Гласные звуки в слове рыба
Учим русский язык Полезные справочные и занимательные материалы по русскому языку.
Фонетический разбор. Начальная школа.
Что надо знать для фонетического разбора слов в начальной школе.
Фонетика — раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи.
Буквы – это графические знаки, с помощью которых звуки речи обозначаются при письме.
Звуки мы произносим и слышим, буквы — видим и пишем. Читая слова, мы видим буквы, а произносим звуки.
Звуки бывают гласные и согласные.
Гласные звуки.
При произнесении гласных выдыхаемый воздух свободно выходит изо рта и не встречает преград. Гласные звуки можно петь. Они состоят только из голоса, который образуется при дрожании голосовых связок.
В русском языке 10 гласных букв: А-Я,О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е,
но 6 гласных звуков: [А], [О], [У], [Ы], [ Э], [И].
- А, О, У, Ы, Э— это буквы, которые дают предыдущему согласному команду: «Читайся твёрдо!», но звуки [ч’], [щ’] — всегда мягкие:
сон [сон], дым [дым], чаща [ч’ащ’а], часы [ч’асы].
- Я, Ё, Ю, И, Е— это буквы, которые дают предыдущему согласному команду: «Читайся мягко!» (обозначают мягкость предыдущего согласного), но звуки [ж], [ш], [ц] остаются всегда твердыми:
мята [м’ата], тёрка [т’орка], мюсли [м’усл‘и], мел [м’эл], лес [л’эс], жир [жыр], ширь [шыр’], цифра [цыфра].
- Буквы Я, Ё, Ю, Е— йотированные. Они могут давать один или два звука, в зависимости от положения в слове.
- Я, Ё, Ю, Е стоят после согласных, то обозначают мягкость предыдущего согласного (кроме всегда твердых [ж], [ш], [ц]) и дают один гласный звук : я — [а], ё — [о], ю — [у], е — [э] :
Мяч[м‘ач], тёрн [т‘орн], тюль [т‘ул’], пена [п‘эна]. - Я, Ё, Ю, Едают два звука: согласный [й’] и соответствующий гласный, если они стоят
- в начале слова: яма [й’aма ], ёлка [й’олка], юла [й’у ла ], ель [й’э л’];
- после гласных: маяк [май’ак], поёт [пай’от], поют [пай’ут], поел [пай’эл];
- после разделительных Ъ и Ь знаков: деревья [д’ир’эв’й’а ], объём [абй’ом], вьюга [вй’уга], съезд [сй’эст].
- Я, Ё, Ю, Е стоят после согласных, то обозначают мягкость предыдущего согласного (кроме всегда твердых [ж], [ш], [ц]) и дают один гласный звук : я — [а], ё — [о], ю — [у], е — [э] :
- В транскрипции буквы Я, Ё, Ю, Е не используются.Звуков [е], [ё], [ю], [я] не существует.
- Буква И после Ь обозначает два звука: чьи [ч’й’и], лисьи [лис’й’и]
- [й’] — согласный, всегда звонкий, всегда мягкий звук .
В состав слога обязательно входит гласный звук: «Сколько в слове гласных, столько и слогов. Это знает каждый из учеников!»
Для малышей! Чтобы определить количество слогов в слове, надо приложить раскрытую ладошку под подбородок и четко произнести слово. На гласных подбородок ударит по ладошке. Посчитайте количество таких ударов и узнаете количество слогов.
Согласные звуки.
При произнесении согласных выдыхаемый воздух встречает преграды (губы, зубы и язык) в ротовой полости. Всего 36 согласных звуков.
Согласные звуки бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие.
- Звонкие
- образуются при помощи голоса (вибрируют голосовые связки) и шума.
- Л, М, Н, Р, Й — самые звонкие согласные (больше голоса и совсем мало шума в звуке), всегда звонкие.
- Б, В, Г, Д, Ж, З —звонкие [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [б’], [в’], [г’], [д’], [з’], имеют парные звуки по звонкости/глухости.
- Фраза для запоминания содержитвсе звонкие согласные:Мы же не забывали друга.
- Глухие
- произносятся без голоса (без колебания голосовых связок) и состоят только из шума:
- П, Ф, К, Т, Ш, С — глухие [п], [ф], [к], [т], [ш], [с], [п’], [ф’], [к’], [т’], [с’] имеют парные звонкие;
- X, Ц, Ч, Щ — [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’] — всегда глухие, не имеют парных по звонкости/глухости .
- Фразы для запоминания, которые содержатвсе глухие согласные:
- «Степка, хочешь щец?» — «Фи!»
- Фока, хочешь поесть щец?
Для того чтобы определить, звонкий или глухой согласный, ребёнок закрывает уши ладошками и произносит этот звук. Если ребёнок при произнесении слышит голос, то это звонкий согласный. Если слышит не голос, а шум, то этот согласный глухой.
- Твердые: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ш].
- Мягкие: [б’], [в’], [г’], [д’], [з’], [й’], [к’], [л’], [м’], [н’], [п’], [р’], [с’], [т’], [ф’], [х’], [ч’], [щ’]. При фонетическом разборе мягкие звуки обозначаются знаком [‘].
Твердые и мягкие согласные при произношении различаются положением языка. Важно различать для правильного произношения и написания слов: мол [мол] — моль [мол’], угол [угол] — уголь [угол’] , нос [нос] — нёс [н’ос].
Гласные звуки и буквы, их обозначающие
В русском языке 10 гласных букв: А, Е, Ё, И, О, У, Ы, Э, Ю, Я.
И всего 6 гласных звуков: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].
Гласный звук при произнесении не встречает преград и произносится только с помощью голоса.
Гласные бывают ударные и безударные. Под ударением мы различаем все шесть гласных звуков: т.е. произносится то же, что и пишется.
Например: мо́ре [мо́р’э], поэ́т [паэ́т]
Исключением является буква «и» в положении после шипящих согласных – ц, ш, ж (мы слышим звук [ы], а пишем и). Например: цирк [цырк], шип [шы́п].
В безударном положении мы различаем не все гласные звуки, т.е. можем писать одну букву, а произносить другую.
Например: моря́ [мар’а́] – пишем о, а произносим [а].
Таблица гласных букв и звуков
Буквы | Звуки | |||||||||||||||||||||||||||
В ударном положении | В безударном положении | |||||||||||||||||||||||||||
а | [а́] лавр [лавр] | [а] ло́дка [ло́тка] | ||||||||||||||||||||||||||
е | [’э́] те́сто [т’э́сто] | |||||||||||||||||||||||||||
ё | [’о́] пёс [п’ос] | не бывает | ||||||||||||||||||||||||||
и | ||||||||||||||||||||||||||||
о | [о́] торт [торт] | [а] вода́ [вада́] | ||||||||||||||||||||||||||
у | [у́] стул [стул] | [у] пурга́ [пурга́] | ||||||||||||||||||||||||||
ы | [ы́] пры́гнул [пры́гнул] | [ы] прыжо́к [прыжо́к] | ||||||||||||||||||||||||||
ю | [’у́] лю́стра [л’у́стра] | [’у] слюна ́ [сл’уна́] | ||||||||||||||||||||||||||
я | [’а́] пять [п’ат’] |
Буквы | А | Е | Ё | И | О | У | Ы | Э | Ю | Я |
Гласные звуки | А | Э | О | И | О | У | Ы | Э | У | А |
Согласные звуки | Й | Й | Й | Й |
Из таблицы видно, какие буквы обозначают гласные звуки, а какие – сочетания звуков.
Гласные буквы И, Е, Ё, Ю, Я
Для чего такие сложности? И зачем гласному звуку такой друг – согласный звук [й]?
Гласные буквы а, о, у, э, ы обозначают твердость предыдущего согласного звука: [дом], [дым], [дача], [кот], [рыба]. Здесь все просто – буква и звук соответствуют друг другу.
Гласные буквы е, ё, ю, я – нужны для того, чтобы на письме обозначить мягкость предыдущего согласного: река, мёд, любовь, мяч. Без смягчения согласных р, м, л слова произносились бы так: [рэка], [мот], [лубоф], [мач].
Гласные звуки позволяют им стать мягче:
река — [р’ э к а];
мёд — [м’ о т];
любовь — [л’ у б о ф’];
мяч — [м’ а ч’].
Если же эти буквы попадают в начало слова — у них тут же появляется «друг» — мягкий согласный й. В этих случаях буквы е, ё, ю, я образуют с ним пару
енот — [й’ э н о т],
ёлка — [й’ о л к а],
яблоко — [й’ а б л о к о].
То же самое происходит в середине слова после гласной, ь или ъ
вьюга — [в й’ у г а],
Особняком стоит буква и – ее назначение – обозначать мягкость предыдущего согласного звука: [к’иска], [м’иска], [л’иса]. В ударной позиции букве и соответствует звук [и]. Однако в разговоре звук [и] слышится и в таких словах:
— этажерка;
— часы;
— бегемот.
То есть – в безударных слогах буквы разные: э, а, е, а звук один – [и].
Памятка «Гласные звуки и буквы»
Видео «Гласные буквы и звуки»
Кто ударил гласный?
Все шесть гласных звуков могут находиться в слове в ударной и безударной позиции. Отличие их в следующем:
- ударные звуки произносятся более четко;
- безударные звучат менее внятно, могут выступать в качестве другой фонемы.
Об этом выше было сказано: звук [и] может появляться в речи там, где на письме стоят иные буквы. Сравните:
молоко – [м а л а к о];
серпантин – [с’ и р п а н т’и н];
вездеход – [в’ и з д’ и х о т].
Случилась странная история – в слове молоко звук [а] обозначен буквой о в безударных слогах, а звук [и] на письме выражен буквой е. В ударных слогах таких перемен не происходит:
молочник – [м а л о ч’ н’ и к].
В слове молочник под ударением остался звук [о], без ударения мы слышим [а]:
молоко – молочный ([м а л а к о]- [м а л о ч’ н’ и к]).
Безударные звуки вызывают много сложностей при письме. Как правильно написать – травяной или тровяной, в лесу или в лису? Для правильного правописания очень важным является определение:
Чтобы проверить правильность написания безударной гласной, нужно изменить слово так, чтобы он оказался под ударением: в лесу – лес, травяной – травка.
Подводим итоги
Подводя итоги, нужно вспомнить главное:
- Гласные звуки образуются благодаря тому, что воздух, не встречая на пути преград, беспрепятственно проходит через гортань на выдохе.
- В русском языке 10 гласных букв и только 6 – звуков.
- Гласные первого ряда – а, о, у, э, ы – обозначают твердость предыдущего согласного.
- Буквы е, ё, ю, я нужны для обозначения на письме мягких согласных и двойных звуков – [йэ], [йо], [йу], [йа].
- Гласные бывают ударными и безударными. Ударные всегда пишутся, как слышатся, безударные иногда могут звучать иначе, чем отображаются на письме – их написание нужно проверять, поставив в ударный слог, либо запомнить.
- Те слова, которые нельзя проверить ударением, например, корова, молоко, собака, воробей, герой и другие, называют словарными, и написание их лучше запомнить, а в случае затруднения обратиться к словарю.
Гласные звуки певучи и музыкальны, это основа слога.
Слоговой анализ
С 30.03.15 “Слоговой поезд” Для закрепления умения делить слова на слоги предлагаю поиграть с детьми в игру «Кто, в каком вагоне поедет?». В этом весёлом слоговом поезде несколько вагончиков с 1, 2, 3, 4 окнами.
– Надо разделить слова на слоги (по картинкам).
– Рассказать, кто в каком вагоне поедет по принципу: «В слове должно быть столько же частей, сколько окон в вагончике»
Например: «В слове «жук» один слог, значит, жук поедет в первом вагоне»
Кто в каком вагоне поедет?
С 23.03.15 Выбери слово со слогом . . Закрепляем умение слышать определённый слог в составе слова. Для этого предлагаю и гровое упражнение «Выбери слово со слогом …». Последовательность выполнения умственных действий:
- Назвать все картинки.
- Разделить слова на части.
- Назвать слова, заканчивающиеся на «ЛА», на «ЛЫ», на «ЛО».
ЛА ЛО ЛУ
Весло, узлы, кукла, акула, метла, пила, дупло, куклы
С 16.03.15 Начерти слоговую и звуковую схему слова. Предложите ребёнку:
– Разделить слово на слоги (части). Начертить слоговую схему. Назови первый слог. второй слог и т.д.
– Объяснить, почему в слове именно столько слогов. Например: “В слове “лиса” два слога, потому что 2 гласных звука – “И”, “А”
– Назвать в этом слове звуки по порядку. Нарисовать звуковую схему. Рассказать, сколько звуков в слове и какой каждый звук (гласный – согласный, твёрдый – мягкий).
С 9.03.15 Подбери схему к слову. Закрепляем навык деления слов на слоги (части). В этом помогут слоговые схемы. Распечатайте слоговые схемы и картинки. Приклейте картинки в тетрадь. Предложите ребёнку:
- Разделить каждое слово на слоги по алгоритму, указанному в рекомендациях от 24.02.
- Подобрать подходящую слоговую схему к слову и соединить её карандашом с нужной картинкой.
- Объяснить, почему конкретная слоговая схема подходит к конкретной картинке.
Назовите слоговые схемы
Подбери слоговую схему к слову
С 2.03.15 Составление рассказа по картинкам. Пусть ребёнок рассмотрит картинки и составит по ним рассказ так, чтобы по каждой картинке получилось не меньше трёх предложений. Чем рассказ получится длиннее, тем лучше. Начать надо с предложения, которое расскажет где или когда произошла эта история. А в конце может быть предложение, объясняющее, почему мальчик больше никогда не дразнил собак. Хорошо, если дети придумают имя мальчику и кличку собаке.
Составить рассказ «Собак дразнить нельзя»
С 24.02.15 Деление слов на части. Дети учатся делить слова на слоги. Слог – это часть слова. В детском саду дети часто путают понятие “слог” и “слово”, поэтому лучше употреблять понятие “часть” (слова). Главное, чтобы дети хорошо поняли, как можно разделить слово на части. Сначала вспомните и назовите с ребёнком гласные звуки, ведь дети узнали правило ” Сколько в слове гласных звуков, столько и частей”. Вспомнить гласные звуки помогут буквы:
А, О, У, И, Э, Ы
Теперь надо выполнить последовательно следующие умственные действия:
1. Произнести слово медленно, протянув гласные звуки: б уууу с ыыы.
2. Назвать гласные звуки: “У”, “А”.
3. Сосчитать, сколько гласных звуков в слове: 2 гласных звука.
4. Сделать вывод: “В слове “бусы” 2 гласных звука, значит 2 части”.
5. Произнести слово по частям: “бу – сы”.
6. Назвать части по прядку: “Первая часть “БУ”, вторая часть “СЫ”
Раздели слова на части
(бусы, Марина, зубы, рукава, бананы, груша, флаги, работа)
С 16.02.15 Гласные звуки в слове. Закрепляем у детей умение называть гласные звуки в слове. Это очень пригодится при делении слов на части (слоги) по основному принципу “Сколько в слове гласных звуков, столько и частей”. Для этого предлагаю игровое упражнение “назови гласные звуки в слове”. Не торопитесь! Не просите ребёнка сразу называть гласные звуки, иначе могут появиться ненужные проблемы. Упражнение выполняйте с ребёнком по этапам.
1. Назовите гласные звуки: “А, О, У, И. Э, Ы”.
2. Произнеси слово (по картинкам) медленно, как бы пропевая каждый звук, выделяя голосом гласные звуки – “фф аааа рртт уууу кк”.
3. Назови гласные звуки: “А”, “У”
4. Сосчитай и ответь: “Сколько гласных звуков в слове “фартук”?”. “В слове “фартук” 2 гласных звука”
Назови гласные звуки в слове
(банан, бык, фартук, капуста, фары, стол, груша, суп, гуси. барабан)
Adblockdetector