San-lider.ru

Почему рыбу назвали рыбой

Почему рыбу назвали рыбой

В этой книге серии ЧТО ЕСТЬ ЧТО рассказывается о том, как началась жизнь в древнем Океане, как его обитатели постепенно претерпевали тысячекратные изменения строения, внешнего вида и способа существования и как в результате появилось множество видов рыб.

Для детей школьного возраста.

Книга: Рыбы

Как появились бытовые названия рыб?

Как появились бытовые названия рыб?

В быту мы пользуемся общепринятыми названиями. Очень часто их дают, исходя из внешнего вида рыбы, ее повадок или местообитания.

Это подтверждают такие рыбьи имена, как удильщик, луна, еж, сабля, меч, молот, собака, зебра. Название нашего окуня происходит от общеславянского слова око (глаз), так как у него особенные, оранжевые, глаза. В словарях русского языка слово окунь появилось в 1704 г., но известно оно было гораздо раньше. Так, например, мы встречаем его в сатирической «Повести о Ерше Ершовиче», созданной в первой половине XVII в. Прозвище Окунь здесь носит один из персонажей — судебный пристав.

В этой же повести Ершом обзывают вора и разбойника, ябедника и обманщика, «худово недоброво человека». Имя свое ерш получил благодаря своей наружности: вся его спина усеяна острыми иглами, есть они и на жаберных крышках. С.Т. Аксаков в «Записках об уженье рыбы» пишет» что вытащенный из воды ерш способен «так растопырить свои жабры, так взъерошить свой спинной гребень и загнуть хвост, что название ерша, вероятно, было дано ему в ту же минуту, как только в первый раз его увидел человек». Аксаков далее добавляет, что ершом у нас называют «всякого невзрачного, задорного человека, который сердится, топорщится, ершится». В русском языке слово ерш известно с XV в. как прозвище, а с начала XVII в. уже как название рыбы. По внешнему сходству ершом называют и щетку для мытья посуды.

В разный областях России форель называют пеструшкой, пеструхой, пестряком.

Прозвище такое очень удачно, так как тело форели украшено красными, черными и белыми крапинами. Цвет и его яркость зависят от воды и почвы, пищи и даже времени года; в период нереста окраска более насыщенная.

Сами за себя говорят такие названия, как красноперка (у этой рыбы ярко-красные, похожие на перья, плавники), голавль (у него толстая голова с широким и плоским лбом). А вот белуга, самая большая (до 4 м) промысловая рыба семейства осетровых, свое имя получила по цвету брюха. В русском языке как название рыбы слово белуга известно уже в XVI–XVII вв. В той же «Повести о Ерше Ершовиче» Белугой зовут одного из судей. (Выражение «ревет как белуга» относится не к рыбе, а к дельфину белухе.)

Полагают, что голец прозван так потому, что его тело бывает голым или покрытым мелкой чешуей. От привычки лежать на песчаном дне получил свое имя пескарь.

А название леща происходит от особенностей поведения самцов во время нереста поздней весной или в начале лета в мелководных и сравнительно теплых водоемах. Лещи выскакивают из воды и падают плашмя с громким плеском. В словаре В.И. Даля говорится, что значение глаголов ляснуться — шлепнуться, лещать — щелкать, плескать. Именно от этих слов образовалось имя рыбы — лещ. Такого же происхождения выражение «дать леща», то есть дать затрещину, отвесить оплеуху. В русском языке слово лещ существует с XV в.

С XII в. известно на Руси слово осётр (осётръ), с XVI в. — осетрий. Существительное осетрина, то есть «мясо осетра», пришло в наш язык в XVII в. По-видимому, слово осётр происходит из германских языков (der St?r — осетр), как и стерлядь (der St?rling — маленький осетр). В Германии так в насмешку называли новобранцев, как у нас — салакой.

Слово стерлядь распространилось в русском языке с XV в.

Нельзя не сказать о щуке — персонаже многих русских сказок. В русском языке это слово известно с XV в. и как название рыбы, и как прозвище. Происхождение его не вполне ясно. Возможно, оно восходит к языкам германской группы: scheuchen — спугивать, отпугивать, die Scheuche — пугало, чучело.

Что касается названия трески, то его можно связать с древнерусским значением слова треска: щепка, щепа. По Далю, треска получила свое имя «потому, что в сушке щепится, как дерево». В комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» Хлестакову на завтрак подают лабардан. Это устаревшее слово означает просоленную и провяленную треску без костей, и пришло оно к нам из голландского (lab-berda’an — соленая треска) в начале XVIII в.

Почему одних рыб называют морскими, а других – пресноводными

Почему одних рыб называют морскими, а других – пресноводными

Прежде всего выясним, какие водоемы следует называть морскими и какие пресноводными. Каспий – море или озеро? Байкал – озеро или море? Поскольку Каспий не соединен непосредственно с океаном, то, согласно требованиям строгой географии, его следовало бы считать озером. Но вода в этом озере соленая, морская. Вот почему мы называем этот замкнутый водоем морем. А Байкал, хотя и воспевается как «славное море» за его огромные размеры, все же является озером, так как вода в нем пресная. В последние годы на картах появились новые «моря» – Рыбинское, Цимлянское и другие. Это речные и озерные водохранилища, и называть морями такие водоемы не следует: вода в них пресная, да и размеры не столь велики.

Кто не знает, что акула – рыба морская, а плотва – пресноводная? Но акулы изредка встречаются и в реках, а плотва – в прибрежных участках моря. Условимся, что рыбы, всю жизнь проводящие в больших соленых водоемах, – морские; рыбы, живущие от рождения до смерти в пресной воде, – пресноводные.

Читать еще:  Какую рыбу можно приготовить на пару

Но как быть с рыбами, живущими в прибрежных частях морей, куда вливаются пресные воды рек? Их принято считать солоноватоводными.

В Каспийском море есть настоящие морские сельди, которые живут и размножаются в море и в пресные воды никогда не заходят. Но в этом же водоеме обитают сельди, размножающиеся в довольно опресненных участках. А в приуральском озере Чархал живет чисто пресноводная сельдь. Все три названных группы каспийских сельдей родственны между собой, но они отличаются и по внешним признакам, и по биологическим особенностям: первая – морская, вторая – солоноводная, третья – пресноводная.

В Каспии есть и породы сельдей, живущих в море, но для размножения уходящих далеко в реки. Эти животные получили характерное название: «проходные рыбы».

Северный лосось – семга размножается только в пресной воде рек. Здесь проводит первые годы жизни его молодь, а во взрослом состоянии семга, за исключением нерестового периода, живет в море. К какой группе рыб отнести семгу? И к морской, и к пресноводной, поскольку размножение семги происходит в реке. Так называемый речной угорь, много лет живущий в пресной воде, размножается в море. Поэтому его можно отнести к группе морских рыб, но вместе с тем и к группе пресноводных проходных.

Животные одного и того же класса, класса рыб, а ведут себя совершенно различно! И это, несомненно, связано с историей их развития. По ископаемым остаткам рыб ихтиологи приходят к заключению, что одни рыбы, прожив продолжительное время в море, переселились в пресные водоемы, другие, наоборот, из пресных водоемов переселились в море и стали морскими.

Представьте себе такую картину. Вследствие различных геологических причин от моря отшнуровалась какая-то часть, между ней и морем образовался перешеек. Вода в этом замкнутом водоеме, озере, какое-то время остается соленой, морской, но постепенно из-за выпадения дождей, снега, благодаря стоку речек она становится пресной. Морские рыбы, приспособляясь сначала к солоноватой, а затем к пресной воде, изменяются, становятся солоно-водными и, наконец, пресноводными.

Могильное озеро на острове Кильдин в Баренцевом море возникло вследствие отделения небольшой части Баренцева моря; теперь живой водной связи между озером и морем нет. В Могильном озере обитает морская треска, хотя условия существования ее в этом водоеме становятся все более и более неблагоприятными: в верхних слоях вода сильно опресняется, а глубинные слои ее отравляются сероводородом, так что треска может жить только в 6–7-метровом слое воды: подняться выше мешает пресная вода, опуститься ниже – сероводород.

Замечательный исследователь Могильного озера К. М. Дерюгин по этому поводу сказал, что в условиях Могильного озера морские животные, в том числе и треска, живут «между молотом и наковальней». Но треска приспосабливается к новым условиям, приобретает признаки, отличающие ее от настоящей баренцевоморской трески. Этот замечательный эксперимент производит сама природа, и интересно, что будет дальше: не обратится ли морская треска в пресноводную.

В давние времена происходили и более грандиозные события, чем возникновение Могильного озера. Не раз уровень моря опускался настолько, что дно его становилось сушей или, наоборот, поднимался и море затопляло даже возвышенности суши. Климат также подвергался глубоким изменениям. Такие изменения не могли не отразиться на водных и сухопутных животных. Поэтому при делении рыб на морских и пресноводных приходится принимать во внимание не только современные условия жизни рыб, но и историю их предков.

При делении рыб на морских и пресноводных учитывается соленость воды. Но какую воду считать соленой, какую солоноватой и какую пресной? Можно, конечно, различать воду по вкусу, но это очень условный способ. Несравненно надежнее метод различения вод по количеству содержащихся в них солей. В настоящее время большая часть гидрологов (исследователей вод) признает морской, соленой, водой ту, в которой поваренной соли (хлористого натрия) содержится более 25 граммов на литр воды. Вода, содержащая от 25 до 3 граммов соли на литр, признается солоноватой. Если соли еще меньше – вода пресная. В воде, помимо хлористого натрия, растворены и другие соли, но при данном методе различения вод эти соли в расчет не принимаются.

Однако разделять рыб на морских и пресноводных только по признаку солености водоема не всегда правильно, потому что есть рыбы, которые хорошо переносят различную соленость воды. Например, форель может жить в море, в озере и в речке. В море – морская форель (на Западе ее называют таймень, на советском севере – кумжа), в озере – озерная форель, или озерная кумжа, а в речке – ручьевая форель.

Морская форель, крупная рыба длиной до 1 метра, живет в море у берегов Европы, но на икрометание входит в реки. Озерная форель обитает в озерах, а икру мечет в реках. Эта рыба есть также в Ладожском, Онежском и других озерах Карелии и Кольского полуострова. Озерная форель меньше, чем морская, но иногда попадаются очень крупные экземпляры. Ручьевая форель мельче озерной.

В форелях вот что замечательно. Доказано, что морская форель, почему-либо оставшаяся в озере, может обратиться в озерную, а озерная форель, оставшаяся в речке, – в ручьевую. Через несколько поколений изменяются величина и окраска рыб. Еще интереснее то, что наблюдается и обратное: ручьевая форель обращается в озерную, а озерная – в морскую. Так превращаться могут не все рыбы, но, конечно, и не одни форели.

Читать еще:  Уловистые снасти на карпа своими руками

Следовательно, подразделение рыб на морских и пресноводных довольно условно, но тем не менее оно принято. Остановимся подробнее на морских и пресноводных рыбах.

Почему рыбу назвали рыбой

В этой книге серии ЧТО ЕСТЬ ЧТО рассказывается о том, как началась жизнь в древнем Океане, как его обитатели постепенно претерпевали тысячекратные изменения строения, внешнего вида и способа существования и как в результате появилось множество видов рыб.

Для детей школьного возраста.

Книга: Рыбы

Как появились бытовые названия рыб?

Как появились бытовые названия рыб?

В быту мы пользуемся общепринятыми названиями. Очень часто их дают, исходя из внешнего вида рыбы, ее повадок или местообитания.

Это подтверждают такие рыбьи имена, как удильщик, луна, еж, сабля, меч, молот, собака, зебра. Название нашего окуня происходит от общеславянского слова око (глаз), так как у него особенные, оранжевые, глаза. В словарях русского языка слово окунь появилось в 1704 г., но известно оно было гораздо раньше. Так, например, мы встречаем его в сатирической «Повести о Ерше Ершовиче», созданной в первой половине XVII в. Прозвище Окунь здесь носит один из персонажей — судебный пристав.

В этой же повести Ершом обзывают вора и разбойника, ябедника и обманщика, «худово недоброво человека». Имя свое ерш получил благодаря своей наружности: вся его спина усеяна острыми иглами, есть они и на жаберных крышках. С.Т. Аксаков в «Записках об уженье рыбы» пишет» что вытащенный из воды ерш способен «так растопырить свои жабры, так взъерошить свой спинной гребень и загнуть хвост, что название ерша, вероятно, было дано ему в ту же минуту, как только в первый раз его увидел человек». Аксаков далее добавляет, что ершом у нас называют «всякого невзрачного, задорного человека, который сердится, топорщится, ершится». В русском языке слово ерш известно с XV в. как прозвище, а с начала XVII в. уже как название рыбы. По внешнему сходству ершом называют и щетку для мытья посуды.

В разный областях России форель называют пеструшкой, пеструхой, пестряком.

Прозвище такое очень удачно, так как тело форели украшено красными, черными и белыми крапинами. Цвет и его яркость зависят от воды и почвы, пищи и даже времени года; в период нереста окраска более насыщенная.

Сами за себя говорят такие названия, как красноперка (у этой рыбы ярко-красные, похожие на перья, плавники), голавль (у него толстая голова с широким и плоским лбом). А вот белуга, самая большая (до 4 м) промысловая рыба семейства осетровых, свое имя получила по цвету брюха. В русском языке как название рыбы слово белуга известно уже в XVI–XVII вв. В той же «Повести о Ерше Ершовиче» Белугой зовут одного из судей. (Выражение «ревет как белуга» относится не к рыбе, а к дельфину белухе.)

Полагают, что голец прозван так потому, что его тело бывает голым или покрытым мелкой чешуей. От привычки лежать на песчаном дне получил свое имя пескарь.

А название леща происходит от особенностей поведения самцов во время нереста поздней весной или в начале лета в мелководных и сравнительно теплых водоемах. Лещи выскакивают из воды и падают плашмя с громким плеском. В словаре В.И. Даля говорится, что значение глаголов ляснуться — шлепнуться, лещать — щелкать, плескать. Именно от этих слов образовалось имя рыбы — лещ. Такого же происхождения выражение «дать леща», то есть дать затрещину, отвесить оплеуху. В русском языке слово лещ существует с XV в.

С XII в. известно на Руси слово осётр (осётръ), с XVI в. — осетрий. Существительное осетрина, то есть «мясо осетра», пришло в наш язык в XVII в. По-видимому, слово осётр происходит из германских языков (der St?r — осетр), как и стерлядь (der St?rling — маленький осетр). В Германии так в насмешку называли новобранцев, как у нас — салакой.

Слово стерлядь распространилось в русском языке с XV в.

Нельзя не сказать о щуке — персонаже многих русских сказок. В русском языке это слово известно с XV в. и как название рыбы, и как прозвище. Происхождение его не вполне ясно. Возможно, оно восходит к языкам германской группы: scheuchen — спугивать, отпугивать, die Scheuche — пугало, чучело.

Что касается названия трески, то его можно связать с древнерусским значением слова треска: щепка, щепа. По Далю, треска получила свое имя «потому, что в сушке щепится, как дерево». В комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» Хлестакову на завтрак подают лабардан. Это устаревшее слово означает просоленную и провяленную треску без костей, и пришло оно к нам из голландского (lab-berda’an — соленая треска) в начале XVIII в.

Ихтис: почему Иисуса Христа называли рыбой

Имеющее греческие корни слово «ихтис», в переводе обозначающее «рыба», являясь тайным христианским символом, со времён становления данной религии ассоциируется с именем Иисуса Христа.

Акроним

Глубокий смысл скрывается в том, что «ихтис», в своём исконном начертании выглядящий как «ΊΧθΥΣ», является древним акронимом, в котором кратко определяется имя Спасителя и первохристианская вероисповедная формула. Каждая её буква есть не что иное, как первая литера греческих слов -Ἰησοῦς Χριστός, Θεοῦ Υἱός, Σωτήρ, в переложении на русский язык обозначающие – Иисус Христос Божий Сын Спаситель.

Читать еще:  Щука в духовке кусочками с картошкой

Профессор Александр Голубцов в работе «Из чтений по церковной археологии и литургике» предполагает, что первыми сакральный подтекст этого знаменитого слова подметили экзегеты из Александрии, славившиеся своими аллегорическими толкованиями.

В «Православной энциклопедии» под редакцией Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла отмечено, что понимание образа ихтиса в христологическом русле возникло в IV в, когда были истолкованы пророчества эритрейской сивиллы, входящие в состав 8-ой книги «Сивилльских оракулов». Именно в ней начальные буквы греческого текста стихов 217-250 составляют акростих «Ихтис», о котором блаженный Августин в работе «О граде Божием» писал: «Под именем рыбы таинственно разумеется Иисус Христос, потому что в бездне настоящей смертности, как бы в глубине вод, Он мог оставаться живым, то есть безгрешным».

Евангельская символика

О важном символизме рыбы повествуется на страницах Евангелий, описывающих жизнь, деяния и смерть Иисуса Христа. Знак «ихтис» отсылает ко многим новозаветным эпизодам, где фигурируют рыба и рыбаки, и поэтому существует масса версий, почему именно это существо было выбрано первыми христианами как олицетворение Мессии.

Приводя разнообразные свидетельства, начинать, пожалуй, нужно с того что окружавшие Спасителя ученики-апостолы, многие из которых были рыбаками, назывались им в Евангелии от Матфея (4:19) и Евангелии от Марка (1:17) «ловцами человеков».

Согласно Евангелию от Матфея (13:47) Христос уподобляет Царство Небесное «неводу, закинутому в море и захватившего рыб всякого рода».

Раннехристианский писатель Тертуллиан, размышляя о Таинстве Крещения, писал: «Мы маленькие рыбки, ведомые нашим ikhthus, мы рождаемся в воде и можем спастись не иначе, как пребывая в воде».

О рыбе говориться при упоминании момента, когда Христос кормил народ в пустыне: «Он взял пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил и преломил хлебы и дал ученикам Своим, чтобы они раздали им; и две рыбы разделил на всех. И ели все, и насытились (Евангелие от Марка 6:41-42).

К слову, относительно чудо-истории с умножением хлебов и рыб святой высказывался и святой Павлин Милостивый, отмечавший, что «. пятью хлебами и двумя рыбами насытил [народ] Христос, будучи Сам истинным Хлебом и Рыбой живой воды».

Другой эпизод повествует о встрече и трапезе Спасителя и его учеников на берегу Тивериадском озере, свершившихся уже после его Воскрешения: «А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус. Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет. Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы…Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб. Иисус говорит им: принесите рыбы, которую вы теперь поймали… Иисус говорит им: придите, обедайте. Из учеников же никто не смел спросить Его: кто Ты?, зная, что это Господь. Иисус приходит, берет хлеб и дает им, также и рыбу» (Евангелие от Иоанна 21:4-13).

В Евангелии от Луки (11:11) можно обнаружить строку: «Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы?», из которой толкователи сделали вывод о противопоставлении рыбы, как чистой силы и аспида, как олицетворения дьявола.

Святой Амвросий, опираясь на Евангелие от Матфея (17:24-27), где повествуется о выловленной апостолом Петром рыбе с монетой во рту, предназначавшееся для пожертвования в пользу Иерусалимского храма, связывал образ ихтиса с Искуплением.

Опознавательный символ

Широкое распространение символ «ихтис» получив в период становления христианства, когда приверженцы монотеизма в Римской империи подвергались повсеместным гонениям. Первые изображения секретного символа «ΙΧΘΥΣ», появились в римских катакомбах (например, подземелье Присциллы) во II веке, где втайне от властей устраивали свои собрания христиане. Иногда в качестве кодового символа использовалось не слово «ихтис», а изображение рыбы.

Иногда при встрече незнакомцев один из них невзначай чертил на земле дугу, и если другой дополнял этот нехитрый рисунок второй пересекающейся дугой, превращая линии в рыбу, оба понимали, что являются приверженцами христианства.

Часто такие рыбки служили для посвящённых людей указателями к месту нахождения церкви, которая перестала конспирироваться после 313 года, когда император Константин возвестил о принятии христианства в качестве государственной религии.

Символом Христа несущего причастие служило изображение рыбы, несущей на спине корзину с хлебами и вином, украшавшие катакомбы св. Каллиста.

На фрагменте стены бассейна баптистерия, хранящегося в музее Туниса, выложена мозаика «Крещение», где Иисус представлен в виде дельфина, над которым парит Святой Дух, представленный виде голубя. Между тем дельфин, прикованный к якорю, в христианстве олицетворяет Христа, распятого на кресте.

Современность

Интерес к символу ихтис возродился у христиан в конце XX века. Некоторые протестанты, обозначая свою религиозную принадлежность, размещали на автомобиле специальную наклейку с изображением рыбы, внутри которой значилась надпись «ΙΧΘΥΣ».

В пику им атеисты, придерживающиеся эволюционной теории зарождения жизни, стали клеить на авто свою рыбу с маленькими ножками, внутри которой было начертано слово «Дарвин».

В ответ сторонники Нового Завета выпустили наклейки, где рыба «Дарвина» опрокинута ножками вверх, что свидетельствовало о несостоятельности их взглядов на природу возникновения Вселенной.

Но дальше всех пошли верующие, не опровергающие эволюционную теорию, а видящие в ней лишь очередной промысел Божий, поскольку они придумали наклейку, совмещающую все точки зрения. Их рыба была украшена надписью «ΙΧΘΥΣ» и снабжена ножками.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]