творчества Лескова, критики находят, что произведение сочетает в себе черты жития и особенности приключенческого романа, которые были популярны в 19 веке. С жанром жития повесть связывает структура и особая смысловая нагрузка: скитания, перипетии, поиск душевного равновесия, страдания, “хождения” и терпеливое несение своего бремени. Духовный рост героя, его сновидения, мистические моменты и многое другое – признаки житийного жанра. Древнерусские жития святых строятся по принципу сочетания нескольких самостоятельных историй из разных периодов жизни человека, причём хронологическая последовательность в этом жанре соблюдается далеко не всегда.

С жанром приключенческого романа произведение роднит смысл художественного текста: динамичное повествование со сменой разнообразных видов деятельности: главный герой – конюх, нянька, лекарь, пленный, участник боевых сражений на Кавказе, работник цирка, монах. Удивительная насыщенность событий для жизни одного простого человека. По своему внутреннему и внешнему образу главный герой напоминает персонажа русских былин – богатыря.

«Сюжет и проблематика повести “Очарованный странник”»

Повесть Лескова “Очарованный странник” появилась в 1873 году в результате поиска автором ответа на вопрос: существуют ли на земле праведники. Эта повесть Лескова – моё самое любимое произведение из классической прозы девятнадцатого века. Язык произведения интересен и изумителен. Образ главного героя так близок читателю во всех своих чертах, что просто влюбляет в себя. Этот, пожалуй, самый значительный и сильный из всех, созданных писателем.

Я считаю, что эта повесть Николая Семёновича Лескова ещё одно достояние русской литературы. Иван Северьяныч – человек особенный, исключительный, странной и необычайной судьбы. С самого детства “предназначенный для монастыря” и постоянно помнящий об этом, он, однако не может преодолеть чар мирской жизни. Трагична и дальнейшая судьба героя. Если её можно выразить какой-либо фразой, то здесь наиболее приемлема фраза самого Лескова, что “русский человек может всё”. И это действительно так, ведь сколько всего пришлось перенести Ивану Северьянычу за свою долгую жизнь. Фатум безжалостно вселился в него с самого рождения и преследовал его всегда и всюду. Уже в юности Иван Северьяныч совершил самый страшный православный грех, он насмерть засёк ни в чём неповинного монаха. Но за грех церковный не захотел каяться “Очарованный странник” и за это, он должен был, в кару, претерпеть много зла земного. И сказано было ему: “И будут убивать тебя много раз, но не умрёшь ты”. И, действительно, ничто не давало умереть Ивану Северьянычу, как бы он этого не хотел. Но я думаю, что сила “очарованного странника” в том, что он боролся со своей судьбой за право жить на воле. Его душа разделилась на две половинки: одна из которых хотела жить в людском мире, а другая под страхом веры и судьбы пыталась уединиться в монастырь, где и назначено было судьбой находится “моленному сыну”. Влекомый жаждой жизни, Иван Северьяныч пытается определить себя в ней, но все попытки тщетны, нет ему места в ней. Но на этом страдания героя не прекращаются: из любви к лошадям, привитой Ивану Северьянычу с детства, он совершает ещё один грех – убийство татарского князя. За это судьба на двенадцать лет лишила “очарованного странника” воли и родных просторов. Я считаю, что в плену Иван Северьяныч и проявил русское мужество и стойкость; потому что несмотря на подщетинку, он пытался вырваться на волю, но злой рок всячески мешал этому. Но не сломила судьба русский дух. После двенадцати лет страданий сам господь, может быть, сжалился над “странником” и отпустил его на волю. Но и после плена, ставу свободным, Иван Северьяныч не может найти себе применение в жизни, жизнь просто напросто отталкивает его от себя, уступая роль судьбе. И здесь, казалось бы в безнадёжной ситуации, не сломлен русский дух; перепробовав множество профессий, Иван Северьяныч так и остаётся верен своему конхерству. Но и после всех этих жизненных историй, Ивана Северьяныча ждёт снова горе. В порыве любви он сталкивает с обрыва свою единственную и любимую Груменьку. В этот момент первая половина души свержена под натиском горя. Ивану Северьянычу опостылевает белый свет, и он хочет найти смерть в любом её обличи. “Очарованный странник” уезжает на войну, надеясь, таким образом, обрести желанный душевный покой и хоть кого-то в этой жизни сделать счастливым. Но и здесь суд господень безжалостен, и снова Иван Северьяныч жив и невредим и видит смерти своих товарищей, снова “очарованный странник” обречён на жизнь в этом грязном людском мире. Я считаю, что автор в своём произведении полноценно и точно раскрыл черты характера русского народа. Да, я согласен со словами Лескова, сто “русский человек может всё”, потому что Иван Северьяныч Флягин доказал это, прожив такую непростую страдальческую жизнь. Я смело могу назвать его праведником, даже несмотря на его грехи. Он был заложником этих грехов и искупил их путём душевного и физического раскаяния. Иван Северьяныч долго терпел людское зло, быв заложником в руках судьбы, но человеческое терпение небезгранично. Поэтому последней чертой, где он мог обрести покой был монастырь. Именно туда бежал Иван Северьяныч от злобы людской, ведь жизнь никак не могла принять его в свои рамки, так как эта натура была создана страдать за грехе людские.

Образ Ивана Северьяныча Флягина можно сравнить с народной маской Росси. Долго терпел русский народ, долго он был подщетинен крепостничеством, но не бесконечно терпение людское. Надоело страдать народу за чужие грехи, нахлынет волна народного гнева и сметёт оковы крепостного гнёта. Я думаю, что эту мысль и хотел показать Лесков в своей повести “Очарованный странник”.

Лесков н. с. – Сюжет и проблематика повести очарованный странник

Сочинение – Сюжет и проблематика повести “Очарованный странник”

Повесть Лескова “Очарованный странник” появилась в 1873 году в результате поиска автором ответа на вопрос: существуютли на земле праведники. Эта повесть Лескова – моё самое любимое произведение из классической прозы девятнадцатого века.Язык произведения интересен и изумителен. Образ главного героя так близок читателю во всех своих чертах, что простовлюбляет в себя. Этот, пожалуй, самый значительный и сильный из всех, созданных писателем.

Я считаю, что эта повесть Николая Семёновича Лескова ещё одно достояние русской литературы.Иван Северьяныч – человек особенный, исключительный, странной и необычайной судьбы. С самого детства “предназначенныйдля монастыря” и постоянно помнящий об этом, он, однако не может преодолеть чар мирской жизни. Трагична и дальнейшаясудьба героя. Если её можно выразить какой-либо фразой, то здесь наиболее приемлема фраза самого Лескова, что “русскийчеловек может всё”. И это действительно так, ведь сколько всего пришлось перенести Ивану Северьянычу за свою долгуюжизнь. Фатум безжалостно вселился в него с самого рождения и преследовал его всегда и всюду. Уже в юности ИванСеверьяныч совершил самый страшный православный грех, он насмерть засёк ни в чём неповинного монаха. Но за грехцерковный не захотел каяться “Очарованный странник” и за это, он должен был, в кару, претерпеть много зла земного. Исказано было ему: “И будут убивать тебя много раз, но не умрёшь ты”. И, действительно, ничто не давало умереть ИвануСеверьянычу, как бы он этого не хотел. Но я думаю, что сила “очарованного странника” в том, что он боролся со своей судьбой за право жить на воле. Его душа разделилась на двеполовинки: одна из которых хотела жить в людском мире, а другая под страхом веры и судьбы пыталась уединиться вмонастырь, где и назначено было судьбой находится “моленному сыну”. Влекомый жаждой жизни, Иван Северьяныч пытаетсяопределить себя в ней, но все попытки тщетны, нет ему места в ней. Но на этом страдания героя не прекращаются: из любвик лошадям, привитой Ивану Северьянычу с детства, он совершает ещё один грех – убийство татарского князя. За это судьбана двенадцать лет лишила “очарованного странника” воли и родных просторов. Я считаю, что в плену Иван Северьяныч ипроявил русское мужество и стойкость; потому что несмотря на подщетинку, он пытался вырваться на волю, но злой роквсячески мешал этому. Но не сломила судьба русский дух. После двенадцати лет страданий сам господь, может быть, сжалилсянад “странником” и отпустил его на волю. Но и после плена, ставу свободным, Иван Северьяныч не может найти себе применение в жизни, жизнь просто напросто отталкивает его отсебя, уступая роль судьбе. И здесь, казалось бы в безнадёжной ситуации, не сломлен русский дух; перепробовав множествопрофессий, Иван Северьяныч так и остаётся верен своему конхерству. Но и после всех этих жизненных историй, ИванаСеверьяныча ждёт снова горе. В порыве любви он сталкивает с обрыва свою единственную и любимую Груменьку. В этот моментпервая половина души свержена под натиском горя. Ивану Северьянычу опостылевает белый свет, и он хочет найти смерть влюбом её обличи. “Очарованный странник” уезжает на войну, надеясь, таким образом, обрести желанный душевный покой и хотького-то в этой жизни сделать счастливым. Но и здесь суд господень безжалостен, и снова Иван Северьяныч жив и невредим ивидит смерти своих товарищей, снова “очарованный странник” обречён на жизнь в этом грязном людском мире. Я считаю, чтоавтор в своём произведении полноценно и точно раскрыл черты характера русского народа. Да, я согласен со словами Лескова, сто “русский человек может всё”, потомучто Иван Северьяныч Флягин доказал это, прожив такую непростую страдальческую жизнь. Я смело могу назвать егоправедником, даже несмотря на его грехи. Он был заложником этих грехов и искупил их путём душевного и физическогораскаяния. Иван Северьяныч долго терпел людское зло, быв заложником в руках судьбы, но человеческое терпениенебезгранично. Поэтому последней чертой, где он мог обрести покой был монастырь. Именно туда бежал Иван Северьяныч отзлобы людской, ведь жизнь никак не могла принять его в свои рамки, так как эта натура была создана страдать за грехелюдские.

Образ Ивана Северьяныча Флягина можно сравнить с народной маской Росси. Долго терпел русский народ, долго он былподщетинен крепостничеством, но не бесконечно терпение людское. Надоело страдать народу за чужие грехи, нахлынет волнанародного гнева и сметёт оковы крепостного гнёта. Я думаю, что эту мысль и хотел показать Лесков в своей повести “Очарованный странник”.

Читать еще:  Сколько лески наматывать на катушку триммера штиль
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Название: Лесков н. с. – Сюжет и проблематика повести очарованный странник
Раздел: Остальные рефераты
Тип: сочинение Добавлен 23:28:38 17 октября 2010 Похожие работы
Просмотров: 206 Комментариев: 7 Оценило: 1 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать