Щука характеристика звуков
Как сделать звуко-буквенный (фонетический) разбор слова “щука”?
Фонетический (звуко-буквенный) разбор слова “щука” сделать несложно (мне кажется, что это вообще самый простой из всех видов разбора) – в нём всего четыре буквы, четыре звука, т.е., количество звуков совпадает с количеством букв. В слове два слога, первый из них является ударным. Щ [щ’] – согл., глух., мягк., непарн. У [`у] – гласн., ударн. К [к] – согл., глух., твёрд., парн. А [а] – гласн., безударн.
Фонетический разбор слова ЩУКА. 1) Слово состоит из двух слогов ЩУ – КА. 2) Ударение падает на первый слог, на букву У. 3) Транскрипция записывается следующим образом [щ’`ука]. 4) Характеристика каждого звука в слове:
- щ [щ’] – согласный звук, мягкий, глухой и непарный,
- у [`у] – гласный, ударение падает на этот звук,
- к [к] – согласный звук, твердый, глухой и парный,
- а [а] – гласный, безударный (так как в слове не может быть два ударных звука).
5) В слове ЩУКА 5 букв и такое же количество звуков – 5.
Звукобуквенный разбор слов часто помогала выполнять ребенку по урокам, поэтому не могу не вспомнить. Звукобуквенный разбор выполняется распределяя буквы по глухости, звонкости, твердости, мягкости. Звукобуквенный разбор слова “щука” следующий: Щука Щ – согл. шипящий мягкий, непарный, звук [щ’] У – гласный звук ударный К – глухой согласный, парный, звук [к] А- гласный звук, безударный[а] В данном слове 4 буквы и четыре звука, так как отсутствуют гласные с удвоенным звуком, например, буква “ю” делится на два звука у и “Й”.
Звуко-буквенный анализ слова предполагает характеристику каждого звука, которые передают буквы в слове. В слове “щука”, как мы видим, всего четыре буквы, а слогов два: щу-ка. Теперь обратимся к звукам: Буква Щ передает мягкий звук Щ – согласный, мягкий и глухой, не парный, буква У передает ударный гласный звук У, буква К передает звук К – он согласный, глухой (пара по звонкости Г), твердый и последняя буква А передает безударный гласный А. Итого в слове тоже четыре звука.
ЩУ-КА-2 слога. Щ [щ’]-согласный, глухой, не имеет пары по звонкости-глухости, мягкий, не имеет пары по твердости-мягкости, У [у]-гласный, ударный, К [к]-согласный, глухой, имеет пару по звонкости-глухости, твердый, имеет пару по твердости, мягкости, А [а]-гласный, безударный. В слове 4 буквы, 4 звука.
Звуко-буквенный (фонетический) разбор слова “щука” для взрослого человека прост, но вот для детишек – не всегда. Слоги дети учат в первом классе, не зная букв (новая методика). Поэтому и они с легкостью ответят, что в слове щука – 2 слога и ударение падает на первый слог. Посчитают 4 буквы. Остальное уже смогут ребята более старших классов. Они ответят, что слово состоит из четырех звуков. Закончим с разбором. щ [щ’] – согласный звук, мягкий, глухой и непарный, у [`у] – гласный, ударный, к [к] – согласный звук, твердый, глухой и парный, а [а] – гласный, безударный Учитесь отлично!
Фонетический разбор слова ЩУКА будет таким: количество букв – четыре, количество звуков в слове также четыре. Слово состоит из двух слогов: ЩУ-КА. Ударение будет падать на первый слог. первая буква Щ дает звук [щ’] – это непарный, согласный, глухой, мягкий звук, вторая буква У дает звук [`у] – это ударный гласный звук, третья буква К дает звук [к] – это парный, согласный, глухой, твёрдый звук, четвертая буква А дает звук [а] – это гласный, безударный звук.
Слово “щука” очень простое слово с точки зрения фонетики, то есть слово не усложнено такими буквами, которые обозначают 2 звука, или знаками(мягкий знак, твердый знак). Запишем фонетическое слово(транскрипцию)-[щука],звук [щ] всегда мягкий в русском языке, не обязательно ставить знак мягкости [‘]. Итак: [щ]- согласный,глухой, мягкий , непарный [у]- гласный, ударный [к]- согласный,глухой, твердый, парный [а]- гласный, безударный 4 буквы, 4 звука
Фонетический (звуко-буквенный) разбор слова ” щука “.
- -й звук -Щ [щ’]-согласный, глухой, не имеет пары по звонкости-глухости, мягкий,
- -й звук -У [у]-гласный, ударный,
- -й звук -К [к]-согласный, глухой, имеет пару по звонкости-глухости, твердый,,
- -й звук -А [а]-гласный, безударный.
Щука характеристика звуков
- Лента комментариев
Начнем наше интернет — занятие по обучению грамоте с конкурса «Мастер скороговорки». Постарайтесь запомнить и сказать ЧЁТКО и по возможности быстро:
Два щенка, щека к щеке, щиплют щетку в уголке.
Отлично! Какой звук встретился в скороговорке? Верно, звук [щ`] .
Вы узнали этого героя…
Это Емеля, который поймал волшебную…. Щуку.
Кто из вас был на рыбалке? Покажите, как вы забрасываете удочку.
– Что вы делаете, когда клюет рыба?
– Начинаем «удить» слова со звуком [щ`] : услышали слово со звуком [щ`] , вытянули удочку.
Шея, ущелье, угощение, ошейник, шепот, плащ, щеки, шелест, щавель, шелк, шептать, щекотать, щелкунчик, честный, цапля, шоколад, щипать, щепка, шапка, щипцы, пищать, печать, гуща, куча, трещать, встречать.
– Посчитайте, сколько слов вы выудили. А какие еще слова вы могли поймать на удочку? Какой еще шипящий звук встретился в словах? Что вы о нем знаете?
Произнесите звук [щ`]. Дайте характеристику [щ`] .
ВАЖНО! Звук [щ`] – согласный, мягкий, ВСЕГДА МЯГКИЙ!
Звук [ш-ш-ш] протяжно звучит,
А [щ] прерваться спешит.
Звук [ш-ш-ш] мы можем тянуть,
А [щ] спешит улизнуть.
1. Сколько звуков [щ’] в поговорке: щи да каша – пища наша?
2. Употребление увеличительных суффиксов по образцу: Кулак – кулачище, сила – силище, рука — … , сапог — … , голос — … , ремень — … , топор — … , нога — … , глаза — … , нос — … , карман — … .
3. И г р а «Слоговой аукцион»
Продолжите слова слогами чу-щу.
Продолжите слова слогами ча-ща.
4. Доскажи словечко
Однажды мне сказали:
– Боимся мы щекотки
Сапожной строгой… (щетки)
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны… (плещут)
У меня пропал носок,
Медвежат под елкой… (ищет)
5. Чистоговорки
Ща-ща-ща – мы несем домой леща.
Ащ-ащ-ащ – мы надели плащ.
Щу-щу-щу – в чаще щуку поищу.
Щи-щи-щи – ты, мышонок, не пищи.
6.
Буква Щ пришла к нам в гости!
3. Раскрась обе буквы зелёным цветом с левой стороны рисунка. Заштрихуй букву по образцу. Найди и раскрась букву Щ с правой стороны рисунка.
4. Соедини с буквой Щ только те предметы, названия которых начинаются со [щ] .
5. Соедини все точки по порядку номеров и раскрась то, что получилось. Обведи в кружок все буквы Щ .
6 . И г р а «Буква потерялась». Найдите потерявшуюся букву:
– ука, ово – и, товари – и, ле –, – епка.
7. И г р а «Превращение слов»
Измените одну букву в словах: роща (роза), щенки (пенки), ищи (иди), щука (мука).
8. И г р а «Найдите слово в слове»
9. И г р а «Слоговое лото »
1. Прочитайте слоги и придумайте с ними слова: ща (щавель, щадить), ще (щегол, щенок), щу (щука, щупальца), щи (щи, щипать).
2. Составьте слова из слогов:
О т в е т : щука, роща, щека, щенок, щегол, клещи.
10. И г р а «Найди слова»
1. Ле с е н к а . 2. С к в о з н а я б у к в а
щ – – – щ –
щ – – – – щ –
щ – – – – – щ –
щ – – – – – – щ –
щ – – – – – – – щ –
щ – – – – – – – – щ –
Возможный вариант ответа: Возможный вариант ответа:
щи, щит, щука, щегол, гуща, чаща, лещи, тащу,
щавель, щекотка. роща, мощи.
11. И г р а «Дополните слово»
Давай сегодня сварим щи!
Слова такие отыщи,
Было щей немножко!
О т в е т: ищи, пищит, щипцы, ящик, клещи и др.
12. И г р а «Наборщик»
Составьте слова из букв слова товарищи.
О т в е т : товар, щи, ищи, вар, рот, ор, вот.
13.
Буква Щ поможет нам
Чистить зубы по утрам.
Возьми оранжевый или жёлтый карандаш и раскрась те части рисунка, которые отмечены буквой Щ .
14. Читаем…
15. Пишем…
16.
Стихи, потешки, загадки, скороговорки для закрепления произношения звука [щ]
***
Щенок такой тщедушный был!
Его я щами все кормил,
От злющей стужи защищал.
Щенок от радости пищал,
Еще бы! Он счастливый рос!
Теперь мой щен не щен, а пес —
Настоящий!
***
Два щенка щека к щеке
Щиплют щетку в уголке.
А у щетки половой
Палка есть над головой.
Палка — щелк щенков с плеча,
Два щенка ушли пища.
***
Плавниками трепеща
И зубаста, да тоща,
Пищи на обед ища,
Ходит щука вкруг леща!
Вот так штука!
***
Глазищи, усищи,
Хвостище, когтищи,
А моется всех чище.
Кто это? Кот-котище!
***
Ты нас, мама, не ищи —
Щиплем мы щавель на щи.
В роще, травы шевеля,
Мы нащиплем щавеля.
***
Щеткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.
***
Щука в речке жила,
Щеткой воду мела,
Щи варила для гостей,
Угощала пескарей.
Словарь
- Щебет — пение птиц
- Щедрость — свойство человека, который оказывает помощь другим.
Тема: «Звук [Щ]. Буква Щ»
Цели: закрепить навыки различения и произношения звука [Щ] в слогах, словах, фразах; уточнить артикуляцию, дать характеристику; упражнять детей в умении выделять звук [Щ] на фоне слова и из слова, отбирать картинки, придумывать слова с заданным звуком; закреплять умение определять позицию звука в слове; продолжать формировать звукослоговой анализ и синтез слов; упражнять в составлении предложений по опорным словам; познакомить детей с графическим образом буквы Щ; продолжать учить преобразованию слов; читать слова и предложения; развивать фонематический слух; развивать умение концентрировать внимание.
ХОД ОД
– Ребята, давайте возьмёмся за руки и для создания хорошего настроения улыбнёмся друг другу. А чтобы настроение стало ещё замечательнее, мы позовём солнечного зайчика.
Гимнастика для глаз «Солнечный зайчик»:
Солнечный мой заинька, маленький как крошка.
Прыг на носик, на плечо. Ой, как стало горячо!
Прыг на лобик и опять на плече давай скакать.
Вот закрыли мы глаза, а солнышко играет.
Щечки теплыми лучами нежно согревает!
Сообщение темы.
– Прежде чем начать занятие, мы проверим наш почтовый ящик (находим письмо от Деда Буквоведа). Прочитайте, от кого это письмо.
Письмо от Деда Буквоведа
– Ребята, Дед Буквовед сообщает нам плохую весть. Чудище похитило новую букву, с которой мы должны были сегодня познакомиться. Нам надо её найти. Для этого мы должны угадать, что это за буква. А поможет нам стихотворение.
Два щенка щека к щеке
Щиплют щетку в уголке.
Да у щетки половой
Палка есть над головой.
Палка щелк щенков с плеча,
Два щенка ушли ворча.
– Вы догадались, какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении? Правильно, это звук [Щ], который на письме обозначается буквой Щ. Значит, мы должны найти сегодня букву…Щ. А чтобы найти эту букву мы сначала познакомимся поближе со звуком [Щ]. Садитесь за столы, возьмите зеркала и произнесите отчетливо звук [Щ].
Артикуляция звука [Щ] (Губы выдвинуты вперёд, между резцами небольшая щель, кончик языка приподнят к альвеолам, образует с ними щель. Передняя часть языка более выдвинута вперёд по сравнению с Ш. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Средняя часть спинки языка приподнята к твёрдому нёбу, задняя часть спинки, по сравнению с Ш, более продвинута вперёд. По средней линии языка образуется продольный канал, по которому проходит струя выдыхаемого воздуха.)
Характеристика звука [Щ] (согласный, всегда мягкий, глухой).
Дифференциация звука [Щ] от других звуков, в слогах, словах.
– Я буду произносить звуки и слоги, а вы, если услышите звук [Щ] хлопните в ладоши.
Речевая зарядка «Не зевай, лови мяч и повторяй» (проговаривание слоговых рядов). Ащ-ощ-ущ-ищ, ща-що-щу-щи, аща-ощо-ущу-ищи; щка-щко-щку-щки; щма-щмо-щму-щми и т.д.
-А у меня есть палочка-отвечалочка. Кому палочка в руки попадёт, тот слово со звуком «Щ» назовёт (дети придумывают слова с данным звуком).
Определение места звука в слове, звуковой анализ слов.
– Ребята, мы так увлеклись, что забыли о том, что нам нужно найти букву Щ. Дед Буквовед отправил нам помощников. И к нам спешит на помощь первый помощник, кто это – правильно это сказочный Щенок (иллюстрация).
– Щенок нам подскажет дорогу, если мы выполним его задание. На доске картинки со звуком [Щ]. Дети выбирают себе по картинке и определяют место звука «Щ» в названиях картинок. И Щенок отправляет нас к следующему герою.
Этот герой – волшебная Щука (иллюстрация).
Деление слов на слоги.
– И Щука приготовила нам задание, которое называется: «Простучи слово» (дети делят слова на слоги, простукивая их с помощью музыкального молоточка).
– Молодцы и с этим заданием справились!
Составление предложений.
-Щука хочет еще немного поиграть с вами, и она предлагает вам еще одно задание: придумать весёлые предложения про наших помощников (дети придумывают предложения).
– Щуке очень понравились ваши предложения, поэтому она расскажет нам где Чудище спрятало букву.
– Буква в сундучке и нам надо его найти. (Дети находят сундучок и спрятавшееся Чудище).
Логопед: Нашёлся сундучок и Чудище здесь.
Ты зачем букву похитило?
Чудище: Я хотело, чтобы у меня была своя буква Щ, ведь в моём имени она есть, а я даже писать её не умею.
Логопед: Но ребята тоже должны знать эту букву, иначе они не смогут читать и писать слова с буквой Щ. Ребята, скажите, как без буквы Щ вы напишите имя Чудище (дети: «Чудие»).
Чудище: Ой, как некрасиво получилось.
Логопед: Тебе не нравится?! Тогда попроси у ребят прощение и верни букву.
Чудище: Извините, ребята. Сейчас я отдам вам букву, она у меня в сундучке. (Чудище достаёт букву и отдаёт её детям)
Логопед: Вот и молодец! Ребята, а пусть Чудище у нас на занятии посидит и поучит вместе с нами букву Щ (Чудище остаётся).
Знакомство с буквой Щ.
– Ребята, кто расскажет Чудищу, чем отличается звук от буквы (ответы детей)
– Посмотрите, вот буква Щ. На что она похожа?
На расческу Щ похожа.
Три зубца всего? Ну что же!
Хватать, глотать умеют щуки –
Другой не нужно им науки!
Буква Щ поможет нам
Чистить зубы по утрам.
– Из каких элементов она состоит (Из трех больших вертикальных палочек и одной большой горизонтальной, одной маленькой горизонтальной и одной маленькой вертикальной палочек). Встаньте и напишите эту букву в воздухе, а теперь правой рукой на левой ладошке и наоборот, и ещё на спинках друг у друга. Печатание буквы в тетради.
Работа в кассах, преобразование слов.
– На верхнюю полоску выложите слово Щи, а как сделать так, чтобы из слова Щи получилось слово Щит, а из слова Щит – Щип.
Чтение предложений
– И последнее задание от Щенка и Щуки находится в конвертах. В этих конвертах – слова. Ваша задача составить из этих слов предложения и прочитать их.
Итог занятия.
– Вот мы и познакомились со звуком и буквой Щ. Что вы можете сказать про этот звук?
Назовите слова со звуком [Щ].
-Чудище, тебе понравилось с нами заниматься? Тогда приходи к нам ещё, а мы с ребятами хотим подарить тебе букву Щ, чтобы у тебя была своя буква.
Чудище: Вот спасибо!
– Ребята, вы сегодня старались, внимательно слушали, хорошо отвечали, все были молодцы!
Разработка урока по обучению грамоте ” «Звук [щ’], буквы Щ, щ».
ГБОУ «Антрацитовская общеобразовательная школа I-III ст. № 6» ЛНР
Методическая разработка урока по обучению грамоте
«Звук [ щ’], буквы Щ, щ»
Подготовила учитель начальных классов:
Славинская
Лариса Григорьевна
АНТРАЦИТ
2018-2019 уч.год
Тема: « Звук [щ’], буквы Щ, щ » .
Цели: п ознакомить с согласным звуком [щ’], буквами Щ, щ; р азвивать фонетический слух и культуру звукопроизношения, отрабатывать навык звукового анализа слов; р азвивать речь, внимание; в оспитывать трудолюбие, доброту, интерес к чтению и культуру учебного труда.
Ход урока
1. Самоопределение к деятельности.
Прозвенел звонок для вас,
Вы вошли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Тихо сели. Спинки прямо.
Все с улыбкою вздохнём
И наш урок начнём.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
1. Речевая зарядка
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно
Ребята, повторим все звуки какие мы знаем (паровозик)
Выполним упражнения, чтобы разбудить наш ротик.
2.Развитие чёткости произношения
Летела муха около уха: Ж-Ж-Ж.
Море шумело: Ш-Ш-Ш .
Летела оса около носа: С-С-С.
Летел комар и звенел: 3-3-3.
Сел на лоб, мы его хлоп –
3. СЛОГОВИЦА
Б К З С Т Р М Н В З Р Ш Л Н Х
1-й ряд прочитает образует слоги-слияния со звуком [а]
2-й ряд со звуком [о]
3-й ряд со звуком [и]
4. Прочитывание слогов –невидимок (слов предыдущего урока)
ВО_БЕ _ (воробей) _ Н_РУ (кенгуру)
ЗОО _ РК (зоопарк) К_КО_Л (крокодил)
_ РЖ (морж) _СТЬ (кость)
П_ НО(пшено) _НЬ(тень)
III .Формирование новых знаний и умений
1. Работа по сказке
Едет парень на печи.
Едет прямо во дворец.
Кто же этот молодец?
– Знаком ли вам этот сказочный герой?
– Из какой он сказки?
– Вспомните, кого выловил Емеля в проруби?
– Почему Емеля отпустил щуку обратно в воду?
-Что случилось с героем потом?
-Какой был Емеля? (ленивый, не хотел трудиться)
– Почему щука не наказала Емелю как золотая рыбка? ( у него не было корысти)
– Попросим и мы щуку исполнить наше желание.
Научиться читать новый звук.
3. Отработка нового звука
Учитель :
Щуку я тащу, тащу.
Щуку я не упущу.
Щука плавает кругами.
Щука щёлкает зубами.
Ну и зубы – как пила!
Где такие ты взяла?
Какой незнакомый звук вы услышали?
Научимся произносить её правильно
Щуку я тащу,тащу,
Щуку я не упущу.
Какую букву мы будем изучать на уроке?
4. Игра в слова на букву Щ
Согласный, глухой, мягкий, непарный
Какого звуковичка выберем? Зелёного
Ф/м
Наш Емеля потянулся
Раз нагнулся, два нагнулся
Руки в стороны развёл,
Видно щуки не нашёл.
Чтобы щука приплыла,
Букву новую дала.
Нужно важное сказать:
«По щучьему велению, по нашему хотению
Ну-ка буква появись,
С нами всеми подружись!»
IV .Применение полученных знаний и умений
1. Знакомство с буквой
Эта буква звонко лает,
В битве воина спасает,
Чистит зубы, чистит пол,
А в обед — спешит на стол.
2 . Работа в тетради по печатанию
Щ щ
3. Чтение слогов с новой буквой
Щ А Щ У Щ Ё Щ Е Щ И
Ребята, а каких гласных звуков мы не прочитали с Щ . Верно, буква щ не дружит с ы, ю, я. Хотите узнать почему.
Сказка про шипящие.
Жили-были на свете шипящие ж, ш, ч, щ . А неподалеку жили гласные у, ю, ы, и, а, я. Жили очень дружно, и вот однажды решили буквы поиграть в прятки, выпало в о дить шипящим, остальные побежали прятаться, сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать будут, но шипящие во все щели заглянули хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже многих, вот только никак не могут найти три гласные ы, ю, я . Искали – искали, с ног сбились, до вечера проискали, и вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят, что ы, ю, я как ни в чем не бывало сидят, смеются, смотрят телевизор, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие – с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе.
Поэтому мы и запоминаем написание Жи-ши,ча-ща,чу-щу
4. Работа над звуковой схемой слова ЩУКА
Давайте произнесём ещё раз слово ЩУКА. Сколько слогов в этом слове? Какие слоги-слияния мы слышим?
1-й слог ЩУ. Из каких звуков он состоит? Верно [Щ’] и [У]. Дадим характеристику звуку [Щ’] (согласный, глухой, мягкий, неапарный). [У]-гласный, ударный.
2-й слог КА. Из каких звуков он состоит? [К] и [А]. Дадим характеристику звуку [К] (согласный, глухой, твёрдый, парный). [А]-гласный, безударный.
ЩУ КА
5. Работа над составлением предложения.
Давайте составим предложение про Емелю и щуку.
Печатаем предложение с этим словом.
Емеля поймал щуку. |_ _ _.
Ф/м
Ах, как долго мы писали, Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)
Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево – вправо.)
Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)
Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)
В классе радугу построим, вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх – влево.)
Вправо, влево повернем, а потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)
Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать им.)
6. Чтение Азбуки с.62
1.Хоровое чтение скороговоркив медленном и быстром темпе.
2.Чтение слогов с.63
3.Чтение слов с новой буквой с.63
4.Чтение стихотворения Г. Виеру
-найти предложение с восклицательным знаком и прочитать с верной интонацией;
-найти предложение с вопросительным знаком и прочитать;
– найти слова с новой буквой.
V . Рефлексия