San-lider.ru

отличия и особенности образа жизни

Образ жизни человека — его формирование и составляющие

К понятию образа жизни принято относить, в первую очередь, «культуру потребления» человеком всевозможных социальных благ и организацию порядков этих потреблений, которые, естественно, будут существенно разниться как у представителей различных обществ, народов, так и у различных социальных страт.

Обычно в это понятие не вводят специализированную деятельность человека (его трудовую и производственную практику), однако влияние её характера на основные параметры образа жизни – весьма значительно и существенно.

Основные составляющие образа жизни

Культурологи отмечают несколько главных составляющих данного понятия, в которые включены параметры:

  • жизненного уклада, т.е. его организационно-регулятивный элемент
  • уровня жизни, т.е. составляющая характеристики объемов и качества этих потребляемых благ
  • стиля жизни, т.е. его социальный и эстетический элемент

В эту систему отчасти входят компоненты, относящиеся и к практике материально-производящей деятельности, а именно к:

  • средствам самого жизнеобеспечения человека или домашнего хозяйства
  • обустройству пространств его жилья
  • обеспечению повседневными предметами – продукты, обиход, одежда, здоровье и проч.

Еще одной важнейшей составляющей в понятии «образ жизни» признана рекреация человека, подразумевающая мероприятия:

  • Восстановления человека (энергозатраты)
  • Снятия или элиминации психологических и психических перегрузок и напряжений
  • Общего оздоровления и проч.

Эта составляющая реализуется во множественных формах как самого отдыха, так и питания, лечения и досуговой практики (в том числе и в игровых формах – интеллектуальных и физических) и т.п. Можно отменить, что именно этот элемент и его смысл для человека активно педалируется во всех общеупотребительных значениях этого понятия. Когда мы говорим по этой тематике, то неизбежно всплывает именно такая формулировка и понимание – здоровый образ жизни.

Меж тем данное понятие подразумевает также и различные процессы жизни человека:

  • саморазвития (физическое, эмоциональное, интеллектуальное, эстетическое и т.д.)
  • общения или коммуницирования
  • интимной жизни
  • организации социальных (обыденных и специализированных) отношений
  • религиозной практики
  • заботы и обустройства собственного имиджа, воспитания детей и т.д.

Формирование образа жизни и механизмы его регуляции

Образ жизни принадлежит к высоконормативной сфере жизнедеятельности человека, т.е. области, в которой весьма существенны значения этнических, культурных традиций соответствующей общности или народа, а в наибольшей части – нормы его социальной страты! (Интересно, что для некоторых культурных черт различных страт такие нормы могут объединяться интернациональным характером).

Факторы, которые можно отнести к очевидно влияющим на формирование образа жизни выражены в параметрах социально-профессиональной принадлежности и сословного положения человека, т.е. в вопросах происхождения, образования и воспитания, возможно и вероисповедания, пола, а также составляющие, относящиеся к:

  • Сфере занятости
  • Размеру оплаты и достатка
  • Профилю интересов – социальных, интеллектуальных и проч.
  • Формам престижного потребления
  • Стилю жизнедеятельности
  • Нормам поведения (в том числе религиозным, социальным)

Образом жизни человек реализует большую часть своих ценностных ориентаций, норм усвоенной морали, этикета, социальных и мировоззренческих стандартов.

К регуляторам этого стандарта причисляют механизмы действия:

  • Традиций,
  • Обычаев, нравов,
  • Норм адекватности (социальной),
  • Критериев престижности или статусности.

Все вышеизложенное обуславливает, прежде всего, существенную устойчивость его основных параметров и традиционный характер их воспроизводства. Однако это явление эксперты не считают полностью «неподвижным» или статичным. Оно формируется на базе реальной исторической практики человека в сферах:

  • Общежития данной общности
  • Удовлетворения основных интересов как группы, так и личных
  • Реализации потребностей — как группы, так и личных

которая осуществляется в более-менее общих и типичных условиях жизнедеятельности конкретной группы.

Отмечено, что именно при изменениях данных условий соответственно изменяются и параметры имеющегося образа жизни.

Наша презентация темы:


Поэтому для этого явления в принципе характерна высокая пластичность и адаптивность его элементов. Имеется в виду, разумеется, не простая изменяемость всей структуры и его ценностной, нормативной архитектуры.

В виду этого образ жизни является одной из самых «медленно» изменяющихся характеристик той или иной культуры, а его «признаки» или черты справедливо считают константными «маркерами» как для самоидентификации людей, так и для их внешних проявлений и выражений консолидации различных социальных сред.

Отличия и особенности образа жизни

ОБРАЗ ЖИЗНИ

ОБРАЗ ЖИЗНИ – форма человеческой (индивидуальной и групповой) жизнедеятельности, характерная для исторически конкретной системы социальных отношений и цивилизационного устройства. Фиксируя особенности общения, поведения и склада мышления людей в сферах труда, быта, досуга, общественно-политической и культурной деятельности, понятие «образ жизни» дает типологическую, «портретную» характеристику того, как преломляются и воплощаются реальные условия жизнедеятельности (природные, экономические, социально-политические, культурные и т.д.) в повседневной жизни и практике отдельных индивидов и социальных общностей. В зависимости от того, какие условия или параметры человеческого бытия выступают в качестве основных факторов и признаков, различают «кочевой» и «оседлый», «городской» и «сельский», «традиционный» и «индустриальный», «аристократический» и «буржуазный» и т.д. образ жизни. Иногда это понятие использовалось для формационной и цивилизационной характеристики типа жизни и поведения («советский» или «американский», «западный» или «восточный», «социалистический» или «капиталистический» образ жизни), что может быть оспорено. Образ жизни личности в определенной степени зависит и от психологических особенностей самого человека (характера, темперамента, индивидуального склада мышления и пр.) и поэтому может быть «медлительным» или «подвижным», «рациональным» или «нерациональным» и т.д. Интегративные и операциональные возможности этой категории реализуются и проявляются в сопоставлении с такими понятиями, как «уровень жизни», «качество жизни» и «стиль жизни», которые можно рассматривать как конкретизацию и различные «срезы» этого весьма сложного по своему составу и структуре социального феномена. Именно социально-философский подход к пониманию образа жизни дает методологическую основу для социологического, экономического, социокультурного и любого иного «аспектного» (демографического, психологического, медицинского и т.д.) исследования реально функционирующих форм жизнедеятельности индивидов и групп.

В целостной системе и структуре образа жизни по-своему проявляется и проступает диалектика общего, особенного и единичного. Хотя образ жизни зависит от условий жизнедеятельности, вбирает в себя и отражает общие типологические черты данного социума, «порядка жизни», он не может быть сведен к совокупности обстоятельств и синтезу неких «родственных» признаков (научная и эвристическая ценность такой «собирательной» характеристики весьма относительна). Специфика и содержательная ценность понятия «образ жизни» обнаруживается тогда, когда предметом рассмотрения и оценки становятся именно формы человеческой жизни, т.е. формы существования и развития (производства и воспроизводства) индивида и социальных групп, формируемых обществом, исторической эпохой. Однако образ жизни не есть какой-то безличный экстракт общих условий, норм деятельности и поведения тех или иных социальных, культурных, профессиональных, этнических и т.п. групп и отдельных индивидов. Всеобщее определяет, но отнюдь не исчерпывает рамки и возможности выбора индивидами конкретных форм своего бытия и деятельности. Необходимо всегда учитывать также момент отношения индивида и общностей к условиям и образу жизни, которые они застают уже сложившимися. Важно учитывать существенные различия в образе жизни людей как на уровне особенного, в рамках данного социума, так и на уровне индивидуальности, внутри групповой общности, что сказывается, напр., на выборе основного занятия, или в предпочтении форм проведения досуга, в распределении внерабочего времени и т.д. М.Вебер, предпочитая вместо понятия «образ жизни» понятие «стиль жизни», рассматривал последний в качестве важнейшего определителя стратификационных различий и деления общества. В качестве единицы социального действия он выделяет Stand-общность людей, основанную на специфическом стиле жизни, включающем набор привычек, ценностей, верований, вкусов, представлений о чести и др. психологические мотивы. Каждому стилю жизни, согласно М.Веберу, соответствует более или менее высокая оценка (почет), и люди, добиваясь такой оценки, усваивают определенные представления и нормы поведения.

Читать еще:  Рыба Щокур (чир): как выглядит

Как система конкретных культурных форм общения образ жизни составляет необходимое звено во взаимосвязи сферы производства и потребления, с одной стороны, и собственно духовной, нравственной, эстетической и т.д. сферы человеческой жизнедеятельности – с другой. В процессе культурного развития общества вырабатывается определенное, присущее данной общности, единство социально типизированного и психологически индивидуального (неповторимого) поведения людей, формируется специфический внутренний склад каждодневного бытия личности. Так, И.Кант считал «культуру воспитания» важнейшим элементом образа жизни, имея в виду привитие морально доброго образа мысли, без чего создается лишь «видимость» культуры (см.: Кант И. Соч. в 6 т., т. 6. М., 1966, с. 18). Зависимость образа жизни от характера и состояния культуры общества исторически конкретна. По К.Марксу, «жизненные средства, которые необходимы рабочему, для того чтобы он жил как рабочий. различны в различных странах и при различных состояниях культуры. » (см.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 47. М., 1973, с. 42). Характеристика культурного «фонда» общества, группы или отдельной личности позволяет не только раскрыть ценностное значение того или иного уклада и образа жизни, но и объяснить многие особенности и противоречия последнего, которые нельзя непосредственно вывести из социально-экономических и политико-идеологических условий того или иного общества (напр., различия «западного» и «восточного» образов жизни в рамках однотипного общественного устройства, как в США и Японии).

Интерес к проблеме образа жизни заметно повысился в настоящее время, когда в контексте глобализации мира со всей остротой встает вопрос о смене парадигмы и формировании «глобального стиля жизни», активно обсуждается тема судьбы существующих образов жизни и жизненного мира постэкономического человека 21 в.

1. Толстых В.И. Образ жизни: понятие, реальность, проблемы. М., 1975;

2. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996;

3. Козловски П. Культура постмодернизма. М., 1997.

Образ жизни человека — его формирование и составляющие

К понятию образа жизни принято относить, в первую очередь, «культуру потребления» человеком всевозможных социальных благ и организацию порядков этих потреблений, которые, естественно, будут существенно разниться как у представителей различных обществ, народов, так и у различных социальных страт.

Обычно в это понятие не вводят специализированную деятельность человека (его трудовую и производственную практику), однако влияние её характера на основные параметры образа жизни – весьма значительно и существенно.

Основные составляющие образа жизни

Культурологи отмечают несколько главных составляющих данного понятия, в которые включены параметры:

  • жизненного уклада, т.е. его организационно-регулятивный элемент
  • уровня жизни, т.е. составляющая характеристики объемов и качества этих потребляемых благ
  • стиля жизни, т.е. его социальный и эстетический элемент

В эту систему отчасти входят компоненты, относящиеся и к практике материально-производящей деятельности, а именно к:

  • средствам самого жизнеобеспечения человека или домашнего хозяйства
  • обустройству пространств его жилья
  • обеспечению повседневными предметами – продукты, обиход, одежда, здоровье и проч.

Еще одной важнейшей составляющей в понятии «образ жизни» признана рекреация человека, подразумевающая мероприятия:

  • Восстановления человека (энергозатраты)
  • Снятия или элиминации психологических и психических перегрузок и напряжений
  • Общего оздоровления и проч.

Эта составляющая реализуется во множественных формах как самого отдыха, так и питания, лечения и досуговой практики (в том числе и в игровых формах – интеллектуальных и физических) и т.п. Можно отменить, что именно этот элемент и его смысл для человека активно педалируется во всех общеупотребительных значениях этого понятия. Когда мы говорим по этой тематике, то неизбежно всплывает именно такая формулировка и понимание – здоровый образ жизни.

Меж тем данное понятие подразумевает также и различные процессы жизни человека:

  • саморазвития (физическое, эмоциональное, интеллектуальное, эстетическое и т.д.)
  • общения или коммуницирования
  • интимной жизни
  • организации социальных (обыденных и специализированных) отношений
  • религиозной практики
  • заботы и обустройства собственного имиджа, воспитания детей и т.д.

Формирование образа жизни и механизмы его регуляции

Образ жизни принадлежит к высоконормативной сфере жизнедеятельности человека, т.е. области, в которой весьма существенны значения этнических, культурных традиций соответствующей общности или народа, а в наибольшей части – нормы его социальной страты! (Интересно, что для некоторых культурных черт различных страт такие нормы могут объединяться интернациональным характером).

Факторы, которые можно отнести к очевидно влияющим на формирование образа жизни выражены в параметрах социально-профессиональной принадлежности и сословного положения человека, т.е. в вопросах происхождения, образования и воспитания, возможно и вероисповедания, пола, а также составляющие, относящиеся к:

  • Сфере занятости
  • Размеру оплаты и достатка
  • Профилю интересов – социальных, интеллектуальных и проч.
  • Формам престижного потребления
  • Стилю жизнедеятельности
  • Нормам поведения (в том числе религиозным, социальным)
Читать еще:  Как обезвредить рыбу

Образом жизни человек реализует большую часть своих ценностных ориентаций, норм усвоенной морали, этикета, социальных и мировоззренческих стандартов.

К регуляторам этого стандарта причисляют механизмы действия:

  • Традиций,
  • Обычаев, нравов,
  • Норм адекватности (социальной),
  • Критериев престижности или статусности.

Все вышеизложенное обуславливает, прежде всего, существенную устойчивость его основных параметров и традиционный характер их воспроизводства. Однако это явление эксперты не считают полностью «неподвижным» или статичным. Оно формируется на базе реальной исторической практики человека в сферах:

  • Общежития данной общности
  • Удовлетворения основных интересов как группы, так и личных
  • Реализации потребностей — как группы, так и личных

которая осуществляется в более-менее общих и типичных условиях жизнедеятельности конкретной группы.

Отмечено, что именно при изменениях данных условий соответственно изменяются и параметры имеющегося образа жизни.

Наша презентация темы:


Поэтому для этого явления в принципе характерна высокая пластичность и адаптивность его элементов. Имеется в виду, разумеется, не простая изменяемость всей структуры и его ценностной, нормативной архитектуры.

В виду этого образ жизни является одной из самых «медленно» изменяющихся характеристик той или иной культуры, а его «признаки» или черты справедливо считают константными «маркерами» как для самоидентификации людей, так и для их внешних проявлений и выражений консолидации различных социальных сред.

Отличия и особенности образа жизни

Постоянное снижение уровня здоровья учащихся как в процессе обучения в школе, так и изначально приходящих в нее заставляет исследователей этой проблемы обращать внимание не только на внутришкольные факторы, но и на особенности образа жизни детей в семьях. К сожалению, происходящее в последние десятилетия падение уровня жизни многих слоев населения, социальные потрясения, ухудшение общедоступной медицинской помощи, неблагоприятные изменения качества окружающей среды привели к снижению уровня и качества жизни многих семей и ухудшению показателей состояния здоровья детского населения. И все же не только экономические возможности, но и другие особенности образа жизни родителей влияют на здоровье детей.

Изучение влияния социально-гигиенических и медико-биологических факторов на формирование здоровья детей позволило установить, что наибольший вклад (от 18 до 28 %) вносят возраст родителей, состояние здоровья матери, вскармливание грудным молоком до 6 месяцев жизни ребенка, характеристика питания, психологический климат в семье, вредные привычки родителей, социально-гигиеническая характеристика семьи, отношение родителей к реализации профилактических мероприятий, наследственность [4]. Среди этих факторов ведущее значение в формировании состояния здоровья детей имеют психологический климат семьи, здоровье матери, отсутствие или наличие вредных привычек у родителей.

Имеются многочисленные данные по влиянию образования и социально-экономического статуса родителей на здоровье детей. В бедных семьях выше смертность детей от несчастных случаев, травм, больше заболеваемость, выше уровень и средняя длительность госпитализации. Риск несчастных случаев среди детей уменьшается с ростом образования матери. Установлено выраженное влияние на здоровье учащихся низкого материального уровня семей, большой занятости на работе матерей, злоупотребления алкоголем отцов. Показатели здоровья детей, особенно раннего возраста, зависят от типа семьи – полная, неполная и т.п. Заболеваемость детей в неполных и негармоничных семьях достоверно выше, чем в полных, часто болеющих детей у них больше и эта разница усугубляется с возрастом. Здоровье внебрачных детей хуже, они чаще рождаются недоношенными, позже начинают ходить и говорить, чаще болеют острыми и хроническими заболеваниями.

Достаточно многочисленные исследования позволяют говорить об «уязвимых детях», т.е. тех, которые в большей степени, чем другие, подвержены риску заболеть. Это внебрачные дети, дети из неполных семей, из семей, проживающих в неблагоприятных социально-экономических условиях (низкий доход, плохое питание), детей из неблагополучных семей (семей, где встречаются алкоголизм, асоциальное поведение, небрежное отношение к воспитанию и т.п.). Некоторые специалисты рекомендуют относить к «уязвимой» группе единственного в семье ребенка; детей, рожденных после длительного бесплодия; нежеланных детей; детей пожилых родителей; детей, рожденных в позднем браке; детей, «заменивших» умершего ребенка или родившихся в период, когда кто-то в семье умер [4].

Факторы, влияющие на здоровье конкретных детей, могут серьезно отличаться от среднестатистических. И все же возможно выделить общие тенденции. Роль семьи наиболее значительна в препубертатный период, несколько снижается у подростков и опять возрастает у старших школьников. Образ жизни в наибольшей степени влияет на здоровье подростков и в меньшей – на здоровье старшеклассников. Среди наследственных факторов особую роль играют здоровье матери и отца, индекс наследственной отягощенности, время проживания предков на севере, северный стаж матери [1]. В группе семейных факторов выделяется своим пагубным влиянием курение в семье. В ряде зарубежных исследований показано негативное влияние табакокурения не только на течение беременности, но и на последующее развитие ребенка [7, 8].

Особое значение имеет образ жизни родителей, так как правила здорового образа жизни, которым учат детей в школе, дома могут ежедневно подтверждаться или игнорироваться. Именно семья осуществляет первичное воспитательное воздействие на сознание и поведение человека, прививает гигиенические установки, понятия, принципы и наиболее естественно и эффективно формирует здоровый стиль жизни, соответствующий конкретным условиям жизнедеятельности. Данные ряда исследований показывают, что для подавляющего большинства учащихся именно родители являются наиболее предпочтительным источником получения информации о способах сохранения здоровья [2, 5]. В то же время многие родители в силу разных причин не уделяют достаточного внимания здоровому образу жизни ‒ как своему собственному, так и ребенка.

Целью нашего исследования явилось выявление семейных факторов риска, влияющих на образ жизни и здоровье детей. Использовались следующие методики:

1. Анкета «Изучение медико-социальных причин формирования отклонений в здоровье и заболеваний у детей» [3].

2. «Карта наблюдения за состоянием ребенка» (центр образования и здоровья РАО). Карта заполняется по результатам наблюдения за ребенком в течение недели. Критерии оценки есть в карте. Если суммарный балл в пределах 0-10 – состояние ребенка не вызывает тревоги, он справляется с учебной нагрузкой, нет перенапряжения. Если суммарный балл 11-20, то следует обратить внимание на режим дня, проанализировать дополнительные нагрузки, выявить трудности, которые возникают. Если суммарный балл > 20, то это свидетельствует о значительном напряжении, нарушении адаптации и ухудшении состояния психического здоровья.

Читать еще:  Какой вкус любит карп в августе

3. Тест-анкеты для оценки поведенческих привычек у ребенка, повышающих риск нарушений зрения и осанки [6]. Итоговый показатель менее 10 баллов свидетельствует о незначительных факторах риска в образе жизни; наличие более 20 баллов позволяет отнести ребенка к группе риска.

4. Разработанный нами опросник для изучения особенностей образа жизни учащихся и родителей.

Статистическая обработка полученных данных осуществлялась при помощи программы Microsoft Excel XP, Statistica 6.0 стандартно с помощью критерия Стьюдента при 95 %-м уровне значимости, а также с использованием критерия χ2.

Исследование проводилось на территории Ханты-Мансийского автономного округа в 2008-2010 годах, участвовали 122 семьи старшеклассников школ г. Сургута и 122 ребенка из данных семей. Исследование аналитическое. Выборка стратифицированная случайная, анкетирование анонимное (номер комплекта анкет для родителей совпадал с номером анкет для ребенка). Возраст детей, участвующих в исследовании ‒ 15-17 лет.

Анализ медико-биологических факторов риска периода беременности показал, что возраст матерей в период рождения участвующего в исследовании ребенка был следующим: до 19 лет – 7,37 ± 2,36 %, от 20 до 29 лет – 75,41 ± 3,89 %, 30 лет и выше – 17,21 ± 3,41 %; возраст отцов: 2,45 ± 1,39 %, 82,78 ± 3,42 % и 2,45 ± 1,39 % соответственно.

В период беременности у 40,98 ± 4,45 % матерей не было токсикоза, у остальных (59,02 ± 4,45 %) – был; перенесли инфекционные заболевания – 4,09 ± 1,79 % матерей. До беременности имели хронические заболевания – 10,65 ± 2,79 % матерей и 6,55 ± 2,23 % отцов.

Контакт с вредными производственными факторами (химические вещества, шум, вибрация, электромагнитные поля и др.) до рождения ребенка имели – 7,37 ± 2,36 % матерей и 10,65 ± 2,79 % отцов.

В период беременности принимали лекарства 21,31 ± 3,71 %, испытывали чувство повышенного напряжения (стресса) – 14,75 ± 3,21 % матерей. Наследственные заболевания по линии матери имеются у 13,11 ± 3,05 %, со стороны отца – у 11,47 ± 2,88 %.

Алкогольные напитки во время беременности (даже если это случалось редко) принимали – 4,91 ± 1,95 % матерей и 61,47 ± 4,40 % отцов (из них 2,45 ± 1,39 % – часто). Курили до беременности – 15,57 ± 3,28 % матерей и 73,77 ± 3,98 % отцов.

Анализ факторов риска раннего детства показал, что до 6 месяцев получали грудное молоко – 40,98 ± 4,52 %, более 6 месяцев – 51,63 ± 4,50 %, не получали – 7,37 ± 1,63 %. Только 27,05±4,02 % родителей регулярно закаливали до года своих детей, 43,44 ± 4,48 % – нерегулярно и 29,51 ± 4,12 % – не применяли закаливающих процедур.

Не болели ни разу на первом году жизни – 32,78 ± 4,24 % детей, болели менее 4-х раз – 49,18 ± 4,53 %, 4 раза и более – 18,03 ± 3,48 %. Кишечные инфекции перенесли – 9,01 ± 2,59 %, стафилококковые и стрептококковые инфекции – 4,09 ± 1,79 %, молочницу – 18,03 ± 3,48 %, дисбактериоз – 4,91 ± 1,95 %, экссудативный диатез – 13,11 ± 3,05 %, насморк – 26,22 ± 3,98 %, острые вирусные заболевания – 9,01 ± 2,59 %, грипп – 9,83 ± 2,69 %, травмы – 1,63 ± 1,14 %, другие заболевания – 11,47 ± 2,88 %.

Рассмотрение факторов риска, характеризующих условия жизни ребенка, показало, что отдельную квартиру имеют – 75,40 ± 3,89 %, частный дом – 11,47 ± 2,88 %, комнату в коммунальной квартире – 4,91 ± 1,95 %, комнату в общежитии – 8,19 ± 2,48 % семей. Имеют жилую площадь на одного члена семьи: до 5 м2 – 16,39 ± 3,35 %, от 5 до 12 м2 – 38,52 ± 4,41 %, свыше 12 м2 – 45,08 ± 4,50 %. Число детей в семьях: у 23,77 ± 3,94 % – один, у 60,65 ± 4,45 % – два, у 13,93 ± 3,13 % – три, у 1,64 ± 1,14 % – четыре.

Состав участвующих в исследовании семей: 77,86 ± 3,75 % – полные, 20,49 ± 3,65 % – только мать, 1,63 ± 1,15 % – только отец. Доход на одного члена семьи: выше прожиточного минимума – 48,36 ± 4,52 %, соответствует прожиточному минимуму – 40,16 ± 4,43 %, ниже прожиточного минимума – 11,47 ± 2,88 %.

Высшее образование имеют 15,57 ± 3,28 % отцов и 28,68 ± 4,09 % матерей; среднее, среднетехническое и средне-специальное – 82,78 ± 3,41 % отцов и 69,67 ± 4,16 % матерей; неполное среднее – 2,45 ± 1,39 % и 1,64 ± 1,14 % соответственно.

Расценивают семейную обстановку как благополучную – 95,90 ± 1,79 %, как конфликтную – 3,27 ± 1,61 % родителей. Дети оценивают обстановку в семьях несколько иначе: только 55,74 ± 4,49 % детей практически всегда удовлетворены взаимоотношениями; чаще всего удовлетворены, но не всегда – 40,16 ± 4,43 %; чаще не удовлетворены – 4,09 ± 1,79 %. Инвалиды и тяжелобольные имеются в 0,82 ± 0,81 % семей.

Отдыхают в летние каникулы за городом: все лето – 28,68 ± 4,09 %, часть лета – 58,19 ± 4,46, никуда не выезжают – 13,11 ± 3,05 % учащихся. Дома, в воскресные дни, принимают пищу: 4 и более раз – 44,26 ± 4,49 % %, три раза – 46,72 ± 4,51 %, два раза – 8,19 ± 2,48 %, один – 0,81 ± 0,81 %.

Анализ особенностей образа жизни показал, что только в 22,13 ± 3,75 % семей дети вне учебного учреждения регулярно занимаются физкультурой и спортом (15,57 % – нерегулярно). Не соблюдают режим дня – 59,02 ± 4,45 % родителей и 54,92 ± 4,50 % детей; не применяют закаливающие процедуры – 89,34 ± 2,79 % родителей и 84,42 ± 3,28 % учащихся.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]