San-lider.ru

Щука характеристика звуков

Как сделать звуко-буквенный (фонетический) разбор слова “щука”?

Фонетический (звуко-буквенный) разбор слова “щука” сделать несложно (мне кажется, что это вообще самый простой из всех видов разбора) – в нём всего четыре буквы, четыре звука, т.е., количество звуков совпадает с количеством букв. В слове два слога, первый из них является ударным. Щ [щ’] – согл., глух., мягк., непарн. У [`у] – гласн., ударн. К [к] – согл., глух., твёрд., парн. А [а] – гласн., безударн.

Фонетический разбор слова ЩУКА. 1) Слово состоит из двух слогов ЩУ – КА. 2) Ударение падает на первый слог, на букву У. 3) Транскрипция записывается следующим образом [щ’`ука]. 4) Характеристика каждого звука в слове:

  • щ [щ’] – согласный звук, мягкий, глухой и непарный,
  • у [`у] – гласный, ударение падает на этот звук,
  • к [к] – согласный звук, твердый, глухой и парный,
  • а [а] – гласный, безударный (так как в слове не может быть два ударных звука).

5) В слове ЩУКА 5 букв и такое же количество звуков – 5.

Звукобуквенный разбор слов часто помогала выполнять ребенку по урокам, поэтому не могу не вспомнить. Звукобуквенный разбор выполняется распределяя буквы по глухости, звонкости, твердости, мягкости. Звукобуквенный разбор слова “щука” следующий: Щука Щ – согл. шипящий мягкий, непарный, звук [щ’] У – гласный звук ударный К – глухой согласный, парный, звук [к] А- гласный звук, безударный[а] В данном слове 4 буквы и четыре звука, так как отсутствуют гласные с удвоенным звуком, например, буква “ю” делится на два звука у и “Й”.

Звуко-буквенный анализ слова предполагает характеристику каждого звука, которые передают буквы в слове. В слове “щука”, как мы видим, всего четыре буквы, а слогов два: щу-ка. Теперь обратимся к звукам: Буква Щ передает мягкий звук Щ – согласный, мягкий и глухой, не парный, буква У передает ударный гласный звук У, буква К передает звук К – он согласный, глухой (пара по звонкости Г), твердый и последняя буква А передает безударный гласный А. Итого в слове тоже четыре звука.

ЩУ-КА-2 слога. Щ [щ’]-согласный, глухой, не имеет пары по звонкости-глухости, мягкий, не имеет пары по твердости-мягкости, У [у]-гласный, ударный, К [к]-согласный, глухой, имеет пару по звонкости-глухости, твердый, имеет пару по твердости, мягкости, А [а]-гласный, безударный. В слове 4 буквы, 4 звука.

Звуко-буквенный (фонетический) разбор слова “щука” для взрослого человека прост, но вот для детишек – не всегда. Слоги дети учат в первом классе, не зная букв (новая методика). Поэтому и они с легкостью ответят, что в слове щука – 2 слога и ударение падает на первый слог. Посчитают 4 буквы. Остальное уже смогут ребята более старших классов. Они ответят, что слово состоит из четырех звуков. Закончим с разбором. щ [щ’] – согласный звук, мягкий, глухой и непарный, у [`у] – гласный, ударный, к [к] – согласный звук, твердый, глухой и парный, а [а] – гласный, безударный Учитесь отлично!

Фонетический разбор слова ЩУКА будет таким: количество букв – четыре, количество звуков в слове также четыре. Слово состоит из двух слогов: ЩУ-КА. Ударение будет падать на первый слог. первая буква Щ дает звук [щ’] – это непарный, согласный, глухой, мягкий звук, вторая буква У дает звук [`у] – это ударный гласный звук, третья буква К дает звук [к] – это парный, согласный, глухой, твёрдый звук, четвертая буква А дает звук [а] – это гласный, безударный звук.

Слово “щука” очень простое слово с точки зрения фонетики, то есть слово не усложнено такими буквами, которые обозначают 2 звука, или знаками(мягкий знак, твердый знак). Запишем фонетическое слово(транскрипцию)-[щука],звук [щ] всегда мягкий в русском языке, не обязательно ставить знак мягкости [‘]. Итак: [щ]- согласный,глухой, мягкий , непарный [у]- гласный, ударный [к]- согласный,глухой, твердый, парный [а]- гласный, безударный 4 буквы, 4 звука

Фонетический (звуко-буквенный) разбор слова ” щука “.

  1. -й звук -Щ [щ’]-согласный, глухой, не имеет пары по звонкости-глухости, мягкий,
  2. -й звук -У [у]-гласный, ударный,
  3. -й звук -К [к]-согласный, глухой, имеет пару по звонкости-глухости, твердый,,
  4. -й звук -А [а]-гласный, безударный.

Щука характеристика звуков

  • Лента комментариев

Начнем наше интернет — занятие по обучению грамоте с конкурса «Мастер скороговорки». Постарайтесь запомнить и сказать ЧЁТКО и по возможности быстро:

Два щенка, щека к щеке, щиплют щетку в уголке.

Отлично! Какой звук встретился в скороговорке? Верно, звук [щ`] .

Вы узнали этого героя…

Это Емеля, который поймал волшебную…. Щуку.

Кто из вас был на рыбалке? Покажите, как вы забрасываете удочку.

– Что вы делаете, когда клюет рыба?
– Начинаем «удить» слова со звуком [щ`] : услышали слово со звуком [щ`] , вытянули удочку.

Шея, ущелье, угощение, ошейник, шепот, плащ, щеки, шелест, щавель, шелк, шептать, щекотать, щелкунчик, честный, цапля, шоколад, щипать, щепка, шапка, щипцы, пищать, печать, гуща, куча, трещать, встречать.

Посчитайте, сколько слов вы выудили. А какие еще слова вы могли поймать на удочку? Какой еще шипящий звук встретился в словах? Что вы о нем знаете?

Произнесите звук [щ`]. Дайте характеристику [щ`] .

ВАЖНО! Звук [щ`] – согласный, мягкий, ВСЕГДА МЯГКИЙ!

Звук [ш-ш-ш] протяжно звучит,
А [щ] прерваться спешит.
Звук [ш-ш-ш] мы можем тянуть,
А [щ] спешит улизнуть.

1. Сколько звуков [щ’] в поговорке: щи да каша – пища наша?

2. Употребление увеличительных суффиксов по образцу: Кулак – кулачище, сила – силище, рука — … , сапог — … , голос — … , ремень — … , топор — … , нога — … , глаза — … , нос — … , карман — … .

Читать еще:  Приготовление теста для рыбалки

3. И г р а «Слоговой аукцион»

Продолжите слова слогами чу-щу.

Продолжите слова слогами ча-ща.

4. Доскажи словечко

Однажды мне сказали:

– Боимся мы щекотки

Сапожной строгой… (щетки)

В синем небе звезды блещут,

В синем море волны… (плещут)

У меня пропал носок,

Медвежат под елкой… (ищет)

5. Чистоговорки

Ща-ща-ща – мы несем домой леща.

Ащ-ащ-ащ – мы надели плащ.

Щу-щу-щу – в чаще щуку поищу.

Щи-щи-щи – ты, мышонок, не пищи.

6.

Буква Щ пришла к нам в гости!

3. Раскрась обе буквы зелёным цветом с левой стороны рисунка. Заштрихуй букву по образцу. Найди и раскрась букву Щ с правой стороны рисунка.

4. Соедини с буквой Щ только те предметы, названия которых начинаются со [щ] .

5. Соедини все точки по порядку номеров и раскрась то, что получилось. Обведи в кружок все буквы Щ .

6 . И г р а «Буква потерялась». Найдите потерявшуюся букву:

– ука, ово – и, товари – и, ле –, – епка.

7. И г р а «Превращение слов»

Измените одну букву в словах: роща (роза), щенки (пенки), ищи (иди), щука (мука).

8. И г р а «Найдите слово в слове»

9. И г р а «Слоговое лото »

1. Прочитайте слоги и придумайте с ними слова: ща (щавель, щадить), ще (щегол, щенок), щу (щука, щупальца), щи (щи, щипать).

2. Составьте слова из слогов:

О т в е т : щука, роща, щека, щенок, щегол, клещи.

10. И г р а «Найди слова»

1. Ле с е н к а . 2. С к в о з н а я б у к в а

щ – – – щ –

щ – – – – щ –

щ – – – – – щ –

щ – – – – – – щ –

щ – – – – – – – щ –

щ – – – – – – – – щ –

Возможный вариант ответа: Возможный вариант ответа:

щи, щит, щука, щегол, гуща, чаща, лещи, тащу,

щавель, щекотка. роща, мощи.

11. И г р а «Дополните слово»

Давай сегодня сварим щи!

Слова такие отыщи,

Было щей немножко!

О т в е т: ищи, пищит, щипцы, ящик, клещи и др.

12. И г р а «Наборщик»

Составьте слова из букв слова товарищи.

О т в е т : товар, щи, ищи, вар, рот, ор, вот.

13.

Буква Щ поможет нам
Чистить зубы по утрам.

Возьми оранжевый или жёлтый карандаш и раскрась те части рисунка, которые отмечены буквой Щ .

14. Читаем…

15. Пишем…

16.

Стихи, потешки, загадки, скороговорки для закрепления произношения звука [щ]

***
Щенок такой тщедушный был!
Его я щами все кормил,
От злющей стужи защищал.
Щенок от радости пищал,
Еще бы! Он счастливый рос!
Теперь мой щен не щен, а пес —
Настоящий!
***
Два щенка щека к щеке
Щиплют щетку в уголке.
А у щетки половой
Палка есть над головой.
Палка — щелк щенков с плеча,
Два щенка ушли пища.
***
Плавниками трепеща
И зубаста, да тоща,
Пищи на обед ища,
Ходит щука вкруг леща!
Вот так штука!
***
Глазищи, усищи,
Хвостище, когтищи,
А моется всех чище.
Кто это? Кот-котище!
***
Ты нас, мама, не ищи —
Щиплем мы щавель на щи.
В роще, травы шевеля,
Мы нащиплем щавеля.
***
Щеткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.
***
Щука в речке жила,
Щеткой воду мела,
Щи варила для гостей,
Угощала пескарей.

Словарь

  • Щебет — пение птиц
  • Щедрость — свойство человека, который оказывает помощь другим.

Тема: «Звук [Щ]. Буква Щ»

Цели: закрепить навыки различения и произношения звука [Щ] в слогах, словах, фразах; уточнить артикуляцию, дать характеристику; упражнять детей в умении выделять звук [Щ] на фоне слова и из слова, отбирать картинки, придумывать слова с заданным звуком; закреплять умение определять позицию звука в слове; продолжать формировать звукослоговой анализ и синтез слов; упражнять в составлении предложений по опорным словам; познакомить детей с графическим образом буквы Щ; продолжать учить преобразованию слов; читать слова и предложения; развивать фонематический слух; развивать умение концентрировать внимание.

ХОД ОД

– Ребята, давайте возьмёмся за руки и для создания хорошего настроения улыбнёмся друг другу. А чтобы настроение стало ещё замечательнее, мы позовём солнечного зайчика.

Гимнастика для глаз «Солнечный зайчик»:

Солнечный мой заинька, маленький как крошка.

Прыг на носик, на плечо. Ой, как стало горячо!

Прыг на лобик и опять на плече давай скакать.

Вот закрыли мы глаза, а солнышко играет.

Щечки теплыми лучами нежно согревает!

Сообщение темы.

– Прежде чем начать занятие, мы проверим наш почтовый ящик (находим письмо от Деда Буквоведа). Прочитайте, от кого это письмо.

Письмо от Деда Буквоведа

– Ребята, Дед Буквовед сообщает нам плохую весть. Чудище похитило новую букву, с которой мы должны были сегодня познакомиться. Нам надо её найти. Для этого мы должны угадать, что это за буква. А поможет нам стихотворение.

Читать еще:  Кукуруза насадка для карпа

Два щенка щека к щеке

Щиплют щетку в уголке.

Да у щетки половой

Палка есть над головой.

Палка щелк щенков с плеча,

Два щенка ушли ворча.

– Вы догадались, какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении? Правильно, это звук [Щ], который на письме обозначается буквой Щ. Значит, мы должны найти сегодня букву…Щ. А чтобы найти эту букву мы сначала познакомимся поближе со звуком [Щ]. Садитесь за столы, возьмите зеркала и произнесите отчетливо звук [Щ].

Артикуляция звука [Щ] (Губы выдвинуты вперёд, между резцами небольшая щель, кончик языка приподнят к альвеолам, образует с ними щель. Передняя часть языка более выдвинута вперёд по сравнению с Ш. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Средняя часть спинки языка приподнята к твёрдому нёбу, задняя часть спинки, по сравнению с Ш, более продвинута вперёд. По средней линии языка образуется продольный канал, по которому проходит струя выдыхаемого воздуха.)

Характеристика звука [Щ] (согласный, всегда мягкий, глухой).

Дифференциация звука [Щ] от других звуков, в слогах, словах.

– Я буду произносить звуки и слоги, а вы, если услышите звук [Щ] хлопните в ладоши.

Речевая зарядка «Не зевай, лови мяч и повторяй» (проговаривание слоговых рядов). Ащ-ощ-ущ-ищ, ща-що-щу-щи, аща-ощо-ущу-ищи; щка-щко-щку-щки; щма-щмо-щму-щми и т.д.

-А у меня есть палочка-отвечалочка. Кому палочка в руки попадёт, тот слово со звуком «Щ» назовёт (дети придумывают слова с данным звуком).

Определение места звука в слове, звуковой анализ слов.

– Ребята, мы так увлеклись, что забыли о том, что нам нужно найти букву Щ. Дед Буквовед отправил нам помощников. И к нам спешит на помощь первый помощник, кто это – правильно это сказочный Щенок (иллюстрация).

– Щенок нам подскажет дорогу, если мы выполним его задание. На доске картинки со звуком [Щ]. Дети выбирают себе по картинке и определяют место звука «Щ» в названиях картинок. И Щенок отправляет нас к следующему герою.

Этот герой – волшебная Щука (иллюстрация).

Деление слов на слоги.

– И Щука приготовила нам задание, которое называется: «Простучи слово» (дети делят слова на слоги, простукивая их с помощью музыкального молоточка).

– Молодцы и с этим заданием справились!

Составление предложений.

-Щука хочет еще немного поиграть с вами, и она предлагает вам еще одно задание: придумать весёлые предложения про наших помощников (дети придумывают предложения).

– Щуке очень понравились ваши предложения, поэтому она расскажет нам где Чудище спрятало букву.

– Буква в сундучке и нам надо его найти. (Дети находят сундучок и спрятавшееся Чудище).

Логопед: Нашёлся сундучок и Чудище здесь.

Ты зачем букву похитило?

Чудище: Я хотело, чтобы у меня была своя буква Щ, ведь в моём имени она есть, а я даже писать её не умею.

Логопед: Но ребята тоже должны знать эту букву, иначе они не смогут читать и писать слова с буквой Щ. Ребята, скажите, как без буквы Щ вы напишите имя Чудище (дети: «Чудие»).

Чудище: Ой, как некрасиво получилось.

Логопед: Тебе не нравится?! Тогда попроси у ребят прощение и верни букву.

Чудище: Извините, ребята. Сейчас я отдам вам букву, она у меня в сундучке. (Чудище достаёт букву и отдаёт её детям)

Логопед: Вот и молодец! Ребята, а пусть Чудище у нас на занятии посидит и поучит вместе с нами букву Щ (Чудище остаётся).

Знакомство с буквой Щ.

– Ребята, кто расскажет Чудищу, чем отличается звук от буквы (ответы детей)

– Посмотрите, вот буква Щ. На что она похожа?

На расческу Щ похожа.

Три зубца всего? Ну что же!

Хватать, глотать умеют щуки –

Другой не нужно им науки!

Буква Щ поможет нам

Чистить зубы по утрам.

– Из каких элементов она состоит (Из трех больших вертикальных палочек и одной большой горизонтальной, одной маленькой горизонтальной и одной маленькой вертикальной палочек). Встаньте и напишите эту букву в воздухе, а теперь правой рукой на левой ладошке и наоборот, и ещё на спинках друг у друга. Печатание буквы в тетради.

Работа в кассах, преобразование слов.

– На верхнюю полоску выложите слово Щи, а как сделать так, чтобы из слова Щи получилось слово Щит, а из слова Щит – Щип.

Чтение предложений

– И последнее задание от Щенка и Щуки находится в конвертах. В этих конвертах – слова. Ваша задача составить из этих слов предложения и прочитать их.

Итог занятия.

– Вот мы и познакомились со звуком и буквой Щ. Что вы можете сказать про этот звук?

Назовите слова со звуком [Щ].

-Чудище, тебе понравилось с нами заниматься? Тогда приходи к нам ещё, а мы с ребятами хотим подарить тебе букву Щ, чтобы у тебя была своя буква.

Чудище: Вот спасибо!

– Ребята, вы сегодня старались, внимательно слушали, хорошо отвечали, все были молодцы!

Разработка урока по обучению грамоте ” «Звук [щ’], буквы Щ, щ».

ГБОУ «Антрацитовская общеобразовательная школа I-III ст. № 6» ЛНР

Методическая разработка урока по обучению грамоте

«Звук [ щ’], буквы Щ, щ»

Подготовила учитель начальных классов:

Славинская

Лариса Григорьевна

АНТРАЦИТ

2018-2019 уч.год

Тема: « Звук [щ’], буквы Щ, щ » .

Цели: п ознакомить с согласным звуком [щ’], буквами Щ, щ; р азвивать фонетический слух и культуру звукопроизношения, отрабатывать навык звукового анализа слов; р азвивать речь, внимание; в оспитывать трудолюбие, доброту, интерес к чтению и культуру учебного труда.

Читать еще:  Шпроты из речной мелкой рыбы

Ход урока

1. Самоопределение к деятельности.

Прозвенел звонок для вас,

Вы вошли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Тихо сели. Спинки прямо.

Все с улыбкою вздохнём

И наш урок начнём.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

1. Речевая зарядка

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно

Ребята, повторим все звуки какие мы знаем (паровозик)

Выполним упражнения, чтобы разбудить наш ротик.

2.Развитие чёткости произношения

Летела муха около уха: Ж-Ж-Ж.

Море шумело: Ш-Ш-Ш .

Летела оса около носа: С-С-С.

Летел комар и звенел: 3-3-3.

Сел на лоб, мы его хлоп –

3. СЛОГОВИЦА

Б К З С Т Р М Н В З Р Ш Л Н Х

1-й ряд прочитает образует слоги-слияния со звуком [а]

2-й ряд со звуком [о]

3-й ряд со звуком [и]

4. Прочитывание слогов –невидимок (слов предыдущего урока)

ВО_БЕ _ (воробей) _ Н_РУ (кенгуру)

ЗОО _ РК (зоопарк) К_КО_Л (крокодил)

_ РЖ (морж) _СТЬ (кость)

П_ НО(пшено) _НЬ(тень)

III .Формирование новых знаний и умений

1. Работа по сказке

Едет парень на печи.

Едет прямо во дворец.

Кто же этот молодец?

– Знаком ли вам этот сказочный герой?

– Из какой он сказки?

– Вспомните, кого выловил Емеля в проруби?

– Почему Емеля отпустил щуку обратно в воду?

-Что случилось с героем потом?

-Какой был Емеля? (ленивый, не хотел трудиться)

– Почему щука не наказала Емелю как золотая рыбка? ( у него не было корысти)

– Попросим и мы щуку исполнить наше желание.

Научиться читать новый звук.

3. Отработка нового звука

Учитель :

Щуку я тащу, тащу.

Щуку я не упущу.

Щука плавает кругами.

Щука щёлкает зубами.

Ну и зубы – как пила!

Где такие ты взяла?

Какой незнакомый звук вы услышали?

Научимся произносить её правильно

Щуку я тащу,тащу,

Щуку я не упущу.

Какую букву мы будем изучать на уроке?

4. Игра в слова на букву Щ

Согласный, глухой, мягкий, непарный

Какого звуковичка выберем? Зелёного

Ф/м

Наш Емеля потянулся

Раз нагнулся, два нагнулся
Руки в стороны развёл,

Видно щуки не нашёл.

Чтобы щука приплыла,

Букву новую дала.

Нужно важное сказать:

«По щучьему велению, по нашему хотению

Ну-ка буква появись,

С нами всеми подружись!»

IV .Применение полученных знаний и умений

1. Знакомство с буквой

Эта буква звонко лает,

В битве воина спасает,

Чистит зубы, чистит пол,

А в обед — спешит на стол.

2 . Работа в тетради по печатанию

Щ щ

3. Чтение слогов с новой буквой

Щ А Щ У Щ Ё Щ Е Щ И

Ребята, а каких гласных звуков мы не прочитали с Щ . Верно, буква щ не дружит с ы, ю, я. Хотите узнать почему.

Сказка про шипящие.

Жили-были на свете шипящие ж, ш, ч, щ . А неподалеку жили гласные у, ю, ы, и, а, я. Жили очень дружно, и вот однажды решили буквы поиграть в прятки, выпало в о дить шипящим, остальные побежали прятаться, сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать будут, но шипящие во все щели заглянули хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже многих, вот только никак не могут найти три гласные ы, ю, я . Искали – искали, с ног сбились, до вечера проискали, и вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят, что ы, ю, я как ни в чем не бывало сидят, смеются, смотрят телевизор, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие – с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе.

Поэтому мы и запоминаем написание Жи-ши,ча-ща,чу-щу

4. Работа над звуковой схемой слова ЩУКА

Давайте произнесём ещё раз слово ЩУКА. Сколько слогов в этом слове? Какие слоги-слияния мы слышим?

1-й слог ЩУ. Из каких звуков он состоит? Верно [Щ’] и [У]. Дадим характеристику звуку [Щ’] (согласный, глухой, мягкий, неапарный). [У]-гласный, ударный.

2-й слог КА. Из каких звуков он состоит? [К] и [А]. Дадим характеристику звуку [К] (согласный, глухой, твёрдый, парный). [А]-гласный, безударный.

ЩУ КА

5. Работа над составлением предложения.

Давайте составим предложение про Емелю и щуку.

Печатаем предложение с этим словом.

Емеля поймал щуку. |_ _ _.

Ф/м

Ах, как долго мы писали, Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)

Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево – вправо.)

Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)

В классе радугу построим, вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх – влево.)

Вправо, влево повернем, а потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать им.)

6. Чтение Азбуки с.62

1.Хоровое чтение скороговоркив медленном и быстром темпе.

2.Чтение слогов с.63

3.Чтение слов с новой буквой с.63

4.Чтение стихотворения Г. Виеру

-найти предложение с восклицательным знаком и прочитать с верной интонацией;

-найти предложение с вопросительным знаком и прочитать;

– найти слова с новой буквой.

V . Рефлексия

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]