San-lider.ru

Гласные звуки в слове рыба

Учим русский язык Полезные справочные и занимательные материалы по русскому языку.

Фонетический разбор. Начальная школа.

Что надо знать для фонетического разбора слов в начальной школе.

Фонетика — раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи.

Буквы – это графические знаки, с помощью которых звуки речи обозначаются при письме.

Звуки мы произносим и слышим, буквы — видим и пишем. Читая слова, мы видим буквы, а произносим звуки.

Звуки бывают гласные и согласные.

Гласные звуки.

При произнесении гласных выдыхаемый воздух свободно выходит изо рта и не встречает преград. Гласные звуки можно петь. Они состоят только из голоса, который образуется при дрожании голосовых связок.

В русском языке 10 гласных букв: А-Я,О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е,
но 6 гласных звуков: [А], [О], [У], [Ы], [ Э], [И].

  • А, О, У, Ы, Э— это буквы, которые дают предыдущему согласному команду: «Читайся твёрдо!», но звуки [ч’], [щ’] — всегда мягкие:
    сон [сон], дым [дым], чаща [ч’ащ’а], часы [ч’асы].
  • Я, Ё, Ю, И, Е— это буквы, которые дают предыдущему согласному команду: «Читайся мягко!» (обозначают мягкость предыдущего согласного), но звуки [ж], [ш], [ц] остаются всегда твердыми:
    мята [м’ата], тёрка [т’орка], мюсли [м’усли], мел [м’эл], лес [л’эс], жир [жыр], ширь [шыр’], цифра [цыфра].
  • Буквы Я, Ё, Ю, Е— йотированные. Они могут давать один или два звука, в зависимости от положения в слове.
    • Я, Ё, Ю, Е стоят после согласных, то обозначают мягкость предыдущего согласного (кроме всегда твердых [ж], [ш], [ц]) и дают один гласный звук : я — [а], ё — [о], ю — [у], е — [э] :
      Мяч[м‘ач], тёрн [т‘орн], тюль [т‘ул’], пена [пэна].
    • Я, Ё, Ю, Едают два звука: согласный [й’] и соответствующий гласный, если они стоят
      • в начале слова: яма [й’aма ], ёлка [й’олка], юла [й’у ла ], ель [й’э л’];
      • после гласных: маяк [май’ак], поёт [пай’от], поют [пай’ут], поел [пай’эл];
      • после разделительных Ъ и Ь знаков: деревья [д’ир’эв’й’а ], объём [абй’ом], вьюга [вй’уга], съезд [сй’эст].
  • В транскрипции буквы Я, Ё, Ю, Е не используются.Звуков [е], [ё], [ю], [я] не существует.
  • Буква И после Ь обозначает два звука: чьи [ч’й’и], лисьи [лис’й’и]
  • [й’] — согласный, всегда звонкий, всегда мягкий звук .

В состав слога обязательно входит гласный звук: «Сколько в слове гласных, столько и слогов. Это знает каждый из учеников!»

Для малышей! Чтобы определить количество слогов в слове, надо приложить раскрытую ладошку под подбородок и четко произнести слово. На гласных подбородок ударит по ладошке. Посчитайте количество таких ударов и узнаете количество слогов.

Согласные звуки.

При произнесении согласных выдыхаемый воздух встречает преграды (губы, зубы и язык) в ротовой полости. Всего 36 согласных звуков.

Согласные звуки бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие.

  • Звонкие
    • образуются при помощи голоса (вибрируют голосовые связки) и шума.
    • Л, М, Н, Р, Й — самые звонкие согласные (больше голоса и совсем мало шума в звуке), всегда звонкие.
    • Б, В, Г, Д, Ж, З —звонкие [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [б’], [в’], [г’], [д’], [з’], имеют парные звуки по звонкости/глухости.
    • Фраза для запоминания содержитвсе звонкие согласные:Мы же не забывали друга.
  • Глухие
    • произносятся без голоса (без колебания голосовых связок) и состоят только из шума:
    • П, Ф, К, Т, Ш, С — глухие [п], [ф], [к], [т], [ш], [с], [п’], [ф’], [к’], [т’], [с’] имеют парные звонкие;
    • X, Ц, Ч, Щ — [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’] — всегда глухие, не имеют парных по звонкости/глухости .
    • Фразы для запоминания, которые содержатвсе глухие согласные:
      • «Степка, хочешь щец?» — «Фи!»
      • Фока, хочешь поесть щец?

Для того чтобы определить, звонкий или глухой согласный, ребёнок закрывает уши ладошками и произносит этот звук. Если ребёнок при произнесении слышит голос, то это звонкий согласный. Если слышит не голос, а шум, то этот согласный глухой.

  • Твердые: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ш].
  • Мягкие: [б’], [в’], [г’], [д’], [з’], [й’], [к’], [л’], [м’], [н’], [п’], [р’], [с’], [т’], [ф’], [х’], [ч’], [щ’]. При фонетическом разборе мягкие звуки обозначаются знаком [‘].
Читать еще:  Куда поехать на рыбалку в петрозаводске

Твердые и мягкие согласные при произношении различаются положением языка. Важно различать для правильного произношения и написания слов: мол [мол] — моль [мол’], угол [угол] — уголь [угол’] , нос [нос] — нёс [н’ос].

Гласные звуки и буквы, их обозначающие

В русском языке 10 гласных букв: А, Е, Ё, И, О, У, Ы, Э, Ю, Я.

И всего 6 гласных звуков: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].

Гласный звук при произнесении не встречает преград и произносится только с помощью голоса.

Гласные бывают ударные и безударные. Под ударением мы различаем все шесть гласных звуков: т.е. произносится то же, что и пишется.

Например: мо́ре [мо́р’э], поэ́т [паэ́т]

Исключением является буква «и» в положении после шипящих согласных – ц, ш, ж (мы слышим звук [ы], а пишем и). Например: цирк [цырк], шип [шы́п].

В безударном положении мы различаем не все гласные звуки, т.е. можем писать одну букву, а произносить другую.

Например: моря́ [мар’а́] – пишем о, а произносим [а].

Таблица гласных букв и звуков

[и] весло́ [в’исло́]

[э] мо́ре [мо́р’э]

[’и́] мирт [м’ирт]

[ы] цирк [цырк]

[’и] свисто́к [св’исто́к]

[ы] цита́та [цыта́та]

[’а] пла́мя [пла́м’а]

[’и] пята́к [п’ита́к]

Гласные е, ё, ю, я, и смягчают предыдущие согласные (кроме твёрдых непарных согласных). В фонетической записи мы обозначаем мягкость согласного значком [’].

Например: весна́ [в’эсна́], клён [кл’он], свист [св’ист]

Буквы е, ё, ю, я могут обозначать по два звука – согласный звук [й] и гласные звуки:

1). в начале слова:

е: [й’э] ель [й’эл’]

[й’и] езда́ [й’изда́]

ё: [й’о] ёж [й’ош’]

ю: [й’у] ю́бка [й’у́пка]

я: [й’а] яд [й’ат]

[й’и] язы́к [й’изы́к]

2). после гласных звуков или в начале слога:

е: [й’э] прие́хали [пр’ий’э́хал’и]

[й’и] твоему́ [твай’иму́]

ё: [й’о] поё́т [пай’о́т]

ю: [й’у] пою́т [пай’у́т]

я: [й’а] стоя́т [стай’а́т]

[й’и] заяви́л [зай’ив’и́л]

3). после разделительных твердого и мягкого знаков – Ъ, Ь (кроме всех перечисленных букв, два звука в этом случае обозначает также буква И):

е: [й’э] съел [с’й’эл]

[й’и] уче́нье [уч’э́н’й’и], съеди́м [с’й’ид’и́м]

ё: [й’о] пьёт [п’й’от], объё́м [аб’й’о́м]

ю: [й’у] вью́га [в’й’у́га]

я: [й’а] семья́ [с’им’й’а́]

[й’и] семьяни́н [с’имй’ин’и́н]

и: [й’и] воробьи́ [вараб’й’и́]

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Гласные звуки в русском языке

Речь человека состоит из звуков, из них составляются слова. Образуются они при помощи артикуляции – работы органов речи. Как результат – возникают звуковые вибрации. Деление звуков на гласные и согласные основано на различиях места и способа образования звука.

Как образуются гласные звуки

«Звуки голоса польются, их читаем, как поем.

Буквы гласными зовутся, в каждом слове их найдем.»

Гласные звуки в русском языке образуются, когда струя воздуха на выдохе свободно проходит через гортань, в которой расположены голосовые связки. Когда они напряжены, воздух вызывает их движение, дрожание. Так образуется звук, который мы слышим. В составе гласного звука присутствует голос (отсюда и название – «гласные», то есть созданные голосом). Поэтому их можно тянуть, петь:
— а-а-а-а-а-а;
— у-у-у-у-у-у.

Почему они различаются? Образование звуков [и], [ы], [о], [у] и других зависит от положения языка и губ во время артикуляции.

Чтобы произнести звуки [о] и [у], нужно вытянуть вперед губы. Поэтому эти звуки называют лабиализованными, огубленными. Кроме того, гласные звуки в зависимости от положения языка во время выдоха и образования звука делятся на:

  • звуки переднего ряда (язык находится в передней части) – [и], [е];
  • звуки заднего ряда (язык убран в заднюю часть ротовой полости) – [о], [у];
  • звуки среднего ряда (язык занимает промежуточное положение) – [а], [ы].

Вторая характеристика – подъем: высокий, средний либо низкий подъем языка во время произнесения звука:

  • язык максимально поднят к нёбу – звуки [и], [ы], [у];
  • среднее положение языка – звуки [э], [о];
  • нижнее – [а].

Гласные буквы и звуки – чем они отличаются

«Их нетрудно перечесть

Ты запомни: звуков – шесть».

В русском алфавите 10 гласных букв: а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я. А гласных звуков?

В русском языке гласных звуков всего 6 – [а], [о], [у], [э], [и], [ы], однако они выполняют очень важную роль в образовании слогов – именно благодаря им можно разделить речевой поток на фразы-слова-слоги. Слог – самая маленькая фонетическая единица, она характеризуется слитностью входящих в него звуков: сочетание звуков, произносимых на одном выдохе воздуха: [ма]-[ма].

Почему букв – 10, а звуков всего – 6? Буквы е, ё, ю, я на письме обозначают сочетание звуков: мягкого согласного [й] и гласного звука. В результате все гласные буквы и звуки можно представить в виде таблицы:

Таблица «Гласные звуки и буквы в русском языке»

Буквы Звуки
В ударном положении В безударном положении
а [а́] лавр [лавр] [а] ло́дка [ло́тка]
е [’э́] те́сто [т’э́сто]
ё [’о́] пёс [п’ос] не бывает
и
о [о́] торт [торт] [а] вода́ [вада́]
у [у́] стул [стул] [у] пурга́ [пурга́]
ы [ы́] пры́гнул [пры́гнул] [ы] прыжо́к [прыжо́к]
ю [’у́] лю́стра [л’у́стра] [’у] слюна ́ [сл’уна́]
я [’а́] пять [п’ат’]
Буквы А Е Ё И О У Ы Э Ю Я
Гласные звуки А Э О И О У Ы Э У А
Согласные звуки Й Й Й Й

Из таблицы видно, какие буквы обозначают гласные звуки, а какие – сочетания звуков.

Гласные буквы И, Е, Ё, Ю, Я

Для чего такие сложности? И зачем гласному звуку такой друг – согласный звук [й]?

Гласные буквы а, о, у, э, ы обозначают твердость предыдущего согласного звука: [дом], [дым], [дача], [кот], [рыба]. Здесь все просто – буква и звук соответствуют друг другу.

Гласные буквы е, ё, ю, я – нужны для того, чтобы на письме обозначить мягкость предыдущего согласного: река, мёд, любовь, мяч. Без смягчения согласных р, м, л слова произносились бы так: [рэка], [мот], [лубоф], [мач].

Гласные звуки позволяют им стать мягче:
река — [р’ э к а];
мёд — [м’ о т];
любовь — [л’ у б о ф’];
мяч — [м’ а ч’].

Если же эти буквы попадают в начало слова — у них тут же появляется «друг» — мягкий согласный й. В этих случаях буквы е, ё, ю, я образуют с ним пару

енот — [й’ э н о т],

ёлка — [й’ о л к а],

яблоко — [й’ а б л о к о].

То же самое происходит в середине слова после гласной, ь или ъ

вьюга — [в й’ у г а],

Особняком стоит буква и – ее назначение – обозначать мягкость предыдущего согласного звука: [к’иска], [м’иска], [л’иса]. В ударной позиции букве и соответствует звук [и]. Однако в разговоре звук [и] слышится и в таких словах:
— этажерка;
— часы;
— бегемот.

То есть – в безударных слогах буквы разные: э, а, е, а звук один – [и].

Памятка «Гласные звуки и буквы»

Видео «Гласные буквы и звуки»

Кто ударил гласный?

Все шесть гласных звуков могут находиться в слове в ударной и безударной позиции. Отличие их в следующем:

  • ударные звуки произносятся более четко;
  • безударные звучат менее внятно, могут выступать в качестве другой фонемы.

Об этом выше было сказано: звук [и] может появляться в речи там, где на письме стоят иные буквы. Сравните:
молоко – [м а л а к о];
серпантин – [с’ и р п а н т’и н];
вездеход – [в’ и з д’ и х о т].

Случилась странная история – в слове молоко звук [а] обозначен буквой о в безударных слогах, а звук [и] на письме выражен буквой е. В ударных слогах таких перемен не происходит:
молочник – [м а л о ч’ н’ и к].

В слове молочник под ударением остался звук [о], без ударения мы слышим [а]:

молоко – молочный ([м а л а к о]- [м а л о ч’ н’ и к]).

Безударные звуки вызывают много сложностей при письме. Как правильно написать – травяной или тровяной, в лесу или в лису? Для правильного правописания очень важным является определение:

Чтобы проверить правильность написания безударной гласной, нужно изменить слово так, чтобы он оказался под ударением: в лесу – лес, травяной – травка.

Подводим итоги

Подводя итоги, нужно вспомнить главное:

  • Гласные звуки образуются благодаря тому, что воздух, не встречая на пути преград, беспрепятственно проходит через гортань на выдохе.
  • В русском языке 10 гласных букв и только 6 – звуков.
  • Гласные первого ряда – а, о, у, э, ы – обозначают твердость предыдущего согласного.
  • Буквы е, ё, ю, я нужны для обозначения на письме мягких согласных и двойных звуков – [йэ], [йо], [йу], [йа].
  • Гласные бывают ударными и безударными. Ударные всегда пишутся, как слышатся, безударные иногда могут звучать иначе, чем отображаются на письме – их написание нужно проверять, поставив в ударный слог, либо запомнить.
  • Те слова, которые нельзя проверить ударением, например, корова, молоко, собака, воробей, герой и другие, называют словарными, и написание их лучше запомнить, а в случае затруднения обратиться к словарю.

Гласные звуки певучи и музыкальны, это основа слога.

Слоговой анализ

С 30.03.15 “Слоговой поезд” Для закрепления умения делить слова на слоги предлагаю поиграть с детьми в игру «Кто, в каком вагоне поедет?». В этом весёлом слоговом поезде несколько вагончиков с 1, 2, 3, 4 окнами.

– Надо разделить слова на слоги (по картинкам).

Рассказать, кто в каком вагоне поедет по принципу: «В слове должно быть столько же частей, сколько окон в вагончике»

Например: «В слове «жук» один слог, значит, жук поедет в первом вагоне»

Кто в каком вагоне поедет?

С 23.03.15 Выбери слово со слогом . . Закрепляем умение слышать определённый слог в составе слова. Для этого предлагаю и гровое упражнение «Выбери слово со слогом …». Последовательность выполнения умственных действий:

  1. Назвать все картинки.
  2. Разделить слова на части.
  3. Назвать слова, заканчивающиеся на «ЛА», на «ЛЫ», на «ЛО».

ЛА ЛО ЛУ

Весло, узлы, кукла, акула, метла, пила, дупло, куклы

С 16.03.15 Начерти слоговую и звуковую схему слова. Предложите ребёнку:

– Разделить слово на слоги (части). Начертить слоговую схему. Назови первый слог. второй слог и т.д.

– Объяснить, почему в слове именно столько слогов. Например: “В слове “лиса” два слога, потому что 2 гласных звука – “И”, “А”

– Назвать в этом слове звуки по порядку. Нарисовать звуковую схему. Рассказать, сколько звуков в слове и какой каждый звук (гласный – согласный, твёрдый – мягкий).

С 9.03.15 Подбери схему к слову. Закрепляем навык деления слов на слоги (части). В этом помогут слоговые схемы. Распечатайте слоговые схемы и картинки. Приклейте картинки в тетрадь. Предложите ребёнку:

  1. Разделить каждое слово на слоги по алгоритму, указанному в рекомендациях от 24.02.
  2. Подобрать подходящую слоговую схему к слову и соединить её карандашом с нужной картинкой.
  3. Объяснить, почему конкретная слоговая схема подходит к конкретной картинке.

Назовите слоговые схемы

Подбери слоговую схему к слову

С 2.03.15 Составление рассказа по картинкам. Пусть ребёнок рассмотрит картинки и составит по ним рассказ так, чтобы по каждой картинке получилось не меньше трёх предложений. Чем рассказ получится длиннее, тем лучше. Начать надо с предложения, которое расскажет где или когда произошла эта история. А в конце может быть предложение, объясняющее, почему мальчик больше никогда не дразнил собак. Хорошо, если дети придумают имя мальчику и кличку собаке.

Составить рассказ «Собак дразнить нельзя»

С 24.02.15 Деление слов на части. Дети учатся делить слова на слоги. Слог – это часть слова. В детском саду дети часто путают понятие “слог” и “слово”, поэтому лучше употреблять понятие “часть” (слова). Главное, чтобы дети хорошо поняли, как можно разделить слово на части. Сначала вспомните и назовите с ребёнком гласные звуки, ведь дети узнали правило ” Сколько в слове гласных звуков, столько и частей”. Вспомнить гласные звуки помогут буквы:

А, О, У, И, Э, Ы

Теперь надо выполнить последовательно следующие умственные действия:

1. Произнести слово медленно, протянув гласные звуки: б уууу с ыыы.

2. Назвать гласные звуки: “У”, “А”.

3. Сосчитать, сколько гласных звуков в слове: 2 гласных звука.

4. Сделать вывод: “В слове “бусы” 2 гласных звука, значит 2 части”.

5. Произнести слово по частям: “бу – сы”.

6. Назвать части по прядку: “Первая часть “БУ”, вторая часть “СЫ”

Раздели слова на части

(бусы, Марина, зубы, рукава, бананы, груша, флаги, работа)

С 16.02.15 Гласные звуки в слове. Закрепляем у детей умение называть гласные звуки в слове. Это очень пригодится при делении слов на части (слоги) по основному принципу “Сколько в слове гласных звуков, столько и частей”. Для этого предлагаю игровое упражнение “назови гласные звуки в слове”. Не торопитесь! Не просите ребёнка сразу называть гласные звуки, иначе могут появиться ненужные проблемы. Упражнение выполняйте с ребёнком по этапам.

1. Назовите гласные звуки: “А, О, У, И. Э, Ы”.

2. Произнеси слово (по картинкам) медленно, как бы пропевая каждый звук, выделяя голосом гласные звуки – “фф аааа рртт уууу кк”.

3. Назови гласные звуки: “А”, “У”

4. Сосчитай и ответь: “Сколько гласных звуков в слове “фартук”?”. “В слове “фартук” 2 гласных звука”

Назови гласные звуки в слове

(банан, бык, фартук, капуста, фары, стол, груша, суп, гуси. барабан)

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]