Дима сомов чучело описание
“Чучело” – краткое содержание рассказа В. Железникова
В русской литературе есть одно очень эмоционально тяжелое психологическое произведение о школьной травле под названием «Чучело», краткое содержание которого будет передано ниже. Принадлежит оно перу писателя и прозаика Владимира Железникова.
Рассуждение о героях и их поступках повести после прочтения в классе всегда приводит к противоречивым мнениям и жаркой полемике. В этом и заключается уникальность «Чучела», оно заставляет размышлять и размышлять.
Помимо повести есть замечательная одноименная картина Ролана Быкова, которую нужно посмотреть каждому школьнику совместно с родителями.
История создания повести В. Железникова
По словам самого автора «Чучело» – автобиографичная повесть. Подобная школьная душераздирающая драма произошла не с самим Владимиром Железниковым, а с его племянницей. Когда он узнал о травле девочки, это очень всколыхнуло его душу.
Писатель решает написать пьесу «Бойкот», в которой описывает несколько тяжелых дней девочки-изгоя. Именно это произведение позже ляжет в основу повести «Чучело», где события вместо нескольких дней будут длиться полгода.
Вспоминая об истории и мотивах создания рассказа, Железников отмечал, что хотел понять истоки жесткого поведения детей. Его интересовала, сможет ли маленькая и ранимая девочка выстоять против всех обидчиков.
Главные герои и их характеристика
Лена Бессольцева – ученица шестого класса, новенькая в классе. Приехала в провинциальный город к деду. Открытая и дружелюбная девочка, очень доверчивая и наивная. Не привыкла отстаивать свою точку зрения, из-за чего постоянно старается подстраиваться под остальных.
Николай Николаевич Бессольцев – очень замкнутый пожилой человек, дедушка Лены. Мужчину считают слегка чудаковатым, однако уважаемым человеком. У него огромная коллекция картин в доме. Характер дедушки Лены тоже мягкий, дружелюбный и доверчивый.
Дима Сомов – новый одноклассник Лены. Самый красивый и обеспеченный мальчик в классе. Несмотря на популярность и ум, герой оказывается трусом.
Второстепенные персонажи
Маргарита Ивановна – классная руководительница 6 класса. Молодая женщина, которая зациклена на построении своей личной жизни. Обладает добрым и понимающим характером, уважаема среди учеников.
Миронова (прозвище – Железная Кнопка) – серьезная девочка с сильными лидерскими качествами. Имеет огромное влияние в классе и манипулируют людьми. Не изменяет своим принципам, имеет свое видение справедливости.
Шмакова – самая красивая девочка в классе. Очень хитрая, способна устроить подлость.
Валя – грубый мальчик без чувства жалости.
Лохматый – самый сильный мальчик класса, отец которого работает лесником.
Рыжий – шутник класса.
Васильев – справедливый и порядочный мальчик. Сначала заступается за Лену, но в результате оказывается слабохарактерным и отступает.
Краткое содержание повести «Чучело»
В кратком пересказе по главам будут затронуты самые основные события произведения, поэтому его можно передать своими словами в читательском дневнике.
Главы 1 – 4
Сюжет истории начинается с бегства девочки Лены от одноклассников. Далее рассказывается о городском нелюдимом дедушке Лены – Николае Николаевиче Бессольцеве.
Этот тихий и замкнутый человек жил в большом бревенчатом доме и тратил все свои деньги на приобретение редких картин. Из-за этого девочку начинают дразнить в школе, ведь ее дед ходит в оборванной одежде – он «Заплаточник».
Ребята собрались на день рождения Димы Сомова, однако Лена – изгой и не приглашена. Увидев девочку, дети кидаются за ней вдогонку, дедушка Лены становится свидетелем этой сцены. Внучка начинает рассказ о причинах ее травли в классе.
Главы 5 – 10
В первый же день в новой школе ребята в классе стали дразнить ее «внучкой Заплаточника». Доверчивая девочка не понимала истинного смысла этого прозвища и смеялась вместе с ними над этой «шуткой». Так же смеялась она, когда ее начали обзывать «Чучелом огородным». Однако не весело было только одному мальчику – Диме Сомову, который с того дня стал героем для Леночки.
На каникулы класс должен был поехать в Москву на экскурсию. Ребята решают самостоятельно заработать деньги на поездку. В последний день четверти целый класс решает прогулять урок, но учительница Маргарита Ивановна застает Диму Сомова в классе. Мальчик все-таки выдает всю правду о прогуле, свидетелями разговора становятся, спрятавшиеся под партой, Шмакова и Попов.
Лена тоже слышала разговор, так как стояла за дверью. Она не выдает своего «героя» ребятам, так как уверена, что Сомов сознается сам. Весь класс наказывают отменой поездки, а Леночка берет вину Димы на себя.
Начинается травля девочки. Ребята начинают всячески доводить героиню, то выискивают ее по городу с целью «расплаты», то пугают через окно головой медведя. Сомов тоже отворачивается от Лены и приглашает «травителей» девочки на чай к себе домой.
Главы 11 – 14
Однако на следующий день малодушный и трусливый Дима все-таки приходит просить прощения у Бессольцевой и целует ее. Одноклассник Валька видит это, стягивает висящее после стирки платье девочки и спешит поделиться новостью с остальными ребятами. Дима и Лена бегут вдогонку.
Одноклассники начинают кидать платье девочки по кругу и в грязь, а Лена бегает за ними в попытках его забрать. Когда доходит очередь Сомова для броска, он с улыбкой швыряет грязное платье другому человеку. Затем ребята надевают платье на шест в виде чучела и поджигают его. Ошеломленная от жестокости ребят Лена начинает доставать горящее платье и обжигает себя.
Девочка объявляет, что уедет из города навсегда, но передумывает. Вместо этого надевает на себя обгоревшее платье и убегает из дома. Теперь она не боится быть чучелом и стрижется налысо. В таком виде она заявляется к своим мучителям и говорит им, что ей жалко каждого из них. Когда девочка уходит, все ребята начинают ссориться и расходятся.
Когда дети узнают о настоящем «предателе», начинается травля Димы, в которой Лена отказывается принимать участие. Ребята узнают, что Лена и дедушка покидают город. Николай Николаевич отдает все картины жителям.
Вскоре он сам приходит в класс к шестиклассникам и лично дарит им картину, на которой изображена девушка, очень похожая на его внучку. Ребята, в изумлении уставившись на нее, понимают, какую боль причинили Лене Бессольцевой. Рыжий берет мел и выводит на школьной доске: «Прости нас, Чучело!».
Анализ произведения
По своему описанию повесть пугает своей жестокостью, показывая перед читателями метания маленькой ни в чем не виноватой девочки. Автор показывает, как, порой аморальным путем, детям свойственно утверждаться как личность в социуме. Основной темой «Чучела» является борьба маленького и одинокого в своей беде человека против жесткого общества.
Произведение написано в жанре бытовой прозы. Главная мысль повести: только доброта и способность к состраданию помогают вырасти маленькому и не устоявшемуся человеку в настоящую личность.
Для составления своего собственного мнения, более полного понимания мотивов и проблем героев, пополнения базы аргументов и подготовки к выпускному сочинению рекомендуется прочитать повесть полностью в оригинале.
Характеристика главных героев произведения «Чучело»
В 1975 году советский детский писатель Владимир Железников написал «Чучело». Характеристика главных героев этой повести показывает, что они обычные шестиклассники, которые живут по законам стаи, где выживает сильнейший, а тот, кого они посчитают слабым, подвергается жестокой травле. Однако новенькая девочка Лена, ставшая изгоем в классе, демонстрирует настоящую силу духа. Только к концу произведения школьники осознают весь ужас своих поступков.
Лена Бессольцева
Лена Бессольцева — двенадцатилетняя девочка, нескладный подросток, немного нелепая и угловатая, с длинными руками и ногами. На спине у неё торчали лопатки, будто крылышки. С подвижным лицом и большим ртом, с которого почти не сходила открытая, добрая улыбка. Волосы были заплетены в две тугие косички.
Она была внучкой Николая Николаевича и переехала к нему в небольшой городок на берегу Оки. Придя в новую школу, она с первого же дня демонстрировала доброжелательность и стремилась подружиться с другими ребятами, но они, видя её нескладную внешность и зная, что она внучка старика, которого в городе прозвали «Заплаточником», сразу дали ей прозвище «Чучело». Но девочка не обиделась: будучи наивной, доверчивой и излишне простодушной, она думала, что одноклассники просто так шутят, а на самом деле они добрые и хорошие.
Лена влюбляется в своего одноклассника — Диму Сомова, который сначала общается с ней и помогает ей. Её чувства к нему светлые и прекрасные. Когда Дима совершает подлый поступок, Лена берёт всю вину на себя в надежде, что тот сознается. Она готова долго прощать и верить в него, при этом терпя унижения.
Несмотря на то что класс выбрал Лену как слабую, над кем можно издеваться, на самом деле она — очень сильная, обладающая смелым нравом, не боящаяся сказать правду и бросить вызов толпе. Все тяготы и издевательства она выносит с гордостью. Она даже решается на отчаянный поступок — побриться налысо, чтобы стать настоящим «чучелом» и высказать одноклассникам правду. Произошедшая история ещё больше закаляет её характер.
Во время прочтения книги главной героине хочется сопереживать и сочувствовать, она вызывает симпатию своим поведением, искренностью, благородностью, добротой и внутренним светом. Как её дедушка отличается от остальных жителей городка, так и она отличается от своих одноклассников, и они с самого начала замечают это. Это становится одним из факторов, которые вызывают в ребятах внутренний бунт против новенькой.
Прототипом Усольцевой стала племянница писателя Железнякова: от своей сестры он узнал, что девочку несправедливо обвинил в предательстве и начал травить весь класс. Этот рассказ и стал для автора «Чучела» толчком к написанию повести, которая привлекла внимание общественности к столь важной теме.
Описание взрослых героев
В произведении не так много взрослых персонажей, ведь акцент сделан именно на трагедии, происходящей в подростковом обществе. Очень часто проблема, которая для взрослых кажется сущим пустяком, для ребёнка или подростка приобретает огромные масштабы.
Взрослые герои произведения и их характеристика:
- Николай Николаевич Бессольцев — пожилой человек, уже несколько лет живущий в собственном доме в старом городке на берегу Оки. Уважал, любил и высоко ценил историю родного города. Собирал картины своего предка-художника, превратив свой дом в музей и тратя на это все свои деньги, при этом ходя по городу в старом пальто с заплатками, за что его и прозвали «Заплаточником». Был нелюдим и необщителен, местные жители считали его странным и не понимали. Но он имел доброе сердце и чистую душу, умел радоваться искусству, как ребёнок, был благородным и хорошим человеком. Живя в своём мирке, не замечал проблемы внучки, пока она сама не рассказала ему всё. Щедрый: решив уехать из города, подарил школе дорогую картину.
- Маргарита Ивановна Кузьмина — классная руководительница 6 «А» класса, красивая молодая женщина. Она могла бы заметить, что происходит в её классе, но все эти события происходили как раз накануне её свадьбы, поэтому она была занята подготовкой к торжеству и своими мыслями. К проблемам ребят она относилась поверхностно, не желая вникать в них. Кроме того, ученики не слишком её уважали: за глаза называли просто по имени, без отчества, подшучивали, её мнение не было для них авторитетным, они спокойно сбежали в кино с последнего урока, проигнорировав её сообщение, оставленное на доске. В конце истории, узнав правду, учительница раскаялась, что не обратила внимания на происходящее и не остановила травлю.
Характеристика школьников
Герои произведения — шестиклассники, у каждого из которых есть свой уникальный характер. Их описание и характеристика:
- Дима Сомов — симпатичный мальчик из обеспеченной семьи. С самого первого дня он симпатизирует Лене. В одном эпизоде он отдаёт ей свои сапоги, потому что она промочила ноги, в другой раз — вместе с ней пытается спасти от живодёра собаку. Димка для всех хочет казаться настоящим героем. Но это у него не всегда получается. Из-за трусости он не может честно сознаться, что предал одноклассников. Очень скоро он идёт на поводу у толпы и присоединяется к травле Лены. Он двуличен и готов на всё, только бы не потерять собственный авторитет в классе и не стать жертвой издевательств.
- Миронова, Железная Кнопка — лидер класса, волевая, принципиальная, излишне жёсткая и строгая. Она уважает Лену за её смелость и честность, но при этом считает, что предательство, каким бы оно ни было, должно быть наказано. Отличается от других девочек тем, что не видит смысла в моде и «тряпках». В её семье есть конфликт, который отражается на её характере: её мать старается скрыть всё неприятное, вместо того чтобы решить проблему, а дочь не поддерживает этого.
- Шмакова — первая красавица в классе, модница, хитренькая и подлая, как лиса, но за её внешностью скрывается неуверенность в себе. Ей нравится Димка, она любит внимание мальчиков. Использует других в своих целях, умеет манипулировать людьми.
- Попов — влюблённый в Шмакову мальчик, всюду таскается за ней, а она называет его «Попик» и считает его своим «рабом». Он является подпевалой других ребят.
- Валька — жестокий, грубый, завистливый, в числе первых травит Лену. Деньги и выгода для него находятся на первом месте. Чтобы заработать, ловит бездомных собак и сдаёт их живодёрам за деньги. Его старший брат Петька защищает его интересы.
- Лохматый — мальчишка, считающий, что самое главное — это грубая сила.
- Толик, Рыжий — мальчик, присоединившийся к травле только затем, чтобы его самого не дразнили из-за того, что он рыжий. «Я всегда был как все. Все били — я бил», — признаётся он. Именно он в конце произведения пишет на доске: «Чучело, прости нас!». Его мама, тётя Клава, работает в парикмахерской, а отец живёт в Москве, и он очень хочет к нему поехать. В фильме-экранизации этот герой заменён на девочку Марину.
- Васильев — тихоня-изгой, который пытается вступиться за Лену, но ему не хватает смелости.
Подростковая жестокость в образах персонажей
Проведя анализ содержания произведения, можно увидеть, что подростковая жестокость зачастую рождается из-за собственных комплексов школьников и «стадного» инстинкта. Почти каждый из героев имеет черты, за которые суровое подростковое общество могло бы подвергнуть травле их самих:
- Железная Кнопка имеет проблемы в семье;
- Шмакова страдает неуверенностью в себе, поэтому скрывает это за красивыми нарядами;
- Валька сдаёт собак на живодёрню и боится, что об этом факте узнают;
- Толик не хочет, чтобы его дразнили «рыжим», поэтому старается не выделяться;
- Дима Сомов труслив, но для окружающих хочет быть слишком хорошим.
В конце произведения каждый из ребят осознаёт всё это и оказывается один на один со своей совестью. Все герои произведения переосмысливают свои прежние поступки, меняются, растут над собой.
Меняется Лена Бессольцева: она стала сильнее, её характер закалился навсегда. Меняется и её дедушка: он, живший в мире своих картин, упустил внучку, но теперь он добровольно расстаётся со всеми своими картинами, дарит их городу, отпускает своё прошлое, чтобы теперь быть более внимательным к настоящему — к своей родной единственной внучке.
Если писать сочинение по этому произведению или даже прочитать его краткое содержание в википедии, можно увидеть, как много глубоких тем затронуто в сюжете — это и детская жестокость, и конфликт в подростковом коллективе, и вопросы справедливости, темы семьи и искусства.
Жанр произведения — реализм: история предстаёт перед читателями ярко и живо, и не исключено, что с подобным сталкивались многие в школьные годы, благодаря чему некоторые могут узнать в героях самих себя.
Димочка из “Чучела” – Slime по-советски
Если о любви, то люблю я там только главную героиню и Железную Кнопку. А вот один из самых занимательных для меня образов – Димочка Сомов, тот самый горе-возлюбленный Лены Бессольцевой. О нем сегодня и поговорим.
Сценарист гениально выписал Димочку как человека-“хамелеона”. Почти без содержания, зато идеально чувствующего и впитывающего “содержание” другого. Так сказать, принимающего основной оттенок среды.
Именно почти – ведь что-то и сугубо личное шевелилось у него внутри, когда он наехал на одноклассника-живодера или заступался за Бессольцеву. Но самодостаточности как таковой у Димы не имеется. С влюбленной Леной он влюбленный, с подлецами подлец, с драчунами драчун, со Шмаковой – секси по-совдептинейджерски. Ненадолго, всё ненадолго.
При этом, как ни странно, не выглядит пустым, довольно харизматичен и колоритен. Симпатичен, слегка такой “байронический герой” (и сцену с окном после разоблачения он разыграет в подобном стиле). Не классический бесхребетный приспособленец-подлиза, на которого хочется плюнуть и размазать, о нет.
Принимая чужое содержание, персонаж на какое-то время “срастается” с ним, как бы становится тем, кого хотят видеть. Потому такие часто выступают в роли героев чьих-то грез. Именно благодаря способности интуитивно подстраиваться под ожидания и давать “стране” желанного “угля”.
В качестве же “угля” редко когда хотят разбираться, греясь у виртуального “камина” своей мечты. Ели в нем хорошо горит “огонь”.
Впрочем, идиллия у “камина” не такая уж долгая. С глубинным восприятием, без которого ничто серьезное невозможно, у Димочки начинаются проблемы. “Мышцы” души-то у него довольно слабые при замечательной способности к мимикрии. Потому он так боится и бойкота, и одиночества, потому предает явную симпатию к Лене. Одиночество или вызов – непосильная нагрузка на Димином уровне развития.
Он вряд ли осознает это, ведь рефлексия сродни Лениной или Васильевой ему, скорее всего, не свойственна. В фильме, по крайней мере, не показана. В то же время, Димочка неосознанно дрожит от страха лишиться подпитки, которую дает весомое положение. Подпитки от отношений с человеком и от общественности одновременно. Отсюда и метания, притом, что, КМК, нет у него ни глубоких чувств к Лене, ни искреннего уважения к своему коллективу.
Юный Дмитрий Егоров прекрасно прочувствовал своего персонажа и сыграл его мимикой. При всей демонстративной принципиальности, эмоциональности и прочих ценящихся в то время качествах Сомов откровенно невнятный выражением лица. Прям до заторможенности, когда не понимает, что негласно надо в этот момент чувствовать. Например, во время эпатажного танца Лены на дне его рождения или финальной сцены “прощания с чучелом”. То ли раскаяние, то ли досада, то ли злорадство на лице. Или каша из всего, что можно назвать вдобавок к этому.
Вот даже мерзавцем не назовешь, пожалуй. Если подразумевать классического мерзавца, сознательно отдающего предпочтение мерзости. А здесь.
Есть такая детская игрушка – жвачка для рук, “лизун”. Она в состоянии то жидкости, то твердого тела, то вязкой субстанции, постоянно меняющей форму. Обалденно переливчатый бывает, со стразиками. Помести в него хоть кусок золота, хоть кусок дерьма твердой грязи – будет одинаково обтекать и сверкать. Красиво обтекать и сверкать, независимо от содержимого.
Димочка – такой вот перламутрово-стразовый Slime. Как сложилась бы его судьба в будущем – кто знает. Смотря что внутрь попадет. С одинаковым успехом может и подняться до партийной верхушки, и опуститься до алкоголика, спустя годы просящего подаяние на улице у той же Лены Бессольцевой.
Но и во втором случае его, скорее всего, пожалеют и подберут. За “перламутр”, который всегда присутствует у харизматиков со слабым внутренним стержнем. Думаю, только он позволяет им выживать.
История создания фильма “Чучело”.
Вначале был сценарий. Назывался он тоже “Чучело”. Сочинил его писатель Владимир Железников в 1973 году: “Это была история моей родной племянницы из Нижнего Новгорода. Она взяла на себя чужую вину, и одноклассники ее затравили, а учитель, который должен был во всем разобраться, слег с инфарктом. Она мучилась несколько недель, пока правда не выплыла наружу”.
В Госкино сценарий завернули — фашиствующих ребятишек, сжигающих на костре чучело своей одноклассницы, в СССР тогда быть не могло. Железников переписал сценарий в повесть. Она вышла в журнале “Пионер” под безликим названием “Всего несколько дней”. Вскоре писателю позвонил Ролан Быков.
В шестом классе провинциальной школы появилась новенькая. Внучка городского сумасшедшего, скупающего старые картины. Ее сразу нарекли Чучелом — по аналогии с дедушкой. В осенние каникулы класс не поехал на экскурсию в Москву. Кто-то стуканул учительнице о прогуле урока. Понятно, кто виноват, — Чучело. Она и сама призналась в этом. И невдомек не знающим жалости шестиклашкам, что девочка не ябеда — она влюблена. И прикрывает предательство своего избранника Димочки Сомова — подлеца и труса.
На роль главной героини – Лены Бессольцевой Ролан Быков отсмотрел около 17 тысяч девочек со всего Союза: по 200–300 в день. Позже он сказал: «Все мои героини были в первой тысяче. Изменилось время. И у чистоты, которую я искал, изменилось лицо. Я это не сразу понял». Кристину Орбакайте он сначала отверг. Увидев её фотопробу, Быков заявил: «Да ей с такой губой только ротой солдат командовать!». Режиссер искал наивную девочку, с широко распахнутыми глазами, ангельским личиком, обрамленным белокурыми локонами, а потом пришел к выводу, что современная героиня должна быть другой, более волевой: чистоту надо защищать. И вернулся к Кристине. Кинопроба длилась всего 4 минуты.
Главного героя — Диму Сомова — искали мучительно долго. Уже утвердили Филиппа Янковского, но тот неожиданно отказался. Поговаривали, что знаменитые родители не хотели начинать актерскую карьеру сына с отрицательного персонажа. Дмитрий (Митя) Егоров — тоже из “золотой” молодежи. Единственный сын космонавта Егорова и кинозвезды 60-х Натальи Кустинской, обаятельной милиционерши из кинофильма “Три плюс два”.
— Мамин знакомый, второй режиссер “Чучела” Александр Хайт, заприметил моего школьного приятеля, — вспоминает Дмитрий, — пригласил его на пробы. А я составил компанию. На свою голову. Честно говоря, особого желания сниматься не было — герой мой малосимпатичный.
Антипод Чучела — несгибаемая Железная Кнопка. Она заправляла школьной бандой, преследующей Лену Бессольцеву. Пуленепробиваемая малышка со взглядом Павки Корчагина: “Предателям нет прощенья. Живешь не по правде — расплата”. Сама маленькая актриса — Ксюша Филиппова, домашняя девочка с Чистых прудов — до съемок никогда не выезжала одна за пределы МКАД. Оказавшись в Калинине, на натурной съемке, сразу поставила режиссеру ультиматум: хочу к маме, если не отпустите — уеду сама.
— Два часа меня Быков убаюкивал. Загипнотизировал, как удав кролика, так и пришлось сниматься, — смеется Ксения. — Конечно, в жизни я не была такой категоричной, как моя Железная Кнопка. Хотя в школе новичков, бывало, и изводила. Так что мой скрытый максимализм Быков подметил верно
Роль дедушки Лены Ролан Быков предлагал отцу Елены Санаевой актеру Всеволоду Санаеву, своему тестю. Но у них что–то не заладилось в отношениях. Себя Ролан Антонович тоже рассматривал вполне достойным кандидатом на эту роль.
Но первая же проба Юрия Никулина затмила всех остальных. Ветеран Великой Отечественной войны, прошедший все ее дороги от горестного сорок первого до победного сорок пятого, Юрий Владимирович в фильме играет опыт и мудрость своего поколения.
В начале осени 1982 года ребят вывезли в Калинин, на натуру. Однако город киношников не принял. Местные пацаны пообещали излупить малолетних артистов.
На пятый день съёмок в Калинине Кристина сломала левую руку, когда, выбегая из кадра, упала на лестнице. Это был кадр из сцены, где Дима и Лена с чемоданами в руках убегают от класса. В детской областной больнице Калинина ей наложили гипс, который никак нельзя было оставлять на виду, и поэтому в развалины старинного дома, где ребята зажали Сомова (эта сцена снималась следующей), Лена прибегает с намотанным на руку зелёным шарфом, которым ей затем завязывают глаза. С гипсом Кристина ходила 2 недели, и именно на один из этих дней пришёлся тот, когда Алла Пугачёва, почувствовав неладное, приехала на съёмки без предупреждения и застала свою дочь в больнице с гипсом на руке. Сославшись на прогулку по парку, она вывела Кристину из больницы и попыталась склонить к побегу со съёмочной площадки, но та отказалась.
По воспоминаниям членов съёмочной группы, Кристина вела себя отнюдь не как дочь знаменитой певицы. И хотя она не рыдала над судьбой Лены Бессольцевой по ночам в подушку, она никогда не спорила с Быковым и делала всё именно так, как он просил. Взбунтовалась Кристина лишь однажды: когда Лена по сюжету отстригает свои косы. Сначала она согласилась отрезать свои настоящие волосы, но потом в последний момент поменяла своё решение. Основным аргументом было: «Мама не разрешила!»
Быков и Кристина пришли к компромиссу, по которому девочка согласилась коротко остричь свои волосы (это для сцены, где Лена отстригает косы), а затем на неё надевали специальный парик, который на Кристину перед каждым съёмочным днём натягивали в течение трёх часов.
«В одиннадцать лет не задумываешься над тем, как тебя снимают, или что о тебе напишут в прессе, – вспоминала Кристина Орбакайте, – Я не переживала за свою героиню, и даже не очень то ее жалела. Я просто делала то, что от меня требовал Ролан Быков. Нас было человек двадцать детей. Мы смеялись, ели мороженое, заводили детские романы. И вдруг команда режиссера: «Так, ты сейчас идешь вперед, а вы через некоторое время догоняете ее и бьете…» Перед важными сценами Быкову иногда приходилось меня изолировать – я смешливая, а нужно было плакать»
Выход фильма на экран.
Еще до выхода фильма на экраны Ролану Антоновичу потребовались мужество и стойкость. Невозможно подсчитать количество разных комиссий на Мосфильме по поводу снимающейся ленты «Чучело». Фильм оказывался жестче и беспощаднее сценария. Это вызвало споры и целую волну критики. Быкова упрекали в избыточном изображении детской жестокости. Прессинг на его работу был мощным, как никогда. Все нападки коллег были только репетиций перед настоящей схваткой, которой произошла, когда картина вышла на всесоюзный экран. Сначала буквально взорвались газеты: огромные статьи, подписанные известными именами, выходили с обличительными заголовками. На «Мосфильм» и в ЦК КПСС приходили письма с требованием посадить режиссера лет на пять, чтобы он одумался.
Трудовые и педагогические коллективы требовали, чтобы Ролан Быков приехал к ним и ответил, где он видел настолько жестоких детей и зачем он сделал эту картину. И он приезжал. И рассказывал, что снимал «Чучело», как заказ времени и заказ совести. И у него уже есть опыт, когда все ополчились на него за фильм «Айболит–66». А через несколько лет картину приняли. И поняли. Просто есть фильмы, которые опережают свое время. И надо чтобы зритель вырос и изменился. И «Чучело» именно такой фильм, убеждал Ролан Антонович своих зрителей. Но в то время смирить два противоположных лагеря было невозможно. Только в 1986 году фильм получил Госпремию СССР.
Но при этом картина «Чучело» неплохо продавалась на мировых кинорынках. Фильм закупили в Европе и Америке. Во Франции около года искали актеров для дублежа, чтобы сохранить интонацию оригинала. В США после премьеры зрители подходили к режиссеру со словами:
— В фильме все как у нас. У нас такие же проблемы!
Зарубежные кинокритики писали, что этот советский фильм выходит за пределы обычного уровня. Это картина крупного масштаба, в которой решаются общечеловеческие вопросы мирового порядка. И, кстати, обращали они внимание, это большая редкость, чтобы подростки так естественно и мощно играли в кино.
Единственное, что Ролан Быков привнес в повесть от себя — это оркестр военной музыкальной школы. Ролан Антонович сам исполнил роль дирижера–офицера этого оркестра. Это был символичный образ, потому что и у дирижера оркестра, и у режиссера фильма была одна невероятно трудная задача: не допустить ни одной фальшивой ноты.