San-lider.ru

Общая характеристика надкласс рыбы таблица

Надкласс Рыбы. Характеристика, внешнее и внутреннее строение, системы органов

Надкласс рыб относится к той группе организмов, которые находятся в состоянии выраженного биологического прогресса. Насчитывается около 20 тыс. видов рыб, обитающих в морях и пресных водах.

Возникновение рыб было связано с появлением ряда ароморфозов:

  • черепа — вместилища для головного мозга;
  • челюстей, обеспечивающих активный захват добычи;
  • парных плавников, обеспечивающих большую подвижность;
  • прогрессивного развития центральной нервной системы.

Рыбы — животные, приспособленные к узким, довольно однообразным условиям жизни — водной среде, обитая в которой они дифференцировались на большое число видов.

Характерные черты рыб рассмотрим на примере окуня. В нашей стране он обитает повсеместно (за исключением озера Балхаш и Дальнего Востока) в реках, озерах, водохранилищах и проточных прудах. Форма тела окуня, как и большинства других видов рыб, обтекаемая, что позволяет ему лучше преодолевать сопротивление воды.

В теле рыбы различают три отдела:

Условной границей между головой и туловищем является задняя часть жаберных крышек, а между туловищем и хвостовым отделом — анальное отверстие.

Внешнее строение

Покровы и окраска тела. Все тело окуня, за исключением головы, покрыто костными чешуйками. Они располагаются правильными рядами. Своим передним краем чешуйки погружены в кожу, а задним налегают на чешуйки следующего ряда. Чешуя является защитным покровом и не мешает движениям тела рыбы.

Сверху чешуйки покрыты тонкой кожицей, одноклеточные кожные железы которой выделяют обильную слизь. Слой слизи уменьшает трение тела рыбы при плавании и защищает ее от возбудителей бактериальных и грибных болезней.

Внешнее строение рыб

Брюхо окуня светлее, чем спина. Это имеет приспособительный характер, так как окунь меньше заметен снизу, на светлом фоне поверхности воды и сверху — на темном фоне дна. В озерах с темным дном обитают окуни с темной окраской, а в водоемах со светлым песчаным дном — светлые, что является следствием отбора и выживанием наиболее приспособленных к конкретным условиям среды.

Зеленоватый цвет окуня и вертикальные темные полосы на его теле помогают ему быть менее заметным в зарослях, где он часто затаивается. Покровительственная окраска позволяет лучше подкарауливать добычу и скрываться от врагов.

Скелет и мускулатура рыб

Скелет окуня состоит из черепа, позвоночного столба и скелета конечностей (плавников). В состав черепа входит два отдела — мозговой и жаберно-челюстной:

  • В мозговом отделе черепа помещаются головной мозг, органы обоняния, зрения и слуха;
  • жаберно-челюстной отдел состоит из костей верхней и нижней челюстей, подъязычной и жаберной дуг и жаберных крышек.

Строение скелета рыб, на примере окуня

Позвоночный столб разделяется на туловищный и хвостовой отделы. Он состоит из 39-42 позвонков. Различают позвонки туловищные и хвостовые. Каждый позвонок имеет тело, со спинной стороны к которому примыкает верхняя дуга с остистым отростком. Между соседними телами позвонков сохраняются остатки хорды.

Спинной мозг находится в канале, образуемом верхними дугами позвонков. В туловищном отделе от позвонков отходят ребра, а в хвостовом отделе имеются нижние дуги с нижними отростками. В скелет парных плавников выходят пояса и костные лучи, а непарных — только костные лучи. Имеется два пояса: плечевой и тазовый.

Мускулатура. Основная масса мышц у окуня расположена в виде отдельных сегментов, которые соединяются между собой волокнистыми прослойками. Имеются и специализированные мышцы (мышцы грудных и брюшных плавников, жаберной крышки, мышцы, двигающие челюсти, глаза). Поступательное движение осуществляется за счет работы мышц хвостового плавника.

Системы внутренних органов

Пищеварительная система. Пищеварительный канал начинается ротовым отверстием, которое ведет в ротовую полость. На челюстях и других костях ротовой полости окуня находятся многочисленные недифференцированные зубы, служащие лишь для захвата и удержания добычи. Далее идут пищевод, желудок и кишка, заканчивающаяся анальным отверстием. Имеется печень. Поджелудочная железа развита слабо.

Пищеварительная система рыб

Плавательный пузырь у окуня, как и у многих других видов рыб, является гидростатическим аппаратом. Он представляет собой тонкостенный вырост кишки, который у личинок окуня и некоторых видов рыб (карп, плотва) соединяется в течение всей жизни с кишкой небольшой трубочкой.

Связь плавательного пузыря с кишкой у взрослого окуня утрачена. Пузырь расположен над кишкой и заполнен газом, в состав которого входят кислород, углекислый газ и азот. Стенки пузыря пронизаны многочисленными кровеносными сосудами, через которые кровь выделяет или поглощает газ.

Плавательный пузырь у рыб

При погружении или всплывании рыбы количество газа может увеличиваться или уменьшаться, и таким образом регулируется плотность тела рыбы. Так как в плавательном пузыре много кровеносных сосудов, образующих местами капиллярные скопления, то он может служить некоторым зарывающимся в ил рыбам для газообмена.

Органы дыхания у рыб представлены жабрами, состоящими из жаберных дуг, жаберных лепестков и жаберных тычинок. Жаберные тычинки являются цедильным аппаратом, препятствующим выскальзыванию проглоченной добычи через жаберные щели.

Органы дыхания у рыб

Жаберные лепестки наподобие бахромы покрывают жаберные дуги. Лепестки у живой рыбы имеют ярко-красный цвет, из-за просвечивания множества мелких кровеносных сосудов. В жаберных лепестках происходит газообмен. Нежные жабры снаружи прикрывают жаберные крышки.

Органами выделения являются почки. По двум мочеточникам моча попадает в мочевой пузырь, который открывается наружу позади заднепроходного отверстия.

Кровеносная система у рыб представлена одним кругом кровообращения. В сердце поступает только венозная кровь. Сердце у рыб двухкамерное. Оно состоит из предсердия и желудочка. В жабрах кровь насыщается кислородом.

Кровеносная система рыб

Нервная система у рыб. Центральная нервная система у окуня состоит из головного и спинного мозга. Головной мозг представлен типичными для позвоночных пятью отделами (передним, промежуточным, средним, мозжечком и продолговатым мозгом), но он имеет еще примитивное строение. Передний мозг развит слабо. Он служит высшим обонятельным центром. Средний мозг достигает наиболее крупных размеров. Хорошо развит мозжечок, что связано со сложной координацией движений.

Читать еще:  Закидушка

Нервная система рыб

33. Тип Хордовые. Надкласс Рыбы.

127. Зарисуйте схему внешнего строения рыбы. Подпишите её основные части.

128. Перечислите особенности строения рыбы, связанные с водным образом жизни.
1) Обтекаемая торпедообразная форма тела, сплющенная в боковом или в спинно-брюшном (у придонных рыб) направлениях. Череп неподвижно соединен с позвоночником, который имеет только два отдела — туловищный и хвостовой.
2) У костных рыб имеется специальный гидростатический орган — плавательный пузырь. В результате изменения его объема изменяется плавучесть рыбы.
У хрящевых рыб плавучесть тела достигается накоплением в печени, реже в других органах, запасов жира.
3) Кожа покрыта плакоидной или костной чешуей, богата железами, обильно выделяющими слизь, которая уменьшает трение тела о воду и выполняет защитную функцию.
4) Органы дыхания — жабры.
5) Двухкамерное сердце (с венозной кровью), состоящее из предсердия и желудочка; один круг кровообращения. Органы и ткани снабжаются артериальной кровью, богатой кислородом. Жизнедеятельность рыб зависит от температуры воды.
6) Туловищные почки.
7) Органы чувств рыб приспособлены к функционированию в водной среде. Плоская роговица и почти шаровидной формы хрусталик позволяют рыбам видеть только близко расположенные предметы. Обоняние хорошо развито, позволяет держаться в стае и обнаруживать пищу. Орган слуха и равновесия представлен только внутренним ухом. Орган боковой линии позволяет ориентироваться в потоках воды, воспринимать приближение или удаление хищника, добычи или партнера по стае, избегать столкновения с подводными предметами.
8) У большинства – наружное оплодотворение.

129. Заполните таблицу.

Системы органов рыб.

130. Рассмотрите рисунок. Напишите названия отделов скелета рыбы, обозначенных цифрами.

1) кости черепа
2) позвоночник
3) лучи хвостового плавника
4) ребра
5) лучи грудного плавника
6) жаберная крышка

131. На рисунке цветными карандашами раскрасьте органы пищеварительной системы рыбы и подпишите их названия.

132. Зарисуйте и подпишите части кровеносной системы рыбы. Каково значение кровеносной системы?

Кровеносная система рыб обеспечивает движение крови, которая доставляет к органам кислород и питательные вещества и удаляет из них продукты обмена веществ.

133. Изучите таблицу «Надкласс Рыбы. Строение окуня». Рассмотрите рисунок. Напишите названия внутренних органов рыбы, обозначенных цифрами.

1) почка
2) плавательный пузырь
3) мочевой пузырь
4) яичник
5) кишечник
6) желудок
7) печень
8) сердце
9) жабры.

134. Рассмотрите рисунок. Подпишите названия отделов головного мозга рыбы и частей нервной системы, обозначенных цифрами.

1) головной мозг
2) спинной мозг
3) нерв
4) передний мозг
5) средний мозг
6) мозжечок
7) продолговатый мозг

135. Объясните, чем отличается строение и расположение нервной системы рыб от нервной системы гидры и жука.
У рыб нервная система намного более развита, чем у гидры и жука. Есть спинной и головной могз, состоящий из отделов. Спинной мозг расположен в позвоночнике. У гидры нервная система диффузного характера, то есть состоит из разбросанных в верхнем слое тела клеток. У жука имеется брюшная нервная цепочка, с расширенным огологлоточным кольцом и надглоточным ганглием в головном конце тела, но мозг как таковой отсутствует.

136. Выполните лабораторную работу «Внешнее строение рыбы».
1. Рассмотрите особенности внешнего строения рыбы. Опишите форму её тела, окраску спины и брюшка.
Рыба имеет обтекаемую продолговатую форму тела. Цвет брюшка – серебристый, спина более темная.
2. Сделайте рисунок тела рыбы, подпишите его отделы.
См. вопрос №127.
3. Рассмотрите плавники. Как они расположены? Сколько их? Подпишите на рисунке названия плавников.
Плавники у рыбы парные: брюшные, анальные, грудные и непарные: хвостовой и спинной.
4. Рассмотрите голову рыбы. Какие органы чувств на ней расположены?
На голове у рыбы находятся глаза, вкусовые почки в ротовой полости и на поверхности коже, ноздри. В головном отделе имеются 2 отверстия внутреннего уха, на границе между головой и туловищем находятся жаберные крышки.
5. Под лупой рассмотрите чешую рыбы. Подсчитайте линии годового прироста и определите возраст рыбы.
Чешуя костная, полупрозрачная, покрыта слизью. Количество линий на чешуе соответствует возрасту рыбы.
6. Выпишите особенности внешнего строения рыбы, связанные с водным образом жизни.
см. вопрос №128

Рыбы — классификация в биологии и особенности внутреннего и внешнего строения

Тема «Рыбы» в биологии является одной из самых обширных в курсе, так как эта группа насчитывает около тридцати видов и относится к беспозвоночным.

Этих животных можно встретить в любом водоеме в мире: как в пресных, так и в соленых.

Надкласс «Рыбы» – общая характеристика

Это представители парафилетической группы. То есть они имеют принадлежность к одному древнему виду, но не все современные потомки принадлежат к одному надклассу.

Рыбы относятся к животным, но следует понимать, что это группа водных живых организмов с характерной системой жаберного дыхания. В процессе эволюции они приобрели разнообразный облик. На это повлияло то, что условия жизни в разных водоемах сильно отличаются, потому сегодня мы имеем дело с огромным количеством внешне непохожих позвоночных.

По месту обитания все рыбы делятся на такие виды:

  1. Пресноводные (живут только в пресной воде: реки, озера, ручьи и другие).
  2. Солоноватые (встречаются только на определенных участках морей, например, обитают в устьях рек).
  3. Морские (представители, которые живут в морях: акулы, камбала и другие).
  4. Проходные (те виды, которые обитают в соленой воде основную часть времени, а размножаются в пресной воде, например, осетр и лосось).

Эти животные могут жить на разных уровнях водоемов – от самого дна (например, скаты) до верхних слоев воды (анчоус, скумбрия).

Главные признаки рыб

Эти животные отличаются некоторыми особенностями внешнего вида:

  1. Форма тела обтекаемая.
  2. Рыбы чаще всего полностью покрыты чешуей (примеры рыб без чешуи: сом, скумбрия, акула, осетр, угорь и другие. Обычно такие виды обитают в иле и питаются падалью).
  3. Наличие плавников, которые отвечают за возможность двигаться.
  4. Жабры.
  5. Плавательный пузырь.
Читать еще:  Клев щуки самара

Рыб отличают плавность, некоторая грациозность движений и характерные изгибы тела.

Какие бывают рыбы – классификация и описание

Надкласс Рыбы делится на два класса: Хрящевые рыбы и Рыбы, которые в свою очередь разделяются на подклассы.

Подклассы Хрящевых рыб:

  1. Акулы. Их отличительные черты — это удлиненное строение туловища, большой хвостовой плавник и сильные зубы на обеих челюстях.
  2. Скаты. Плоское строение тела, плавники и голова представляют одно целое, челюсть, жабры и ноздри расположены на нижней части тела, которая имеет светлый окрас.

Подклассы, на которые подразделяется класс Рыбы:

  1. Кистеперые. Имеют плавник с мышечной лопастью. На сегодняшний день насчитывается всего два рода этого подкласса.
  2. Лучеперые. К этому подклассу относятся большинство видов рыб.
  3. Костно-хрящевые. Их скелет состоит из хрящей, но вдоль тела есть костные пластины, а голова покрыта костями. Эта разновидность рыб имеет одну особенность – они сохраняют хорду всю жизнь.

Внешнее строение рыб

Эти животные имеют вытянутое, часто плоское тело обтекаемой формы, но у них можно легко различить голову, тело и хвост. Такое строение, показанное на рисунке, позволяет уменьшать сопротивляемость воды.

Есть два вида плавников у этих животных: парные (грудные и брюшные) и непарные (спинные, хвостовой и подхвостовой, который часто называют анальным).

Некоторые отряды рыб покрыты чешуей костного происхождения, а их кожа двухслойная, покрыта слизью. По кольцам можно узнать возраст животного, так как рост чешуи не прекращается.

Сбоку на туловище находятся каналы, которые ощущают колебание воды, и рыба таким образом определяет течение, давление, наличие препятствий и воспринимает звуки.

Впереди располагается пасть, ноздри, глаза (с плоской роговицей и круглым кристалликом). Интересно, что данные животные видят только на очень недалеком расстоянии, но могут различать цвета. По бокам головы также расположены внутренние уши и орган равновесия.

Кровеносная система

Имеется всего один круг кровообращения. А сердце имеет всего два отдела: желудочек и предсердие. Рассмотрим данную систему подробнее.

Основные органы кровеносной системы:

  • двухкамерное сердце;
  • спинная аорта;
  • брюшная аорта;
  • капилляры;
  • артерии;
  • вены.

Кровь от сердца движется к жабрам, где насыщается кислородом, затем она поступает в спинную аорту и далее распределяется по сосудам и капиллярам. Потом кровь снова возвращается по венам к сердцу, замыкая круг.

Дыхательная система

Жабры – это главный дыхательный орган.

Их строение может отличаться в зависимости от вида, например:

  1. Костистые: у них жабры костистые и подвижные и располагаются парами на жаберных дугах.
  2. Хрящевые: жабры открываются наружу благодаря специальным перегородкам.
  3. Двоякодышащие: дополнительно имеют плавательный пузырь, который является своеобразным легким. К этому виду относятся почти все типы данных животных.

Жабры не только выполняют свою прямую функцию дыхания, но через них выделяется из организма животного аммиак и мочевина, то бишь продукты метаболизма.

Нервная система

Эта система состоит из двух отделов: головного и центрального мозга.

Позвоночный отдел во много раз превышает по размеру головной мозг, который в свою очередь состоит из пяти частей: мозжечка, продолговатого мозга, среднего мозга, переднего и промежуточного.

Рассмотрим их внимательнее:

  • мозжечок: управляет движениями;
  • средний мозг: отвечает за анализ зрительных образов;
  • передний мозг: контролирует обоняние;
  • продолговатый: регулирует слух, пищеварение и кровообращение;
  • промежуточный: согласовывает работу всех систем организма рыбы.

Нервная система состоит не только из мозга, но и из нервных окончаний (нервов). Это называется периферической нервной системой.

Есть ли память у рыб

Да, у них есть память. Информация хранится в мозге, так как благодаря этому они могут выживать, питаться, двигаться и совершать многие другие функции.

Разберем какие данные сохраняются:

  • смена времен года;
  • опасные места;
  • места спячки;
  • направление течения;
  • точки питания и другое.

Из этого списка легко сделать вывод, что для водных хребетных память — это важная функция для выживания.

Пищеварительная система

Она представляет собой систему из пищеварительных желез и пищеварительного тракта. В свою очередь пищеварительный тракт делится на пять отделов.

Анатомия пищеварительного отдела:

  • рот (язык у рыб отсутствует);
  • глотка;
  • пищевод;
  • желудок;
  • кишечник.

Эти части могут отличаться в зависимости от подкласса рыбы, места ее обитания и ее рациона.

Что едят рыбы

Рацион отличается в зависимости от принадлежности к тому или иному подвиду.

Например, рыбы-хищники поедают рыбу, моллюсков, насекомых, птиц и даже мелких млекопитающих, случайно попавших в воду (например, щука может поймать белку у кромки воды). А другие, более мелкие хищники, едят червей, личинок, водоросли и планктон.

Выделительная система

Эта система состоит из красно-бурых почек, которые находятся сбоку от позвоночника. Сюда через кровь поступают продукты метаболизма, и почки отфильтровывают все отходы жизнедеятельности.

Далее сформировавшаяся моча выводится из тела через специальное отверстие, которое находится следом за анальным.

Ректальная железа отвечает за вывод солей. Она выделяет специальный секрет. Жабры тоже участвуют в выделительных процессах.

Размножение

Этот процесс называется нерест.

В яичниках самок созревают яйцеклетки, а в семенниках самцов формируются сперматозоиды. Самки мечут яйцеклетки (икру) в воду, а самцы обливают их семенной жидкостью, вследствие чего происходит оплодотворение. Такой способ называют наружным. Далее формируются зародыши и позже появляются личинки, которые потом подрастают и превращаются в мальков.

Заключение

Рыбы встречаются по всем уголкам земли, их разнообразие поражает воображение, они проживают, как в пресных водах, так и в соленых. Это самые древние представители водных хордовых животных. Многие виды приспособлены к разведению в неволе, но некоторые могут находиться только в природных условиях.

Урок биологии по теме “Надкласс Рыбы.Общая характеристика.Внешнее строение рыб.”
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме

Методическая разработка используется при изучении темы “Тип Хордовые. Подтип Черепные.Надкласс Рыбы” на первом уроке в 7 классе. Урок дан с лабораторной работой “Внешнее строение и особенности передвижения рыбы “.

Читать еще:  Как вкусно приготовить карася с картошкой

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok_biologiya_7b.doc 41 КБ
stroenie_ryby.ppt 1.51 МБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии по теме

«Надкласс Рыбы. Общая характеристика. Внешнее

Абрамова Татьяна Тимофеевна, учитель биологии

Познакомить учащихся с представителями нового класса животных.

Образовательная . Раскрыть особенности внешнего строения рыб в связи с жизнью в водной среде. Показать единство приспособительной

организации рыб и условиями жизни в воде. Отметить относительность

Развивающая. Развивать речь, обогащать активный словарный запас, отвечать на проблемные вопросы. Развивать умения и навыки самостоятельной работы, умение работать с индивидуальными и дифференцированными заданиями.

Воспитательная. Формировать бережное отношение к природе.

Формировать основы экологического сознания.

Словесный : беседа, рассказ учителя, сообщения учащихся, чтение текста

Наглядный: работа с таблицами, просмотр фрагмента видеофильма.

Практический и частично-поисковый: лабораторная работа, оформление

результатов работы в рабочей теради.

Форма организации учебной деятельности учащихся: коллективная,

Таблицы «Тип Хордовые.Класс Рыбы», «Многообразие рыб», «Ланцетник».

Живые аквариумные рыбы в банках с водой на каждый стол, чешуя рыбы.

Модель рыбы «Речной окунь», ручные лупы, цветные мелки, трафареты

рыб из картона, рабочие тетради с печатной основой ( п/о ).

Основные термины и понятия (на доске): голова ,туловище, хвост, кожа, чешуя, слизистые железы, плавники: непарные и парные; боковая линия, челюсти, ноздри, глаза, гидробионты.

Основное содержание урока:

1)Общие признаки хордовых животных.

2)Краткая характеристика надкласса Рыбы.

3)Среда обитания рыб . Различные экологические группы рыб.

4)Внешнее строение рыб в связи с водной средой обитания.

1)Проверка знаний учащихся об общих признаках животных типа Хордовые.

1.К доске выходят два ученика: первому дать задание нарисовать цветным мелом схему строения хордового животного и подписать на ней все его органы.

2.Второй ученик чертит схему «Систематика хордовых» (до классов)

3.Беседа с классом : какой тип животных начали изучать? Какое животное из этого типа было рассмотрено ?По каким признакам ланцетника относят к хордовым?

4.Ученик проверяет выполненную на доске схему строения хордовых ?Назовите общие черты организации хордовых?

5.Второй ученик рассказывает о систематике хордовых. Необходимо объяснить ,почему тип делится на подтипы?

В чем состоят особенности организации с их условием существования и образом жизни.

6.Дать характеристику ланцетнику ,как низшему хордовому животному.(указать характерные черты).

7.Подписать указанные органы и части тела ланцетника (красный цвет-хорда ,синий- нервная система, желтый- пищеварительная трубка.)

Предлагается рисунок без подписей: хорда ,нервная система,спинной и хвостовой плавник, рот с щупальцами, жаберный плавник, глотка, печеночный вырост, кишка, анус, спинной и брюшной кровеносные сосуды , жаберные артерии.

8.Работа по карточкам (тестирование на листках)

Проверка знаний, запись в тетрадях.

Каковы характерные признаки типа Хордовые?Какие существуют различия между ланцетником и беспозвоночными животными? Таким образом ,ланцетник занимает промежуточное положение между позвоночными и беспозвоночными .

Изучение нового материала:

Сегодня мы начинаем с вами изучать новую группу животных. Как вы думаете какую? Просмотр фильма ( 3минуты ) . Тема урока в тетради. Назовите цели нашего урока, используя термины и понятия ,написанные на доске?

Рыбы- наиболее древние позвоночные животные ,исконные обитатели водной среды в которой жили и все их предки ,начиная с первичных организмов и в которой исторически сложился тип хордовых животных, т.е.они гидробионты. Рыбы, как первичноводные позвоночные дают нам ключ к пониманию строения более примитивных хордовых. Из всех примитивных хордовых костистая рыба наиболее доступна для изучения.

Рыбы отличаются самым большим разнообразием в мире позвоночных животных .Число видов превышает 22000 . Рыбы отличаются по размерам , окраске , строению, физиологии . Длина тела может быть меньше 1см(7мм).

Бычок филлипинский –этих рыбок в одно время модницы носили в хрустальных серьгах-аквариумах.

В какой воде обитают рыбы?

Среда обитания рыб- различная: океаны, моря, реки, озера, пруды(морская, пресная вода). В зависимости от мест обитания рыб подразделяют на экологические группы (пресноводные, проходные, солоноватые и морские).

В разнообразном подводном мире каждый вид рыб обитает в тех местах, к которым он лучше всего приспособлен, где можно найти пищу, укрытия и места для размножения.

Многообразие условий жизни в воде повлияло на облик рыб и способствовало большему разнообразию форм их тела: появлению множества приспособлений к условиям обитания ,как в строении, так и в биологических особенностях. Чем обусловлено такое разнообразии форм? Какие приспособления для жизни в воде имеют рыбы?

Мы пришли к выводу, что многообразие условий жизни в воде повлияло на облик рыб и способствовало большему разнообразию форм их тела, множеству приспособлений к условиям обитания. Но есть общие признаки во внешнем строении рыб ,которые позволяют им жить в водной среде.

Начинаем исследовательскую работу:

Лабораторную работу будем выполнять по группам (стр154лр.6 п/о №2.)

1)Группа «Внешнее строение рыб».Признаки и форма тела, покровы .

2)Группа «Органы, расположенные на голове»(жаберные крышки, у акулы жаберные щели, органы, расположенные на туловище. (Таблица ,стр. 7,№2)

3)Органы передвижения (непарные ,парные).

4)Рассмотреть чешую ,что по ней можно определить? (Сообщение-доклад, «Акула») .

5)Органы боковой линии,ощущают направление тока воды, глубину погружения и силу течения.

6)Почему даже в мутной воде рыба не натыкается на предметы? При помощи боковой линии рыба ощущает приближение к предметам.

7)Органы чувств рыб (таблица на слайде). Органы обоняния (обоняние у акул).

9)Зарисуйте внешний вид рыбы. Подпишите части тела (п/о стр.6).

10)Перечислите факторы водной среды.

  1. Перечислите особенности внешнего строения рыбы , связанные с её водным образом жизни. Вопросы по порядку в инструкции к лабораторной работе.

Могут ли рыбы жить вне воды?Если нет, то почему?

ВЫВОД : В связи с жизнью в воде у рыб образовались специальные приспособления :торпедообразная форма тела, чешуя, слизь, плавники, жабры , боковая линия. Эти приспособления относительны т.к. полезны только в воде. Вне воды рыбы не могут передвигаться ,питаться, чувствовать запахи, двигаться.

  1. Кроссворд. Рыбы- позвоночные животные ,обитающие в воде и передвигаются с помощью …………

Ихтиология – наука о рыбах.

Домашнее задание №31,оформить лабораторную работу.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector