San-lider.ru

Основные систематические группы рыб доклад

Основные систематические группы рыб. 7-й класс

Разделы: Биология

Класс: 7

Цель урока:

обучающий аспект:

  • выявить характерные и общие признаки классов Хрящевые и Костные рыбы;
  • установить и уметь объяснять взаимосвязь строения со средой обитания;
  • формировать умения работать с учебным пособием, печатным материалом (извлекать нужную информацию, систематизировать и структурировать её, пользоваться текстом, рисунками для выполнения самостоятельной работы и работы в малых группах);
  • освоить способ систематизации признаков на примере надкласса рыб;

развивающий аспект:

  • развивать речь (обогащение и усложнение словарного запаса при использовании биологических терминов темы «Основные систематические группы рыб»);
  • развивать мышление: умение сравнивать (внешнее и внутреннее строение разных подклассов Костных рыб), устанавливать взаимосвязи (связь строения с образом жизни и средой обитания), выделять главное (из перечня признаков выделить главные, существенные), делать выводы, систематизировать и структурировать результаты;
  • развивать умение управлять своими действиями (планировать учебные действия, контролировать свои действия, распределять рабочее время);

воспитывающий аспект:

  • воспитывать соблюдение норм поведения в коллективе, уважение к мнению окружающих при совместной деятельности в малых группах;
  • воспитывать дисциплинированность (при прослушивании отчетов о проделанной работе учащихся), аккуратность (при проведении самостоятельного оформления результатов).

Формирование компетенций: коммуникативной, информационной, учебно-познавательной компетенций.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Этапы урока: подготовка к активной познавательной деятельности, усвоения новых знаний и способов действий, первичная проверка понимания, итог на рефлексивной основе.

Граница знания – незнания

Учащиеся знают и умеют

Учащиеся не знают

Основные принципы классификации на ТИП ХОРДОВЫЕ – ПОДТИП ПОЗВОНОЧНЫЕ – НАДКЛАСС РЫБ

Способ самостоятельного выделения признаков сходства и различия основных систематических групп НАДКЛАССА РЫБ

Единица содержания: способ систематизации признаков надкласса рыб

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап подготовки к активной познавательной деятельности

Цели: обеспечить мотивацию к принятию цели УПД.

Постановка задач урока и их актуализация.

Обучающий аспект: осуществить детскую рефлексию понимания и владения опорными знаниями для освоения материала урока;

развивающий аспект: развивать умения анализировать, объяснять;
воспитывающий аспект: при работе в парах умение слушать других, терпимость к ошибкам товарищей.

Формы работы: фронтальная.

Методы работы: репродуктивные, продуктивные.

Перед учащимися ставятся вопросы, подводящие их к осознанию необходимости коснуться вопросов о систематике рыб.

Исходя из темы урока, какие задачи ставим?

(Добиваюсь постановки задач учащимися.)

1. Выявить основные характерные признаки систематических групп рыб.

2. Познакомиться с многообразием представителей классов рыб.

3. Раскрыть роль рыб в природе и жизни человека.

Подвести учащихся к целеполаганию урока: способы систематизации и структуриро-вания материала.

Фиксация темы на доске.

Актуализация опорных знаний позволяет подготовить учащихся к активной УПД.

1.В ходе фронтальной беседы восстанавливаются знания признаков типа хордовые (слайд 2, приложение 3), подтипа позвоночных (слайд 3, приложение 3), надкласса рыб (слайд 4, приложение 3) (ученики отвечают на вопрос, используя рабочие тетради).

2.Отвечают на вопрос: «Зачем нам нужно систематизировать материал?»

3.Ответ учащихся должен привести к формулировке целей данного урока.

Этап усвоения новых знаний

Цели: преодолеть границу знание-незнание, ответить на вопрос ЕС.

О: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний о характерных и общих признаках классов Рыб и подкласса Костные рыбы;

Р: обогащение и усложнение словарного запаса при использовании биологической терминологии, развивать умение сравнивать, проводить аналогии, анализировать, делать выводы;

В: воспитывать дисциплинированность, трудолюбие, аккуратность при выполнении работы в малых группах и при представлении материала у доски.

Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Методы работы: продуктивные, частично-поисковые.

1.Организация деятельности по достижению первой целей урока.

Учащиеся получают задания для поиска информации по материалу учебника:

  • задание группе №1 – Хрящевые рыбы
  • задание группе №2 – Костно-хрящевые
  • задание группе №3 – Двоякодышащие рыбы
  • задание группе №4 – Кистеперые рыбы
  • задание группе №5 – Костистые рыбы

1. Выполнение работы в парах – 12 минут

2. При ответе ОБЯЗАТЕЛЬНО выделить явные признаки отличия систематических групп рыб:

задание группе №1 – Хрящевые рыбы

2. Выбирают выступающего у доски для представления материала (по 3 минуты).

А) выделяют особенности чешуи

Б) жаберные щели (нет жаберных крышек)

задание группе №2 – Костно-хрящевые

А) вдоль тела 5 рядов костных пластинок и мелкие пластиночки

Б) широкий однолопастный плавник

задание группе №3 – Двоякодышащие рыбы

А) плавники похожи на лопасти

Б) тело покрыто массивной чешуей

задание группе №4 – Кистеперые рыбы

А) жаберные крышки

Б) самая многочисленная группа

задание группе №5 – Костистые рыбы

По ходу выступлений демонстрируются кадры презентации (приложение 3).

3. Выделить признаки, которые объединяют подтипы в один класс Костные рыбы.

Фиксация особенностей на доске.

Отмечают наличие жаберных крышек и наличие костного скелета в той или иной степени развития.

Этап первичной проверки понимания

Цели:

О: работать с пониманием полученных теоретических знаний, установить правильность, осознанность усвоения знаний о способе систематизации;

Р: усложнение словарного запаса, умение проводить аналогии, установить правильность усвоения нового материала; выявить пробелы, неверные представления, их корректировка.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Методы работы: продуктивный.

1. Что новое вы сегодня делали?

Чему научились на уроке?

Проверяю, как усвоили.

2. Выполнение задания: предложенных представителей рыб расположить согласно систематическим особенностям.

3. По кадру презентации (приложение 3) выполнить

4. Реализовали мы поставленную задачу?
Есть ли вопросы, затруднения?

5. Оцените работу на уроке по баллам.

6. Работа с дневниками.

1.Отвечают, возвращаясь к цели урока.

Читать еще:  Как правильно подсекать рыбу видео

2. Каждый ученик прикрепляет изображение рыб к нужной систематической группе.

3. Выполняют задание.

  • лопатонос
  • щука панцирная и африканский чешуйчатник

4. Ученики отвечают.

5. Самооценка работы на уроке.

6. Выставление оценок в дневник.

Подведение итогов на рефлексивной основе

Цели: рефлексия учащимися своей деятельности на уроке; анализ и оценка успешности достижения цели урока.

Формы работы: индивидуальная.

Методы работы: продуктивный.

Обсуждение вопросов, вызвавших затруднения, подведение итогов.

ОСНОВНЫЕ

СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ РЫБ

Рис. 203. Хрящевые рыбы. Скаты

Биологические и систематические признаки в строе4 нии рыб. Рыбы, живущие на глубине (акулы, сельди), обычно имеют обтекаемое, сжатое с боков тело, а рыбы, ведущие придонный образ жизни (скаты, камбалы), — сплюснутое сверху вниз. Вместе с тем акулы сходны со ска- тами. Эти рыбы имеют хрящевой скелет, жаберные щели. У сельдей и камбал скелет костный, а жабры прикрыты жаберными крышками.

Глубоководный электрический скат Манта (морской дьявол)
Морская лисица

Сходство и различия в форме и окраске тела, в строе- нии плавников и многие другие признаки развились у рыб в связи с приспособлением к жизни в сходных или разных местах обитания. Такие признаки называют при- способительными (биологическими). Они не служат до- казательством родства между животными (дельфины по форме тела сходны с рыбами, но они не рыбы, а млекопи- тающие). Признаки сходства и различия в строении ске- лета и жаберного аппарата объясняются близким или даль- ним родством рыб и развились у их предков независимо от приспособления к тем или иным местам обитания. Такие признаки называют систематическими.

По систематическим признакам рыб подразделяют на класс хрящевых рыб и класс костных рыб.

Класс хрящевых рыб. К хрящевым рыбам относятся представители нескольких отрядов скатов и акул (рис. 203, 204, 205). Они имеют хрящевой скелет. Кожа у боль- шинства видов покрыта чешуей с зубообразными шипа- ми, покрытыми эмалью (рис. 206). Жабры открывают- ся наружу 5–7 жаберными щелями. Большинство хря- щевых рыб — обитатели морей и океанов.

Акулы живут в основном в толще воды. Большинство из них — хищники. Средиземноморская голубая акула, на-

пример, нападает на самых различных морских живот- ныхидаже людей. Живущаяв Черномморе колючаяаку- ла, или катран (длина тела до 2 м), питается главном обра- зом мелкими рыбами. Голова у акул оканчивается вытя- нутым рылом — рострумом. Большой рот расположен на нижней стороне головы и имеет вид поперечной щели. Че- люсти вооружены несколькими рядами острых зубов. Тор- педообразное тело, мощный неравнолопастной хвостовой плавник дают возможность акулам развивать большую ско- рость. У акул нет плавательного пузыря, и поэтому они находятся в постоянном движении, даже во время сна.

Самые крупные из акул — гигантская (длина тела до 15 м) и китовая (длина тела до 20 м и более) — питаются планктоном.

Скаты имеют уплощенное, широкое тело. Кожа у них голая или покрыта шипами. Края грудных плавников срослись с боками головы и туловища. Спинные плавни- ки смещены на хвост, или их совсем нет. Большинство скатов ведет придонный образ жизни. Питаются они пре- имущественно моллюсками. Самые крупные скаты — манты; их длина около 6 м.

Класс костных рыб. К костным рыбам относится боль- шинство видов рыб. Их подразделяют на костно-хряще- вых, двоякодышащих, кистеперых и костистых.

К костно-хрящевым, или осетровым, рыбам относят- ся белуга, стерлядь, русский осетр (рис. 207). У них кос- тно-хрящевой скелет с хорошо развитой хордой, имеют- ся жаберные крышки, плавательный пузырь. Вдоль тела осетровых проходит 5 рядов костных пластинок, между которыми располагаются мелкие костные пластиночки. Голова, как у акул, имеет вытянутое рыло. Около рта, рас-

Полярная акула
Акула катран

Рис. 204. Хрящевые рыбы. Акулы

Рис. 206. Зубообразные шипы на коже акулы

Рис. 205. Китовая акула

ОСНОВНЫЕ СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ РЫБ

Осетр
Стерлядь
Белуга

положенного на нижней стороне головы, находятся уси- ки. Хвостовой плавник неравнолопастной.

Осетровые — проходные рыбы северного полушария. Они живут до 50–100 и более лет. Эти рыбы широко изве- стны из-за особо вкусного мяса и черной икры. Типич- ный представитель осетровых — русский осетр, обычный обитатель Волго-Каспийского и Черноморского бассей-

нов. Бол´ ьшую часть времени проводит в море, нерестится

Класс «Рыбы»

Описание

Рыбы – симметричные животные с обтекаемой формой тела. Необтекаемую форму тела имеют придонные, маскирующиеся рыбы, ведущие малоподвижный образ жизни.

Рыбы отлично приспособлены к жизни в воде, о чём говорят особенности внешнего строения:

  • тонкую кожу со слизистыми железами покрывает чешуя;
  • плавники (хвостовой, спинной, грудные, брюшной, анальный), расположенные по всему телу, помогают плавать;
  • голова не отделена от туловища, а туловище – от хвоста;
  • имеются хорошо развитые жабры.

Рис. 1. Внешнее строение.

Развитие классов рыб относят к девонскому периоду (примерно 300 млн. лет назад). Все рыбы произошли от общего предка – древней панцирной рыбы, скелет которой состоял из хряща, но челюсти имели костное строение.

Классификация

По систематике рыбы – название надкласса. Они относятся к типу хордовые и включают два класса – хрящевых и костных рыб. К первому относятся акулы и скаты. Они обитают преимущественно в морях, некоторые виды водятся в пресных водоёмах. В соответствии с названием их скелет состоит из хрящей. Кроме того, представители класса имеют следующие особенности:

  • рот располагается на нижней стороне головы;
  • ассиметричный хвостовой плавник;
  • отсутствие жаберных крышек;
  • отсутствие плавательного пузыря;
  • плакоидная чешуя, состоящая из пластинки и шипа, направленного назад.
Читать еще:  Промышленная консервация рыбы

Класс костные рыбы включает более 90 % всех видов рыб. Они обитают в морях, пресных водоёмах, реках в разных климатических условиях и имеют преимущественно костных скелет. Их челюсти более развиты и подвижны, рот расположен впереди головы, хвостовой плавник симметричен. Имеется плавательный пузырь, позволяющий регулировать глубину погружения.

Выделяют четыре подкласса костных рыб:

  • хрящекостные – скелет состоит из хрящей и костей;
  • двоякодышащие – присутствует жаберное и лёгочное дыхание;
  • кистепёрые – имеют своеобразное строение плавников, отдалённо напоминающих конечности;
  • костистые – наиболее многочисленная группа.

Значимые отряды костных рыб:

  • осетровые – осётр, стерлядь, севрюга, белуга;
  • сельдевые – атлантическая, тихоокеанская сельдь, килька, тюлька, анчоусы;
  • лососевые – сёмга, форель, омуль, горбуша, кета, хариус, лосось;
  • карповые – карп, вобла, тарань, лещ, плотва, карась;
  • окуневые – рыба-меч, тунец, бычки, окунь речной, судак, ёрш.

Рис. 2. Представители.

Считается, что от кистепёрых рыб произошли амфибии.

Строение

Внутреннее строение рыб представлено в таблице.

Система органов

Органы

Общая характеристика

Череп включает мозговую коробку, парные жаберные крышки и дуги, челюсти. Парные плавники подвижны. Позвоночник состоит из позвонков с отростками – два смотрят вниз и образуют рёбра, один поднят вверх. Мускулатура разделена на сегменты

Пищеварительный тракт, железы

Тракт состоит из ротового отверстия, глотки, пищевода, желудка, кишечника. Заканчивается анальным отверстием. В кишечник открываются протоки поджелудочной железы и печени. Некоторые рыбы имеют зубы

Лентовидные парные почки, мочеточники, мочевой пузырь

Кровь фильтруется почками. Формируется моча, поступающая по мочеточникам в мочевой пузырь. Оттуда выводится через мочеиспускательный канал

Расположены в глотке. К жаберным дугам крепятся жаберные лепестки, которые пронизаны капиллярами. Через них осуществляется газообмен

Двухкамерное сердце, артерии, вены, капилляры

Сердце состоит из желудочка и предсердия, через которые проходит венозная кровь. Один круг кровообращения, начинающийся от желудочка. Венозная кровь идёт через жабры, насыщаясь кислородом. После отдачи кислорода всем органам и тканям кровь возвращается в предсердие

Головной мозг включает передний, промежуточный, продолговатый, средний мозг и мозжечок, спинной мозг вдоль позвоночника, нервы

Хорошо развиты средний, промежуточный мозг и мозжечок. Органы чувств представлены глазами, ноздрями, внутренним ухом, боковой линией, улавливающей вибрации. Вкусовые рецепторы находятся во рту и на коже

Яичники и яйцеводы у самок и семенники и семяпроводы у самцов

Оплодотворение чаще всего наружное

Рис. 2. Внутреннее строение.

Чешуя рыб постоянно растёт, и на ней образуются годовые кольца.

Что мы узнали?

Из доклада по биологии 7 класса узнали об особенностях внешнего и внутреннего строения рыб. Надкласс рыбы включает два класса. Наиболее многочисленный класс – костные рыбы. Все рыбы произошли от одного предка. От подкласса кистепёрых рыб произошли амфибии. Рыбы хорошо приспособлены к жизни в воде: имеют обтекаемую форму тела, чешую, плавники, жабры. У них присутствуют все системы органов – дыхательная, кровеносная, пищеварительная, нервная, половая, выделительная.

§ 34. Основные систематические группы рыб

Класс Хрящевые рыбы

К Хрящевым рыбам относятся акулы и скаты.

Всего в океанах и морях обитает около 850 видов современных хрящевых рыб (рис. 123), примерно половину их составляют акулы. Во внешнем строении акулы хорошо выражены приспособления к жизни в толще воды: торпе-довидная форма тела, острое рыло, темная окраска спины и светлое брюхо. Толчками мощного хвостового плавника акула движется вперед, развивая при этом большую скорость. Большинство акул — активные хищники. Они охотятся на рыб, креветок, нападают на водных млекопитающих, опасны даже для купающихся людей. Среди акул есть великаны, например голубая акула длиной до 5 м. А самая большая в мире — китовая акула, несмотря на большое тело длиной до 20 м, совсем безобидна: она питается планктонными рачками. Близ дна живут скаты. Их тело уплощенное, распластанное по поверхности дна. Они едят моллюсков, рачков, червей, рыб. Плавники у скатов расположены по бокам тела и при движении волнообразно шевелятся. Самый крупный скат, в размахе плавников достигающий 8 м, —манта. Он часто плавает в поверхностной части океана, иногда с шумом выпрыгивает из воды.

Рис. 123. Хрящевые рыбы: А — акулы: 1 — морская лисица; 2 — акула-молот; 3 — длиннокрылая акула; 4 — китовая акула; Б — скаты: 5 — манта, или морской черт; 6 — пила-рыба; 7 — хвостокол; 8 — шиповатый скат; 9 — электрический скат

Класс Костные рыбы

Костные рыбы — очень большая (29 тыс. современных видов) и разнообразная группа. Представители этого класса обитают в различных водоемах, соленых и пресных — океанах и морях, реках, озерах и прудах. К костным рыбам относятся Лучеперые и Лопастеперые рыбы.

Лучеперые рыбы. К лучеперым рыбам относят костистых рыб — самую многочисленную группу среди костных рыб. Костистые рыбы живут в толще воды, близ дна, у берегов, на глубине и в маленьких водоемах. Известны обитатели теплых и холодных источников, пресных и соленых вод. У рыб, живущих на больших глубинах, уменьшились и даже совсем исчезли глаза, так как животные не пользуются ими в темноте. У некоторых глубоководных рыб возникли специальные органы свечения как опознавательные для вида фонарики на голове. Таковы, например, удильщики. К костистым рыбам относятся мирные растительноядные виды (например, сазан, толстолобик) и очень агрессивные хищники (щуки, окуни, сомы)- Среди морской растительности «зависают» морские коньки и вертикально замирают морские иглы. Бывают рыбы, прилипающие к телам крупных быстроходных рыб или китов (рыба-прилипало). Костистые рыбы имеют много самых разнообразных и очень интересных, даже причудливых приспособлений к условиям обитания.

Читать еще:  Приготовление вкусной рыбы

Среди костистых рыб выделяют примитивных осетрообразных (рис. 124). Среди них хорошо известны осетр, белуга, севрюга, стерлядь. Внешне они похожи на акул — имеют торпедовидную форму тела, вытянутое рыло. В осевом скелете всю жизнь сохраняется хорда. Однако эти рыбы — костные: в черепе у них развиты кости, на голове видны крупные костные жаберные крышки, на поверхности кожи заметны крупные костные чешуи — жучки. Икра у этих рыб мелкая и многочисленная.

Рис. 124. Разные виды осетрообразных рыб: 1 — русский осетр; 2 — белуга; 3 — стерлядь

Осетрообразные рыбы — очень важные объекты промысла, дающие ценные для человека пищевые продукты, содержащие высококачественные питательные вещества (белки и жиры). Высоко ценится черная осетровая икра.

Из-за перепромысла и загрязнения водоемов численность осетровых рыб резко сократилась. Поэтому их охрана и воспроизводство — одна из главных задач природоохранных организаций. Осетровые рыбы — жители водоемов исключительно Северного полушария. Россия — одна из тех стран, которые обладают самыми крупными мировыми запасами осетровых рыб. Осетровые живут в бассейнах Каспийского и Черного морей, в некоторых реках Сибири.

В Каспийском и Черном морях живут осетры и белуги. Большую часть жизни они проводят в морях, а раз в несколько лет устремляются в реки на нерест. До 2000 км проплывают они к местам размножения в верховья Волги. За это время половые продукты созревают, приобретают состояние текучести: икра свободно вытекает из тела рыбы и оседает на дно. Отложив икру и оплодотворив ее, рыбы уплывают обратно, пользуясь попутным течением реки. Течение приносит в моря и молодых рыбок (мальков).

Самые крупные среди осетрообразных рыб — белуга, а в Сибири — калуга. Длина тела этих рыб достигает 5 м, масса — 1,5 т. Осетры могут вырастать до 3 м в длину. Рыбам стало трудно продвигаться к местам нереста в связи с гидростроительством. Плотины электростанций перекрыли русла рек, и рыбы не могут мигрировать к верховьям и в притоки. Пытаясь решить проблему воспроизводства этих ценных рыб, люди предусмотрели в плотинах специальные лифты — рыбоподъемники и шлюзы. Однако самой эффективной мерой оказалось строительство специальных рыбозаводов по воспроизводству осетровых. На территориях этих рыбозаводов создана система водоемов, предназначенных для нереста осетровых рыб, выведения и подрастания мальков. Подросшую молодь выпускают в русло реки, и течением она сносится в море.

Лопастеперые рыбы. К лопастеперым рыбам относятся двоякодышащие и кистеперые, которые всегда привлекают внимание необычным строением и образом жизни.

Двоякодышащие дышат не только жабрами, но и легкими. Их ноздри пропускают поток воздуха внутрь ротовой полости, затем в легкие. Это позволяет им дышать воздухом при дефиците кислорода в пресной воде. В основании парных плавников у них находятся мышцы в виде мясистых лопастей, позволяющие опираться плавниками на грунт. Двоякодышащие рыбы живут в реках и озерах трех континентов: в Австралии один вид — неоцератод (рис. 125), в Африке — четыре вида протоптерусов, в Америке один вид — лепидосирен. Очень интересными биологическими чертами обладают протоптерусы. При пересыхании водоемов они зарываются в ил, покрываются капсулой, стенки которой образует пропитанный слизью ил, и впадают в спячку. Иногда она может продлиться несколько лет (обычно 3-5, реже до 8 лет). Такое поведение позволяет пережить затянувшееся неблагоприятное время отсутствия дождей и пересыхания водоемов. С появлением воды спячка прекращается, и рыбы переходят к активному образу жизни.

Рис. 125. Австралийская двоякодышащая рыба — неоцератод

Кистеперые рыбы, как и двоякодышащие, могли дышать и растворенным в воде кислородом с помощью жабр, и атмосферным воздухом, пользуясь легкими. Единственный ныне живущий вид кистеперых — латимерия (рис. 126) утратила способность дышать атмосферным воздухом. Эти изменения, скорее всего, произошли потому, что ее далекие предки переселились из пресных водоемов в глубины океана.

Рис. 126. Современная кистеперая рыба — латимерия

Латимерию иногда вылавливают в Индийском океане вблизи восточного побережья Африки, где она живет на глубине от 400 до 1000 м. У этой рыбы есть легкое, но оно заполнено жировой тканью. Видимо, у предков современной латимерии легкое работало нормально. Дышит рыба с помощью жабр кислородом, растворенным в воде. Как и у двоякодышащих рыб, парные плавники латимерии имеют мускулатуру (мясистые лопасти) — рыба может на них опираться, перемещаясь по грунту.

Древние кистеперые, видимо, были теми животными в эволюции позвоночных, которые сочетали в себе черты приспособлений к жизни в водоеме с чертами, позволявшими приблизиться к суше (легкие, сквозные ноздри, мускулистые парные плавники). Вероятно, от кистеперых рыб в далеком прошлом произошли древние амфибии.

К лучеперым относится большинство современных костных рыб. По строению и образу жизни они хорошо приспособлены к условиям обитания в воде. Среди лучеперых много промысловых рыб. Запасы некоторых ценных рыб (особенно осетрообразных) подорваны из-за перепромысла и загрязнения водоемов, гидростроительства. Они нуждаются в охране и специальных мерах по их восстановлению.

Лопастеперые рыбы (двоякодышащие и кистеперые) имеют мышцы на парных плавниках, на которые опираются при движении по дну. Двоякодышащие рыбы способны дышать воздухом. От древних кистеперых в палеозое произошли первые амфибии.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]