Краткое содержание «Очарованный странник
Воительница, Лесков Николай Семенович
Краткое содержание, краткий пересказ
Краткое содержание повести
Известная рассказчику кружевница Домна Платоновна “имеет знакомство самое необъятное и разнокалиберное” и уверена, что этому она обязана одной простотой и “добростью”. Люди же, по мнению Домны Платоновны, подлые и вообще “сволочь”, и верить никому нельзя, что подтверждается частыми случаями, когда Домну Платоновну обманывают. Кружевница “впоперек себя шире” и постоянно жалуется на здоровье и могучий сон, от которого переносит много горя и несчастий. Нрав у Домны Платоновны необидчивый, она равнодушна к заработку и, увлекаясь, подобно “художнице”, своими произведениями, имеет много приватных дел, для которых кружева играют только роль “пропускного вида”: сватает, отыскивает деньги под заклады и повсюду носит записочки. При этом сохраняет тонкое обращение и о беременной женщине говорит: “она в своем марьяжном интересе”.
Познакомившись с рассказчиком, живущим на квартире у польской полковницы, которой Домна Платоновна отыскивает жениха, она замечает, что русская женщина в любви глупа и жалка. И рассказывает историю полковницы Домутковской, или Леонидки. Леонидка “попштыкалась” с мужем, и у нее появляется жилец, “дружочек”, который не платит за квартиру. Домна Платоновна обещает найти Леонидке такого, что “и любовь будет, и помощь”, но Леонидка отказывается. Квартирант Леонидку нагайкою стегает, а через некоторое время идет у них такой “карамболь”, что “варвар” и вовсе исчезает. Леонидка остается без мебели, переезжает жить к “первой мошеннице” Дисленьше и, невзирая на советы Домны Платоновны, собирается повиниться перед мужем. Не получив ответа на покаянное письмо, она решает к мужу ехать и просит у Домны Платоновны денег на дорогу. Кружевница денег не дает, уверенная, что женщине нельзя выпутаться из беды иначе, как за счет собственного падения.
В это время один знакомый полковник просит Домну Платоновну познакомить его с какой-нибудь “образованной” барышней и передает для нее денег. “Мерзавка” полковница начинает плакать, денег не берет и убегает. Через два дня возвращается и предлагает свои услуги по шитью. Домна Платоновна призывает её не “коробатиться”, но Леонидка не желает ехать к мужу на “постылые деньги” и ходит к богатым людям просить помощи, но в конечном счете “решается” и обещает “не капризничать”. Домна Платоновна отводит ей каморку в своей квартире, покупает одежду и сговаривается со знакомым генералом. Но когда тот приходит, полковница не отпирает двери. Домна Платоновна обзывает её “нахлебницей” и “гальтепой дворянской” и так бьет, что самой становится жалко. Леонидка выглядит сумасшедшей, плачет, зовет Бога и маменьку. Домна Платоновна видит во сне Леониду Петровну с маленькой собачкой и хочет поднять с земли палку, чтобы собачку отогнать, но из-под земли появляется мертвая ручища и хватает кружевницу. На следующий день Леонидка проводит свидание с генералом, после которого совсем переменяется: отказывается разговаривать с Домной Платоновной, возвращает ей деньги за квартиру, категорически отказываясь платить “за хлопоты”. Полковница уже не собирается ехать к мужу, потому что “такие мерзавки” к мужьям не возвращаются. Она нанимает квартиру и, уходя от кружевницы, добавляет, что не сердится на Домну Платоновну, потому как она “совсем глупа”. Через год Домна Платоновна узнает, что Леонидка “романсы проводит” не только с генералом, но и с его сыном, и решает возобновить знакомство. Она заходит к полковнице, когда у той сидит генеральская невестка, Леонидка предлагает ей “кофий” и отправляет на кухню, благодаря за то, что кружевница сделала её “дрянью”. Домна Платоновна обижается, бранится и рассказывает об “пур миур любви” невестке генерала. Разгорается скандал, после которого генерал бросает полковницу, и она начинает жить так, что “ныне один князь, а завтра другой граф”.
Домна Платоновна сообщает рассказчику, что в молодости она была простая женщина, но её так “вышколили”, что теперь никому не может верить. Возвращаясь домой от знакомой купчихи, которая угощает её наливкой, Домна Платоновна жалеет денег на извозчика, идет пешком, и какой-то господин вырывает у нее из рук саквояж. Рассказчик предполагает, что лучше бы она не скупилась и заплатила деньги извозчику, но кружевница уверена, что у них у всех “одна стачка”, и рассказывает, как однажды её из-за маленьких денег возили “с вывалом”. Оказавшись на земле, она встречает офицера, который бранит извозчика и защищает кружевницу. Но вернувшись домой, Домна Платоновна обнаруживает, что в узелке вместо кружева одни “шароварки скинутые”: как объясняют в полиции, офицер этот шел из бани и просто-напросто кружевницу обворовал. В другой раз Домна Платоновна покупает на улице рубашку, обернувшуюся дома старой мочалкой. А когда Домна Платоновна решает сватать землемера, его приятель рассказывает, что тот уже женат. Кружевница сватает приятеля, но землемер, человек, который “все государство запутает и изнищет”, оговаривает жениха “пупком” и расстраивает свадьбу. Однажды Домна Платоновна даже отдается на поругание демонам: возвращаясь с ярмарки, она оказывается ночью в поле, вокруг вертятся “темные” рожи и маленький человечек ростом с петуха предлагает ей сотворить любовь, вытанцовывает вальсы на животе кружевницы, а утром пропадает. С бесом Домна Платоновна совладала, а с человеком не удалось: она покупает мебель для одной купчихи, садится поверх нее на воз, но проваливается и “светит наготой” по всему городу до тех пор, пока городовой не останавливает телегу. Домна Платоновна никак не может понять, лежит ли на ней грех за то, что она во сне поменялась мужьями с кумой. После этого и после истории с пленным турком Испулаткой Домна Платоновна “зашивается” по ночам.
Через несколько лет рассказчик отвозит в тифозную больницу одного бедняка и в “старшой” узнает сильно переменившуюся Домну Платоновну. Спустя некоторое время рассказчика вызывают к Домне Платоновне, и она просит его похлопотать об ученике фортепьянщике Валерочке, который обокрал своего хозяина. Спасти вора не удается, Домна Платоновна угасает и молится, а рассказчику признается, что любит Валерочку и просит жалости, тогда как все над ней смеются. Через месяц Домна Платоновна умирает от быстрого истощения сил, а сундучок и свои “нехитрые пожитки” передает рассказчику с тем, чтобы он отдал все Валерке.
Краткое содержание “Очарованный странник” Лескова
Судно, идущее по Ладожскому озеру от острова Ковевца к Валааму, по пути причаливает у Корелы, и пассажиры из любопытства едут на лошадях в этот пустынный и бедный, хотя и очень старый русский поселок. Отправившись дальше, пассажиры рассуждают, зачем “неудобных в Петербурге людей” ссылать далеко, когда совсем рядом есть такое место, где апатия населения и скупая, невзрачная природа одолеют всякое свободомыслие. Кто-то из пассажиров, путешествующий здесь часто, рассказывает, что в раз- ное время сюда действительно ссылали, да только все ссыльные долго тут не выдерживали. Один, например, повесился. “И прекрасно сделал”, — заметил пассажир, “склонный к философским обобщениям и политической шутливости”. Другой, по всей видимости купец, человек религиозный, возражает — ведь самоубийцы целый век будут мучиться. За них даже никтомолиться не может.
И тут против обоих оппонентов выступил пассажир, на которого как-то не обращали внимания, что было странно. “Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь. Он был одет в по-слушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком черном суконном колпачке. Этому новому нашему сопут-нику. по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят; но он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А. К. Толстого”.
Видно было, что это человек бывалый, много повидавший. Держался он смело и самоуверенно, хотя и несколько развязно. Он заявил, что есть такой человек, который облегчает положение самоубийц. Это попик-пьяница в одном селе московской епархии, который молится за самоубийц. Его было чуть не расстригли. Говорят, что уже было решение лишить его места. Попик от горя даже перестал пить и решил покончить с собой — в таком случае владыко сжалится над его семьей и даст дочери жениха, который и займет его место.
А епископ однажды после трапезы задремал и видит, будто к нему в келью входит преподобный Сергий и просит пожалеть недостойного попика. Епископ решил, что это был просто сон, и ничего делать не стал. Вот он снова ложится спать, и снится ему, как воинство под темным знаменем волочет за собой толпу скучных теней, и все они кивают грустно владыке и просят: “Отпусти его! — он один за нас молится”. Епископ призывает к себе этого самого попика, и тот сознается, что да, действительно молится за самоубийц. Владыко благословил попика и опять его на место отправил. В процессе разговора выяснилось, что разговорчивый пассажир всего лишь инок, а когда-то был конэсером, то есть он знаток лошадей и состоял при ремонтерах для их руководствования, отобрал и отъездил не одну тысячу коней. Пассажир говорит, что в своей жизни многое испытал, ему довелось быть и на конях, и под конями, и в плену был, и воевал, и сам людей бил, и его увечили. А в монастырь пришел всего несколько лет назад. “Всю жизнь свою я погибал и никак не мог погибнуть”, — говорит он. Тут все подступили к нему с просьбой рассказать о своей жизни. Тот согласился, но только рассказывать он будет с самого начала.
ГЛАВА II
Бывший конэсер Иван Северьяныч, господин Флягин начал свой рассказ с того, что он происходит из дворовых людей графа К. из Орловской губернии. Мать его умерла при родах, отец его был кучером, и вырос мальчик при отце на кучерском дворе. Вся его жизнь проходила на конюшне, он полюбил лошадей и хорошо их изучил. В одиннадцать лет его стали использовать как форейтора, а поскольку физически он был еще довольно слаб для дальней дороги, то его привязывали ремнями к седлу и к подпругам. Это было очень тяжело, в дороге, бывало, он даже терял сознание, но постепенно привык. У форейторов была дурная привычка — стегать кнутом того, кто загораживает дорогу. Вот так однажды Иван, когда вез графа в монастырь, убил одного старика, спавшего на возу. Граф уладил дело с игуменом, отправив осенью в монастырь обоз с овсом, мукой и сушеными карасями. А ночью приходит к Ивану во сне тот монах, которого он засек, и плачет. Он сообщает Ивану, что тот был у матери моленып сын и обещанный. То есть мать обещала его Богу. “Будешь ты много раз погибать и ни разу не погибнешь, пока придет твоя настоящая погибель, и тогда ты вспомнишь материно обещание за тебя и пойдешь в чернецы”, — сказал монах и исчез.
Через некоторое время граф с графиней решили повезти дочь в Воронеж к врачу. В селе Крутом остановились покормить коней, и снова появился тот монах и посоветовал Ивану поскорее проситься у господ в монастырь — они его отпустят. Иван не захотел. Вместе с отцом они запрягли лошадей и поехали, а там была очень крутая гора, сбоку обрыв, где погибало много народу. При спуске лопнул тормоз, и весь шестерик понесся вниз к обрыву. Отец спрыгнул с козел, а Иван бросился на дышло и повис на нем. Передовые лошади сгинули в пропасти, а экипаж остановился, упершись в коренников, которых Иван дышлом подавил. Тут вдруг он опомнился и от страха и сам полетел вниз. Но чудом остался в живых — сорвался на глиняную глыбу и скатился, как на салазках. Граф предложил Ивану, у которого прозвище было Голован, просить все, что захочет, а он по глупости попросил гармошку, да тут же и бросил ее.
ГЛАВА III
У себя в конюшне Голован завел парочку голубей. Появились птенчики. Одного Голован сам случайно задавил, лаская, а второго съела кошка, которая повадилась лазать к голубям. Он ее поймал и отрубил ей хвост. Оказалось, что это кошка графининой горничной, Голована повели в контору к немцу-управителю, велели высечь и поставили бить камешки молотком для дорожек в саду. Этого он уж стерпеть не мог и решил повеситься. Пошел с веревкой в лес, все наладил, соскочил с сука — и упал на землю, а над ним стоит цыган, который и перерезал веревку. Тот позвал его с собой. “А вы кто такие и чем живете? Вы ведь небось воры? . А при случае вы, пожалуй, небось и людей режете?” Именно все так и было. Иван подумал-подумал, махнул рукой, заплакал и пошел в разбойники.
ГЛАВА IV
Хитрый цыган, чтоб не дать парню опомниться, и говорит, что для того, чтобы он ему поверил, пусть он выведет из графской конюшни пару лучших коней. Они скакали всю ночь, потом коней продали, и цыган обманул Голована, дав ему почти что ничего. Парень пошел к заседателю объявиться, что он беглый крепостной, а писарь, которому он рассказал свою историю, и говорит ему, что за плату сделает ему отпускной вид. Пришлось отдать все: серебряный целковый, серьгу из уха и нательный крест. Голован пришел в город Николаев и стал там, где собирались искавшие работу. Огромный-преогромный барин, больше самого Ивана, всех от него оттолкнул, схватил за обе руки и поволок за собой. Дома расспросил его, кто он и что, и, узнав, что он жалел голубят, очень обрадовался. Оказалось, он нанимает Голована в няньки. От него убежала жена и осталась маленькая дочка, а ухаживать некому. “А как я в этой должности справлюсь?” — Пустяки. Ведь ты русский человек. Русский человек со всем справится”, — говорит новый хозяин. Купили козу, и Иван стал нянькой и очень привязался к ребенку. Так продолжалось до лета. Иван заметил, что у девочки кривоватые ножки — он стал носить ее к лиману и по совету лекаря закапывать ножки в песок. Но однажды вдруг появляется дама, мать девочки, и начинает просить, чтобы Иван отдал ей дочь. Голован ни в какую. На следующий день он снова берет с собой козу и ребенка и отправляется к лиману. А барыня уже там. И так изо дня в день, довольно долго. И вот наконец она приходит последний раз — прощаться и говорит, что ее ремонтер сам сейчас придет. Он очень много выиграл в карты и Очарованный странник
страница 2
хочет дать Ивану тысячу рублей в обмен на ребенка. Иван не соглашается. И вот видит Иван — идет по степи улан-ремонтер, такой осанистый, руки в боки. Поглядел Иван на улана и думает: “Вот бы мне отлично с ним со скуки поиграть”. И решает он, если только улан скажет что-то не то, Иван ему нагрубит, а там, может, и до драки дело дойдет, чего Ивану очень хотелось.
ГЛАВА V
Стоит Иван и думает, как бы ему лучше этого офицера раздразнить, чтобы он сам стал на него нападать? А барыня жалуется, что, мол, ребенка не отдают. Ремонтер гладит ее по головке и говорит, что, мол, ничего, сейчас он деньги покажет, у Ивана глаза и разбегутся, а если нет, то он просто силой отберет ребенка. Он подает Ивану пучок ассигнаций, а тот вырвал бумажки, поплевал на них да и бросил — мол, поднимай сам. Ремонтер покраснел и бросился на Ивана, но с ним разве кто справится при такой комплекции. Он только слегка пихнул ремонтера, тот и полетел. Этот ремонтер хоть и был физически слаб, но характером горд и благороден. Он не стал подбирать с земли своих денег. Иван кричит ему, чтобы подобрал, но он не поднял, а бежит и хватается за дитя. Иван взял девочку за вторую ручку и говорит: “Ну, тяни его: на чью половину больше оторвется”. Ремонтер выбранился, плюнул Ивану в лицо, отпустил ребенка и тянет за собой барыню, а та рыдает, повернулась лицом к дочери и тянет к ней руки, “точно живая, пополам рвется, половина к нему, половина к дитяти”. И тут от города бежит барин, отец девочки, палит из пистолета и кричит: “Держи их, Иван! Держи!” А Иван вместо этого догнал барыньку с уланом и отдал им ребенка; попросил только, чтобы и его с собой увезли, потому что барин его правосудию сдаст, у него паспорт поддельный.
Приехали в Пензу, а офицер и говорит Ивану, что не может его при себе держать, ведь у него нет паспорта. Дал он ему двести рублей. Ивану очень не хотелось никуда идти, он очень девочку любил, но делать нечего. Попросил только, чтобы улан ударил его за то, что там, у лимана, побил его. Офицер лишь рассмеялся. Решил Иван идти и сдаться в полицию, а прежде выпить чаю в трактире. Долго пил, потом пошел походить. Перешел реку Суру, а там стоят конские косяки и при них татары в кибитках. Вокруг самой пестрый толпится народ: штатские, военные, помещики. Посереди сидит на пестрой кошме длинный степенный татарин в золотой тюбетейке.
Лесков «Очарованный странник» краткое содержание. Путешествие длиною в жизнь.
С самого рождения каждому человеку известно, что когда-нибудь ему суждено умереть. И как бы отчаянно он не старался избежать своей участи, рано или поздно ему придется уйти в небытие. Но что будет с тем, кому не суждено погибнуть, кто будет пытаться много раз лишить себя жизни и каждый раз его старания будут напрасны? И когда придет настоящая смерть, он сможет отправиться в монастырь. Мало кто задумывается над тем, что чувствует человек, которого смерть всегда обходит стороной. Каким станет тот человек, который не сможет умереть. Гордым, заносчивым, высокомерным или же отчаянным романтиком, немного наивным, в чем-то глупым, а в чем-то несдержанным, с особой страстью и отношением к жизни. Это никому не известно. Ведь нам показана, только одна сторона медали.
Лесков «Очарованный странник» краткое содержание повествует о жизни героя, который проклят старым монахом и не может умереть, хоть как бы не пытался.
История начинается тем, что в лодке, которая направляется к Валааму, встречаются несколько случайных странников. Среди них присутствует человек, одетый в монашеское одеяние. Он рассказывает своим путникам, что владеет необычным даром к укрощению лошадей, а еще он не может погибнуть, хотя погибает всю жизнь. Его спутников заинтересовали такие слова, и они попросили его кратко рассказать содержание своей жизни.
Человека в монашеском одеянии звали Флягин Иван Северьяныч. Его семья была простого происхождения и обитала при поместье одного графа Орловской губернии. Его детство прошло на кучерском дворе, поэтому с ранних лет он пристрастился к лошадям. К одиннадцати годам он стал форейтором, в его обязанности входило отпугивать кнутом тех, кто мешался на пути. Однажды он до смерти забил монаха, который уснул на возу. Графу, удалось уладить эту конфликтную ситуацию, однако старый монах пришел к Ивану во сне и сказал, что тот будет много раз погибать, но так и не сможет умереть, а когда за ним придет настоящая погибель тот пойдет в монастырь. С этими словами монах исчезает.
Спустя некоторое время граф приходится переехать в Воронеж. На пути к городу экипаж проезжает над очень опасным обрывом, у которого погиб не один человек. В это время на повозке лопается тормоз, и лошади начинают нестись вместе с экипажем к обрыву. Иван спрыгивает на землю и пытается остановить экипаж, ему это удается, он все-таки спасает жизнь графу и его семье. Тот готов подарить Флягину все что угодно, но Иван просит только гармошку. Однако с тех самых пор он находится в милости у графских господ. Правда достаточно скоро, он совершает оплошность. Он отсекает хозяйской кошке хвост, из-за того, что та таскает у Ивана голубей. Из-за этого его секут и отправляют в сад бить камни для мощеной дорожки.
Подобное отношение очень расстроило Ивана и он решает покончить жизнь самоубийством, но в этом деле ему не везет, веревку, что была приготовлена для смерти, обрезает цыган. С этим цыганом, прихватив несколько хозяйских лошадей, Флягин сбегает от графа. Вскоре Иван расстается с цыганом, продает некоему чиновнику серебряной крест, чтобы получить отпускной вид и устраивается «нянькой» к маленькой дочке одного барина. Но даже здесь он не задерживается надолго, он затевает драку с офицером-уланом и хозяин прогоняет его прочь.
Бездорожье приводит Ивана в степь, где татары торгуют лошадьми. У татар есть странный обычай, при назначенной цене на коня они садятся напротив друг друга и борются (бьют друг друга плетью), кто первый сдается, тот уже не может купить этого коня. Иван видит среди общего табуна одного красивого коня, который приходится ему по душе. Он решает побороться за животное согласно татарским обычаям, но увлекшись, убивает одного из татар. Его отводят в милицию, но Ивану удается оттуда сбежать, тогда татары его ловят и оставляют у себя заместо лекаря.
Далее Лесков в «Очарованном страннике» описывает жизнь главного героя среди татарского народа. А также их обычаи и нравы. Иван долгое время прожил вместе с татарами, успел даже несколько раз жениться и завести детей. Но, как говорил очарованный странник, он не смог их полюбить, так как те были некрещенными. А еще Флягин очень тосковал по своему родному городу и отчаянно желал вернуться. Лесков меняет жизнь своего героя появлением русских миссионеров.
Если кратко, то миссионеры пытаются навязать татаринам свою веру, чем и решает воспользоваться Флягин. Новоприбывшие проповедуют «слово Божье», правда, платить выкуп за своего соотечественника отказываются ведь «перед Богом все равны». Когда убивают одного из миссионеров, Иван хоронит его согласно православным обычаям, кратко объясняя, что азиат никогда не станет уважать бога, который не представляет угрозы. В новую веру этих людей нужно приводить со страхом. Он прикидывается огненным богом Талафой. Иван использует для своей затеи «горючий порошок» и разыграв, отличное внушающие ужас представление обращает татар в православную веру и крестит их. На этом он покидает татарское пристанище и отправляется в очередное странствие.
Путешествуя по степи, ему встречается и молодой чувашин, с которым Флягин отказывается идти, так как тот почитает двух богов, а также русские, которые прогоняют беспаспортного Ивана.
Вскоре странник прибывает в Астрахань, а оттуда и в родной город, где устраивается по конской части. Очень скоро его любовь к лошадям, окупила себя сполна о нем идут слухи, как о чародее, который знает «секрет», как правильно выбрать хорошую лошадь. Его талант замечает один князь и берет к себе на работу. Однако жизнь изыскана и непредсказуема своим содержанием. Иван начинает периодически выпивать, перед очередным походом в трактир он оставляет деньги для покупок лошадей у князя. Однажды, когда Флягина не было на месте продают красивую лошадь, его любимицу Дидону. Он очень расстроился и отправился в трактир, где встретил человека, который хотел излечить его от пьянства и упоил полностью. Тем вечером, переходя от одного трактира к другому, от другого к третьему, Иван встречает цыганку по имени Груша и все деньги, что он имел при себе, отдает ей, лишь бы она пела для него. Хозяину Ивана цыганка тоже пришлась по душе, и он потратил достаточно много денег, лишь бы выкупить ее из табора.
Изначально молодая цыганка очень нравилась князю, но со временем чувства начали остывать. Князь собирается жениться на своей любовнице Евгении Семеновной, а Груше остается только мучится от ревности. Князь изначально думал отправить цыганку в изгнание, но потом решил выдать ее за Ивана. Все эти события стали тяжелым ударом для Груши, она не хотела больше жить. Цыганка умоляет Ивана, чтобы тот заколол ее ударом в сердце, ведь она не может себя убить, а если останется жить, то станет самой «стыдной женщиной». Иван не смог проткнуть ей сердце, однако и не мог позволить наложить на себя руки и, тем более стать «стыдной женщиной», поэтому он велит ей молиться, а сам тем временем толкает цыганку с обрыва.
Флягин больше не хочет возвращаться к непостоянному князю на службу, до него доходят слухи, что набирают крестьянских сыновей для участи в войне. Иван отдает все свои деньги на монастырь как пожертвование за «Грушину душу» и, прикинувшись крестьянским сыном и отправляется на войну в надежде погибнуть за родину. Но даже сама земля не желает его принимать, отличившись в боевых действиях, он решается рассказать полковнику о содеянном убийстве. Однако слова Ивана невозможно подтвердить, полковник считает, что его рассказ всего лишь краткое содержание странной шутки и присваивает ему звание офицера, а также награду – орден святого Георгия и рекомендательное письмо.
Воспользовавшись рекомендациями, он устраивается на работу в адресной стол, однако служба не ладится и он уходит в артисты. Правда актерская карьера, тоже была недолгой во время страстной недели проходят репетиции очередного спектакля, и ему нужно было сыграть роль демона, но Иван считает, что это грех и уходит в монастырь.
Иван Северьяныч говорит, что монастырская жизнь ему только в радость, ведь там он имеет возможность оставаться при лошадях. Он живет в послушании и считает себя недостойным принимать старший постриг. Очарованный странник рассказывает, что однажды к нему стали приходить бесы. Первым бесом была женщина в привлекательном образе. Он начал отчаянно молиться и остались только мелкие бесы, одного из которых Иван рубает топором. Потом оказывается, что это корова. Когда произошла еще одна такая выходка, монахи посадили его в погреб, где, как утверждает очарованный странник Лескова, у него открывается дар предвиденья.
Правда, монастырские стены не стали для него последней обителью. Сейчас он отправляется в Соловки, чтобы совершить молитву. А потом пойдет на войну, ведь внутренний голос ему поведал, что он скоро умрет, а за свой народ и свою землю умирать не жалко.
На этом Лесков заканчивает повесть «Очарованный странник», но ни сама повесть, ни ее краткое содержание так и не смогут ответить на все вопросы, которые возникнут после прочтение. И каждый читатель сам должен решить, исходя из своего опыта, как дальше сложится жизнь Ивана. Суждено ему умереть на войне или же вернутся с наградами и остатки своих дней провести в монастырских стенах? И суждено ли ему умереть вообще?
Содержание этой истории, будь оно краткое или полное, это история жизни каждого человека. Ведь именно так все и происходит – люди чем-то увлекаются, что-то умеют, чем-то заняты, что-то ищут, и, пускай не всегда, но находят – смысл жизни или ответы. Для каждого это и есть тот финал, который оставил открытым Лесков, но в то же время это может стать и новым началом. Ведь все зависит от странника.
Очарованный странник краткое содержание
Очарованный странник краткое содержание повести Лескова
Общее краткое содержание
Группа путешествующих на корабле по Ладожскому озеру людей знакомится со странным пассажиром – бывшим конэсером Иваном Северьянычем Флягиным. Путники начинают с ним разговаривать и просят рассказать историю своей жизни.
Рассказ Флягина представляет собой цепь разнообразных и увлекательных приключений. Крепостной мальчик познал барскую милость и барский гнев. После неудавшегося самоубийства он недолгое время провел с разбойником-цыганом.
Какое-то время Иван Северьяныч был вынужден работать нянькой для маленького ребенка. Скрываясь от властей, беглый Флягин попросил помощи у кочующих татар и попал в многолетний плен. В степях он имел несколько жен и детей, но всей душой мечтал вернуться на родину.
Проявив мужество и находчивость, Иван Северьяныч сумел сбежать из татарского плена и поступил на службу конэсером к одному князю. Флягину неплохо жилось у князя, пока тот не привел в дом красивую цыганку
Груню. Барин вскоре охладел к девушке и попытался от нее избавиться. Из чувства сострадания Флягин убил Груню, после чего решил смыть страшный грех военной службой. На войне Иван Северьяныч совершил подвиг и был произведен в офицеры. Жизнь его от этого нисколько не улучшилась.
В конце концов Флягину надоели бесконечные странствия и он пошел в монастырь. Монах из Ивана Северьяныча получился такой же странный. Он начал пророчествовать и был отправлен игуменом на дальнее богомолье. В этот период жизни и происходит встреча Флягина с путешественниками.
Краткое содержание по главам
Глава первая. Путники встречают Ивана Северьяныча. Он рассказывает им о своей конэсерской службе. Особую интригу слушателей вызывают слова странного монаха: “Я ведь много что происходил. и в плену был и воевал, и сам людей бил, и меня увечили”. По просьбе путников Флягин начинает излагать историю своей жизни.
Глава вторая. С детства Иван Северьяныч почувствовал тягу к лошадям и очень скоро стал ловким наездником. За это его ценили хозяева и многое позволяли. Однажды мальчик по глупости стал виновником смерти монаха. Во сне к Флягину явился убитый человек и предрек ему жизнь, полную страданий на грани смерти. Единственный способ избавиться от зла – уйти в монастырь. Иван Северьяныч пренебрег этим предсказанием, но вскоре оно в первый раз подтвердилось. Флягин чуть было не погиб, но спас своих хозяев.
Глава третья. Очень скоро главный герой лишился барской милости. Он отрубил хвост кошке, которая принадлежала горничной графини. В наказание Флягин был жестоко выпорот и поставлен на тяжелую работу. Считая наказание несправедливым, он уже хотел покончить жизнь самоубийством, но в последний момент был спасен цыганом. Этот вор уговорил Ивана Северьяныча стать его партнером в разбойничьем деле.
Глава четвертая. По требованию цыгана Флягин украл из барской конюшни двух самых лучших коней. Во время дележки вырученных за коней денег цыган хотел присвоить большую часть себе. “Партнеры” поссорились и разошлись. Иван Северьяныч сделал себе фальшивый паспорт и поступил на работу нянькой для маленькой девочки, которую отец воспитывал в одиночку. Он часто выводил ребенка гулять и однажды встретил его родную мать. Женщина уговаривала вернуть ей дочь, но Флягин отказывался.
Глава пятая. К Флягину вместе с матерью девочки приходит ее новый муж – офицер. Он предлагает “няньке” деньги, но Иван Северьяныч вновь категорически отказывается. Дело даже доходит до драки. В это время показывается отец девочки и кричит Флягину, чтобы он задержал любовников. Иван Северьяныч в ответ убегает вместе с девочкой, ее матерью и офицером. Офицер вежливо попросил беспаспортного странника покинуть их семейство. Флягин вновь оказался один и случайно попал на ярмарку. Там он стал свидетелем своеобразной татарской “дуэли”, когда спорящие хлещут друг друга плетками.
Глава шестая. Иван Северьяныч смело вступил в очередное состязание степняков и одержал победу. Его противник при этом погиб. Опасаясь наказания за убийство, Флягин вместе с татарами скрылся в степях. Спасение обернулось другой бедой. Чтобы Иван Северьяныч не убежал, степняки “ощетинили его”, зашив в пятки жесткие конские волосы. В остальном к “очарованному страннику” относились очень хорошо, предлагая несколько жен на выбор.
Глава седьмая. Однажды Флягина похитили татары из другой орды. На новом месте жизнь пошла по-прежнему. У пленника были жены и даже дети, но он относился к некрещеным крайне равнодушно. Заветной мечтой Ивана Северьяныча оставалось страстное желание вернуться в Россию.
Глава восьмая. Впервые у Флягина появилась слабая надежда, когда к татарам прибыли русские миссионеры. Однако “земляки” наотрез отказались помочь ему и посоветовали не отчаиваться и больше молиться. Через какое-то время пленник нашел обезображенный труп одного миссионера, второго, вероятно, постигла та же участь.
Глава девятая. Сбежать из степей Флягину удалось, когда покупатели коней из Персии случайно оставили ящик с хлопушками и фейерверками. Пленник сумел вывести из пяток конскую щетину, а затем нагнал на татар смертельный ужас, поджигая фейерверки. Перед побегом он даже умудрился “окрестить” всех жителей стойбища. Вернувшись в России, Иван Северьяныч запил, попал в острог и был препровожден к своим хозяевам. Флягин был высечен и отпущен на оброк.
Глава десятая. “Очарованный странник”, получив паспорт, стал зарабатывать на жизнь своим умением оценивать лошадей. Вскоре его имя стало широко известно среди продавцов и покупателей коней. Один князь, наслышанный об искусстве Ивана Северьяныча, предложил поступить к нему на службу конэсером. Флягин согласился и зажил вполне благополучно. Единственной бедой для него оставалась тяга к “выходам”, т. е. запоям.
Глава одиннадцатая. Однажды Флягин почувствовал сильное желание выпить, но сдерживал себя, потому что имел на руках большую сумму княжеских денег. В трактире он познакомился со странным человеком, назвавшим себя “магнетизером”. Новый знакомый пообещал Ивану Северьянычу излечить его от алкоголизма. “Лечение” началось с рюмки водки и продолжалось настолько “успешно”, что к вечеру Флягин был совершенно пьян.
Глава двенадцатая. Пьяный Иван Северьяныч так и не догадался, что “магнетизер” был простым проходимцем. Он еще долго морочил голову “больному”, пока не привел его к воротам какого-то дома и скрылся.
Глава тринадцатая. Флягин оказался на ночной попойке, хозяевами и распорядителями которой были цыгане. “Магнетизер” специально привел его сюда, зная о княжеских деньгах. Иван Северьяныч поначалу боялся тратить их, но, пьянея, все больше “расходился”. Цыгане обратили внимание, что ему очень понравилась цыганка Груша. За ее пение пьяный Флягин выкладывал ассигнацию за ассигнацией, дойдя уже до сторублевых купюр. К утру Иван Северьяныч оказался без единой копейки.
Глава четырнадцатая. “Магнетизер” все-таки “вылечил” Флягина, потому что после случившегося он не выпил больше ни одной рюмки. Князь, однако, не рассердился за пропитые пять тысяч рублей. Он признался Ивану Северьянычу, что поступил еще опрометчивее, купив саму Груню за пятьдесят тысяч. Девушка стала жить в доме князя на неопределенном положении.
Глава пятнадцатая. Постепенно чувства князя к Груне заметно охладели. Иван Северьяныч, напротив, все больше привязывался к девушке. Он согласился узнать для Груни, нет ли у князя другой женщины в городе. Флягин приехал в дом бывшей любовницы князя. С помощью старой няни ему удалось незаметно подслушать их разговор.
Глава шестнадцатая. Флягин узнал, что его князь совершенно разорился. Для поправки состояния он придумал хитрый план. Заняв у бывшей любовницы денег, князь собирался сделать вид, что открывает суконную фабрику. Это бы создало ему славу богача и позволило жениться на богатой дочке предводителя дворянства. Груню он собирался “сбыть с рук”, выдав ее замуж за самого Ивана Северьяныча. Вскоре князь отправил Флягина на ярмарку. Когда тот вернулся, то обнаружил, что вовсю идут приготовления к свадьбе князя, а Груни нигде нет. Затосковав, Иван Северьяныч ушел в лес и неожиданно столкнулся с девушкой.
Глава семнадцатая. Груня страшно переменилась и выглядела сумасшедшей. Поначалу Флягин даже ничего не мог понять из ее бессвязной речи. Было ясно, что цыганка страдает от ревности к невесте князя.
Глава восемнадцатая. Груня рассказала, что князь обманом увез ее куда-то далеко и приставил к ней девушек в сторожа. Цыганке удалось убежать. Каким-то чудом она нашла обратную дорогу и встретилась с Флягиным. Груня взяла с Ивана Северьяныча страшную клятву в том, что он исполнит ее единственную просьбу. Флягин согласился, а Груня стала умолять убить ее. Главный герой и сам не понял, как столкнул бедную девушку с высокого обрыва.
Глава девятнадцатая. После убийства Груни к Флягину стал являться ее призрак. Ему представился удобный случай искупить грех, поступив вместо одного человека в солдаты. Иван Северьяныч попал на войну и совершил подвиг, переплыв речку под вражеским обстрелом. В награду его произвели в офицеры и отправили на отдых. Дальнейшая “карьера” Флягина так и не сложилась. На старости лет ему даже пришлось какое-то время поработать актером. В конце концов судьба все-таки привела его в монастырь.
Глава двадцатая. Стать монахом Флягину, судя по всему, не суждено. Поведение беспокойного монаха (“искушения бесами”, пророчества) заставило игумена отправить его “куда-нибудь подальше пробегаться”. Иван Севеьяныч и сам чувствует себя недостойным принять постриг. На прощание “очарованный странник” говорит слушателям, что приближается война, на которую он непременно отправится воевать (“за народ очень помереть хочется”).
Отзыв
Иван Флягин – человек с удивительной судьбой. Он олицетворяет собой необъяснимую тягу русского народа к странничеству. Повинуясь этому загадочному влечению, Иван Северьяныч попадает то в забавные, то в очень страшные и опасные ситуации. Вырваться из цепи бесконечных страданий и мытарств “очарованному страннику” удастся только после смерти, которую он и сам уже давно ждет.