Люди белка черепахи чиж листья рыба
Конспект урока русского языка по теме “Изменение имен существительных по падежам” (3 класс)
Как организовать дистанционное обучение во время карантина?
Помогает проект «Инфоурок»
Орлова Татьяна Викторовна,
учитель начальных классов.
Урок русского языка. 3 класс.
Тема: Предложный падеж имен существительных.
Цели: познакомить с особенностями предложного падежа;
развивать умение определять падеж по вопросу и предлогу.
Оборудование: учебник, тетрадь на печатной основе, карточки с названиями падежей для обратной связи, карточки с заданиями для работы в парах,
портрет М.В. Ломоносова, таблицы по самооценке.
Наглядность: таблицы по теме урока.
Чистописание. Актуализация знаний.
п.рог пш.ница п.м.дор п.льто
Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
– Прописать буквы и соединения.
– Записать слова, вставляя пропущенные буквы. Какая это орфограмма? Какие еще есть орфограммы?
– К какой части речи относятся слова? Докажите.
– Определите род имен существительных.
– Какое слово лишнее? Почему? (Пальто – не изменяется)
– Прочитайте пословицу. Объясните смысл. Найдите имена существительные, определите падеж.
– Как определить падеж имени существительного?
– Сколько падежей в русском языке?
– У какого падежа никогда не бывает предлога? А какой падеж не может обойтись без предлогов?
Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.
Индивидуально: 1) На маркерной доске просклонять слово (книга) – 1 ученик
2) На доске написать вопросы к каждому падежу – 1 ученик
3)Карточка – 2 ученика
Вписать предлог, указать падеж:
Доехать __ города, смотреть __ картину, рисунок __ альбома, прочитать __ обезьяну, вырос __ берёзой, суп __ овощей, играть __ гитаре, гулял __ лесу.
Остальные дети работают с учителем.
– Приготовили карточки с названиями падежей. Определить падеж, показать нужную карточку.
В ходе работы проводится проверка с объяснением. (Учитель оценивает 2 учеников)
Добежать до реки – Р.п.
Читал книгу – В.п.
Проехал по улице – Д.п.
Прыгнула белка – И.п.
Подарил другу – Д.п.
– Какой падеж ни разу не встретился?
– Какова тема сегодняшнего урока? (На доске – Тема: Предложный падеж имен существительных. )
– Чему будем учиться на уроке? Ответы детей.
(На доске – табличка – «Учебная задача»: определять предложный падеж по вопросам
различать предложный падеж среди других падежей)
Проверка индивидуальных заданий у доски.
(Кто согласен? Кто не согласен?)
– Эти знания нам пригодятся в течение урока.
4. Работа по теме урока.
1) Работа в парах: подготовить рассказ о предложном падеже по плану.
Проверка. Выслушать 1 пару.
– Кто согласен? Кто не согласен? У кого есть дополнения?
– Как вы думаете, почему предложный падеж получил такое название?
– Название шестому падежу дал М.В. Ломоносов. Он назвал его предложным.
В древнеславянском языке этот падеж называли воспитательным, потому что он призывал заботиться о ком-то. Затем его назвали местным, т.к. предложный падеж указывал на место действия.
2) Стихотворение о П.п. рассказывает ученик.
– А я падеж Предложный.
Со мною – случай сложный!
Мне без предлогов свет не мил.
О ком, о чём я говорил?
Ах, да нужны предлоги,
Без них мне нет дороги.
Пусть будет «В», и «О», и «ПРИ» –
Ты их случайно не сотри!
Тогда смогу я рассказать,
О чём мечтать и в чём гулять.
3) Вернуться к учебной задаче (добавить карточку – И ПРЕДЛОГАМ).
4) Работа по учебнику – с.54 упр.97.
– Прочитайте пословицы, объясните их смысл.
– Определим падеж выделенных имен существительных. Как это сделать? Когда надо задать вопрос о ком?, а когда о чём?
– Запишите пословицы. Укажите падеж выделенных имён существительных. Выделите окончания, предлоги.
Чему учились, выполняя это упражнение?
5) Читаем сведения о языке (с.54).
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
5. Закрепление. Работа в парах по карточкам.
Выбрать и отметить словосочетания с именами существительными только в П.п.
увидели на дереве запахло сыростью
выбрались из чащи гуляли в лесу
рассказали о белке построил дачу
нарисовал кошку идём по дороге
Проверка. – Чему учились? Как учились определять падеж?
Придумайте предложения из отмеченных словосочетаний. Составьте текст.
6. Самостоятельная работа. Уровневая дифференциация (по выбору степени сложности).
1 задание. В рабочей тетради на с.41 упр.89 – Составить и записать из слов каждой группы предложения. Указать падеж имен существительных.
1. Живёт, цапля-кваква, болоте, на.
2. Днём, отдыхает, гнезде, в, она.
3. Ночью, ловит, болоте, мальков, и, лягушат, на, рыбных, цапля.
2 задание. В учебнике с.55 упр.100 (по заданию) – Прочитайте. Составьте из данных слов предложения о том, кто (что) где живёт (находится). Запишите три предложения. Выделите окончания имён существительных в предложном падеж. Составьте и запишите свои предложения на эту тему.
1. Люди, белка, черепахи, чиж, листья, рыба, чучело, собака, чайник, лиса, шишка, ласточка, мыши, … .
2. В дупле, в гнезде, в норе, в воде, в конуре, на дереве, в огороде, на кухне, на ёлке, в песке,
– Кто выбрал 1 задание? 2 задание?
Проверка по группам. Чему учились?
– Расскажите, что узнали о предложном падеже.
– Оцените свою работу на уроке.
8. Домашнее задание – с.55 упр.99.
Дополнительно – это стихотворение поможет запомнить предлоги, которые употребляются с предложным падежом:
Что ж, я лучше помечтаю, Буду с ним летать на воле .
Очень я люблю мечтать, Буду я учиться в школе .
Вот бы мне царевной стать! Ой, мечтаю я уже…