San-lider.ru

Шепот рыб диктант 6 класс

Шепот рыб диктант 6 класс

• Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др.;

• В. В. Бабайцевой и др.;

• М. М. Разумовской, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.

руководитель структурного подразделения предметов социально-гуманитарного цикла ОМЦ ЦОУО г. Москвы И. И. Карпова;

учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ № 310 г. Москвы Г. Н. Можейко.

Пособие «Контрольно-измерительные материалы по русскому языку для 6 класса» написано к учебникам Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др.; В. В. Бабайцевой и др.; М. М. Разумовской, С. И. Львова, В. И. Капинос и др. и к другим учебникам, соответствующим Программе общеобразовательных учреждений по русскому языку (М.: Просвещение).

Актуальность данного издания несомненна; учителям и ученикам неизбежно придется столкнуться с проблемой подготовки к Единому государственному экзамену, недавно ставшему обязательным в нашей стране.

Структура КИМов для 6 класса соответствует структуре аналогичных материалов ЕГЭ, что позволит начать подготовку к экзамену уже с 6 класса. В конце книги приведены ответы на все задания.

Содержание пособия опирается на государственные образовательные стандарты и нормативно-методические материалы, соблюдает принцип преемственности между начальным и средним звеном обучения и принцип перспективности. КИМы составлены с учетом возрастных особенностей учащихся, а также с учетом Программы общеобразовательных учреждений по литературе (для 6 класса) (М.: Просвещение).

Кроме того, материалы пособия помогут осуществить систематический индивидуальный и групповой контроль знаний при проверке домашних заданий и закреплении полученных знаний на уроках; пригодятся при составлении заданий для олимпиад и конкурсов по русскому языку, подготовке к ЕГЭ в 10–11 классах в качестве повторения пройденного материала.

Основные темы курса русского языка в 6 классе:

Русский язык — один из развитых языков мира.

Повторение изученного в 5 классе.

Лексика. Культура речи.

Фразеология. Культура речи.

Словообразование и орфография. Культура речи.

Морфология и орфография. Культура речи. (Имя существительное. Имя прилагательное. Имя числительное. Место-имение. Глагол.)

Повторение и систематизация изученного в 6 классе.

Примечание. В таблице не учитывались устные виды знаний и умений.

Тематические тесты содержат 6–7 вопросов и заданий. Все вопросы и задания разделены на три уровня сложности (А, В, С).

Уровень А — базовый (не менее 4 вопросов). К каждому заданию даются 4 варианта ответа, только один из которых верный.

Уровень В — более сложный (1–2 вопроса). Каждое задание требует краткого ответа (в виде одного-двух слов, сочетания букв или цифр).

Уровень С — повышенной сложности (1 вопрос). При выполнении этого задания требуется написать развернутый ответ.

Итоговые тесты (после изучения крупной темы, годовые) содержат 12–15 вопросов и заданий, также трех уровней сложности.

На выполнение тематических тестов отводится 7–15 минут. Эти тестовые задания учитель может использовать на каждом уроке, привлекая к проверке знаний отдельных учащихся или весь класс. Количество заданий обусловлено временем, выделяемым обычно на уроке на проверку домашнего задания.

На выполнение итоговых тестов отводится 40–45 минут, и хотя учителю бывает сложно выделить целый урок на проверку и закрепление полученных знаний, делать это целесообразно в связи с необходимостью подготовки учащихся к сдаче Единого государственного экзамена.

Пример задания из части А

А1. Какое из устаревших слов является историзмом? (Лексика.)

Пример задания из части В

В1. Из данного предложения выпишите слово (слова), образованное (образованные) сложением. (Словообразование.)

Своим названием рыба-зебра обязана многочисленным полоскам, украшающим её тело.

Ответ: рыба-зебра, многочисленным (от 1 до 2 баллов).

Пример задания из части С

С1. Напишите небольшое поздравительное письмо другу или кому-нибудь из взрослых (с Новым годом, с днём рождения и т. п.).

Критерии оценки ответов

В зависимости от формы задания используются различные формы оценивания.

За каждое правильно выполненное задание под литерой А начисляется 1 балл.

Дихотомическая система оценивания используется при проверке отдельных заданий открытой формы с кратким ответом из части В. За каждое правильно выполненное задание под литерой В начисляется от 1 до 4 баллов, в зависимости от типа задания.

Часть С состоит из одного задания и представляет собой небольшую письменную работу (связный ответ или сочинение), выполняемую на отдельном листе бумаги. Оценка выполнения таких заданий является политомической. За каждый критерий учащийся получает баллы, из которых складывается суммарный балл.

Ответы на задания части С в 6 классе предполагают небольшой объём. Учитель может ставить оценку за это задание, исходя из традиционной пятибалльной системы.

Система оценки тестов не является самоцелью. Она лишь ориентируется на систему оценок заданий ЕГЭ, с тем чтобы ученики постепенно привыкли к другой системе оценки знаний и умений и понимали соответствие этой оценки оценке по традиционной, пятибалльной системе.

80 % от максимальной суммы баллов — оценка «5»;

60–80 % — оценка «4»;

40–60 % — оценка «3»;

Автором пособия предлагается гибкая система подведения результатов тестирования, которая допускает за учеником право на ошибку.

Тест 1. Повторение изученного в 5 классе: фонетика, морфемика, орфография

А1. В каком слове букв больше, чем звуков?

А2. В каком ряду в обоих словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

□ 4) сл..варь, пом..ститься

А3. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

□ 1) ч..рный, крыж..вник

□ 2) про..ьба, ра..чертить

□ 3) об..езд, июл..ский

А4. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

В1. Из данного предложения выпишите слово (слова), в котором (в которых) все согласные звуки звонкие.

Мелка река, да круты берега.

С1. Напишите, как вы понимаете смысл пословицы, приведённой в задании В1. (Ответ должен быть полным.)

Тест 1. Повторение изученного в 5 классе: фонетика, морфемика, орфография

А1. В каком слове букв больше, чем звуков?

Шепот рыб диктант 6 класс

Третьи сутки мы шли по тайге. До станции было ещё далеко. Я выбирал место для ночлега. Вот нашёл сухое, высокое местечко. Но мой спутник, который всю жизнь прожил в лесной деревушке, отказался от удобной стоянки и увёл меня на болото.

Наступила полночь. Вдруг смерчем пронёсся тяжёлый ветер, начался бурелом. Вокруг раздавался грохот, вой, треск, но нас всё это обошло стороной.

К утру появилось солнце, и мы побрели кипятить чай туда, где я хотел расположиться. Это место было завалено грудой стволов. Как таёжник догадался об опасности?

За чаем старичок сознался, что с вечера заметил следы медведя, который ушёл из тайги на болото. Он доверился предчувствию животного. «Медведь всё знает, слушайся в тайге медведя», – закончил старик свой рассказ.

(По А. Иванову-Смоленскому.)

Напомнить о знаках препинания при прямой речи.

В качестве грамматического задания можно предложить следующее:

1. Выпишите по 2 слова с указанными орфограммами (или с некоторыми из них):

Читать еще:  Восстанавливаются ли плавники у аквариумных рыб

– безударные гласные в корне: проверяемые, непроверяемые, чередующиеся;

– непроизносимые согласные в корне, безударные гласные в окончании глаголов и существительных, о–ё после шипящих.

2. Определите часть речи у слов во 2-м или в последнем предложениях.

3. Разберите по составу: расположиться, выбирал, старичок, рассказ.

Вечерняя заря догорала. Начал расстилаться туман.

Я решил вернуться домой. Быстрыми шагами прошёл я заросли кустов. У моих ног тянется равнина, а дальше стеной возвышается мрачный лес. Я осмотрел окрестность и спустился с холма. Высокая трава на дне долины белела ровной скатертью. Летучие мыши носились над моей головой.

Куда я зашёл? Как найти дорогу?

Я вышел на опушку и пошёл полем. Трудно было пробираться по узкой тропинке. Кругом росла высокая рожь. Ночная птица низко промчалась и коснулась меня крылом. В тишине глухо раздаются мои шаги.

Но вот на вечернем небе стали зажигаться звёзды. Блестит серп молодого месяца. Теперь я узнал дорогу и предположил, что через час буду дома.

(По И. С. Тургеневу.)

Катя показала мне квартиру. В одной комнате жила она с мамой. В кабинете у Николая Антоновича на письменном столе стоит прибор. Чернильница представляла собой бородатую голову в шишаке, пепельница – древнерусскую рукавицу. Под шишаком находятся чернила, и Николаю Антоновичу приходится макать перо прямо в череп богатыря. Это показалось мне странным.

В гостиной между окнами помещается книжный шкаф. Я никогда ещё не видел столько книг сразу. Над шкафом висит поясной портрет широколобого моряка со сжатыми челюстями и светло-серыми живыми глазами.

Потом Катя показала мне морской компас – очень интересную штуку. Это был медный обруч на деревянной подставке, в котором качалась чашечка, а в чашечке под стеклянным колпачком – стрелка. Стрелка качается и одним концом с серебряным якорем показывает на север.

Примечание . Шишак (в старину): металлический шлем с остриём, заканчивающимся шишкой

Однажды я гулял по песчаному берегу моря. Был жаркий, но ветреный летний день. Припекало солнце, и поверхность моря сверкала серебряными искрами.

Неширокая дорожка пролегла среди кустов с неяркими жёлто-белыми цветами. Чуть дальше выстроились в ряд высокие вечнозелёные сосны. У меня под ногами причудливо скрипели песчинки. Иногда ветер приносил с моря мелкие водяные брызги. Тишину нарушало только прерывистое пение маленьких белогрудых птичек.

Вдруг раздался непродолжительный, но резкий шум. Он напоминал взрыв бумажной бомбочки. Я остановился, присмотрелся. Всё вокруг дышало тишиной и спокойствием.

Шум исходил из земли. Моё внимание привлекли мелкие тёмно-коричневые зёрнышки. Тогда я понял, что это цветок преспокойно разбрасывает свои семена.

Я долго рассматривал это преинтересное растение.

У прославленного певца Шаляпина был объёмистый кожаный портфель, оклеенный множеством ярлыков туристических фирм разных стран и городов, в которых гастролировал артист. Все годы, прожитые за границей, Шаляпин возил портфель с собой, никому не доверяя, почти не выпускал из рук.

В портфеле лежал небольшой ящичек. Не только люди, работавшие с Шаляпиным, но и родные не имели представления о его содержимом.

Приезжая в новый город и входя в приготовленный ему номер, Шаляпин вынимал из портфеля ящик, смотрел на него в раздумье и ставил под кровать.

Зная крутой нрав Шаляпина, его не расспрашивали о ящике. Это была таинственная загадка.

После смерти артиста его вдова вскрыла заколоченный ящик. В нём оказалась горсть земли, взятой Шаляпиным перед отъездом за границу. Горсть родной русской земли.

Его родина – далёкая Мексика. Ярко-жёлтые соцветия подсолнечника казались древним мексиканцам чудесными маленькими солнцами, спустившимися на землю. Таинственную связь растения с дневным светилом усматривали и в том, что соцветия целый день поворачиваются в сторону солнца, желая поймать его горячие лучи. Поэтому подсолнечник считали священным.

Испанские моряки, приплывшие вместе с Колумбом в Америку, завезли растение к себе на родину, и восторгам не было конца. Каждый, имевший хоть клочок земли, старался вырастить необычайный цветок. Другие разводили подсолнечник в горшках, как комнатное растение. В нём видели прелестное живое украшение, не подозревая, что от него может быть какая-то польза.

И только в России крепостной крестьянин Даниил Бокарёв смастерил небольшой пресс, выжимающий подсолнечное масло. Это было в 1829 году.

Шепот рыб диктант 6 класс

А7. В каком слове пишется одна буква Н?

А8. В каком прилагательном пишется суффикс -СК-?

А9. Какое слово пишется слитно?

А10. В каком ряду в обоих словах пропущена буква И?

□ 1) выправ..ли, зала..т

□ 2) торжеству..т, посматр..вать

□ 3) догон..м, выгораж..вать

□ 4) ноч..вать, выскак..вать

A11. Укажите пример с нарушением речевой нормы.

□ 1) скучаю по вас

□ 2) красная фасоль

□ 4) в обоих комнатах

Прочитайте текст и выполните задания В1—В6 и С1.

(1)Однажды Архимед сел в ванну и вдруг почувствовал, будто стал легче. (2)Он и до этого садился в ванну, и тысячи людей до него делали то же самое. (3)Но до того исторического случая никому и в голову не приходило, что тело, погружённое в жидкость, теряет в своём весе столько, сколько весит вытесненная телом жидкость. (4)А Архимед удивился. (5)Когда он удивился — он задумался. (6)А когда он задумался — он открыл великую тайну природы. (7)Наверное, открытия совершают даже не те, у кого ума палата, а прежде всего неравнодушные люди.

В1. Напишите форму, в которой употреблено прилагательное в предложении (1).

В2. Из предложения (2) выпишите количественное числительное.

В3. Из предложения (3) выпишите относительное местоимение.

В4. Из предложения (6) выпишите возвратный глагол.

В5. Из предложения (7) выпишите слово (слова), образованное (образованные) сложением.

В6. Напишите (цифрой) номер предложения, в котором использован фразеологизм.

С1. Напишите, что вы знаете о великих открытиях. Ответьте на вопрос: «Почему важно уметь удивляться?»

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1
Повторение изученного в 5 классе

Словарные диктанты

Диктант 1. Тема «Фонетика. Орфография»

Подъёмный кран, смастерил скворечник, отправить по почте, сделать изо льда, низкий барьер, разъярённый зверь, восьмой этаж, забьёт гвоздик, лёгкая лодочка, январский мороз, возьмём в дорогу, польёт цветы, влезть на мачту, вьюжный февраль, компьютерная мышь, нянчить сестричку, поздний час, объявление на вокзале, тоньше бумажного листочка.

Диктант 2. Тема «Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов»

Колечко с бирюзой, беззвёздная ночь, свежие огурцы, шёлковая шёрстка, взбежать по лестнице, безграмотная работа, имя прилагательное, посвятить стихотворение, здание театра, собирает крыжовник, цитрусовые растения, бесполезная работа, футбольная программа, загородное шоссе, сбить с ног, растительное масло, развивать усидчивость, робкий шёпот, чёткая дикция, выложить из рюкзака.

Диктант 3. Тема «Орфограммы в окончаниях слов»

В синем море, калачом не заманишь, поётся в песне, играем в баскетбол, располагаться на трибуне, зимним вечером, точно рассчитаешь, пролетает над полем, встречаем на станции, вкусным борщом, в мягкой постели, играешь на пианино, гроздья сирени, с лёгким сердцем, замирает от радости, прибирает кабинет, могучего урагана, зависит от спряжения.

Читать еще:  Запечь рыбу в мультиварке с сыром

Диктант 4. Тема «Употребление Ь в разных частях речи»

Ёж колюч, съешь пончик, очки в нашу пользу, роскошь обстановки, уберечь от аварии, возле круч, умываться у речки, крутишься волчком, больно кусается, чёрная тушь, вьётся плющ, опасаться инфекции, хороший товарищ, фальшь в речи, нет радиопередач, забьёшь гол, до новых встреч.

Диктант 5. Тема «НЕ с глаголами»

Не прийти на встречу, не знаешь печали, ненавидеть ложь, не буду слушаться, не гляди в сторону, негодовать против рабства, не двигаться в автомобильной пробке, не стал обижаться, никто не неволит, не могу понять, не стоит сердиться.

Диктант 6. Контрольный словарный диктант

Флаг России, пейзажная зарисовка, багряные листья, расположиться в кабинете, праздничный салют, обратиться с просьбой, выросли на грядке, тяжёлый рюкзак, устная речь, варенье из крыжовника, раскрытый парашют, объезжает окрестности, забирается на дерево, положиться наудачу, не качаться на стуле, шоколадный батончик, подняться на цыпочки, чудесный аромат, мягкий диванчик, жить в роскоши, жёлтый цыплёнок, пальцы пианиста, письмо из редакции, подрастает с каждым часом, сдать рапорт, тренировка памяти, серьёзного жюри, цикл телепередач, футбольный тренер, лёгкое пальтецо, панцирь черепахи, ударил бичом, объявление на подъезде, стелется по аллее, испечь пирог, решение задач.

Контрольный диктант

Я принял людей, которые сидели вокруг огня, за гуртовщиков, но ошибся. Это просто были крестьянские ребятишки из соседней деревни, которые стерегли табун. В жаркую летнюю пору лошадей выгоняют на ночь кормиться в поле. Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун — большой праздник для крестьянских мальчиков.

Я сказал мальчикам, что заблудился, и подсел к ним. Они спросили, откуда я, помолчали, посторонились. Мы немного поговорили. Я прилёг под обглоданный кустик и стал глядеть кругом. Мальчики сидели вокруг огня; тут же сидели и собаки, которым так было захотелось меня съесть. Они ещё долго не могли примириться с моим присутствием, изредка рычали, а потом слегка визжали, как бы сожалея о невозможности исполнить своё желание.

1. Сделать фонетический разбор слова «ошибся» (1-й абзац).

2. Сделать морфемный разбор слова «стерегли» (1-й абзац).

1. Сделать фонетический разбор слова «летнюю» (1-й абзац).

2. Сделать морфемный разбор слова «спросили» (2-й абзац).

Приложение 2
Систематический курс русского языка

Словарные диктанты

Диктант 1. Тема «Лексика и фразеология»

Поражать воображение, исчезает вдали, неизвестный солдат, изобретение книгопечатания, палитра и мольберт художника, поласкать ребёнка, работать спустя рукава, антонимы и синонимы, медвежья услуга, экономить средства, бордовая свёкла, обедаем на террасе, диалектные слова, жаргонное выражение, бить баклуши, особенности профессии, архаизмы и историзмы, ракетная техника, атмосфера Венеры, тришкин кафтан, реформа календаря.

Диктант 2. Тема «Словообразование»

Натирает паркет, легкоатлетические состязания, растительный мир, просьба о помощи, командир корабля, роскошь интерьера, богатырская мощь, шедевр архитектуры, бесцельное существование, подражать чужим голосам, сгореть от стыда, номер квартиры, ошеломить противника, растереть краски, это тебя касается, утренняя заря, генерал-лейтенант, искусство живописи, аккуратно разложить салфетки, вежливое обхождение, ракета-носитель, резчик по кости, великолепное зрелище.

Диктант 3. Тема «Гласные в приставках»

Преподаватель математики, сверхинтересный фильм, непреодолимая преграда, приоткрыть дверь, примерять пальто, телефон приятеля, приклеить почтовую марку, пренеприятное известие, не прикоснуться к пище, прекрати притворяться, обыграть в шахматы, притормози у будки, собака сыщика, презирать негодяя, предыдущая глава, принять к сведению, изыскивать средства, пристанционный буфет, примирять спорщиков.

Диктант 4. Тема «Имя существительное»

Троллейбусное депо, в пламени свечи, спросил об имени и фамилии, вождь племени, маляр-штукатур, злостный курильщик, нога в стремени, обходчик путей, страховой агент, заявление Анастасии Никитичны, зачинщики беспорядков, факты истории, с полным выменем, договорённость о продолжении, очки миссис Хадсон, лихой извозчик, писатель-деревенщик.

Диктант 5. Тема «Правописание гласных в суффиксах существительных»

Кусочек, зайчонок, кирпичик, горошек, мешочек, девчонка, пальчик, ларёчек, носочек, сачок, галчонок, ларчик, дурачок, ноченька, каблучок, ежонок, кружочек, мышонок, овражек, корешок, сухарик, лодчонка, родничок, личико, песочек, бочонок, творожок, порожек, старичок, фонарик.

Диктант 6. Тема «Имя прилагательное»

Счастливого пути, о раннем взрослении, нисколько не нужный, гигантский скачок, серо-зелёный оттенок, свежего воздуха, искусный мастер; не далёк, а близок; заячья избушка, зловещим предзнаменованием, неряшливая одежда, похож на отца, дальневосточное направление, юго-западный ветер, нездоровый румянец, садово-огородные культуры, легче лёгкого, громадный айсберг, талантливый пианист; не горький, а сладкий; далеко не глупый.

Диктант 7. Тема «Правописание суффиксов прилагательных»

Ветреный вечер, костяная нога, ключевой водицей, клюквенный морс, кольцевая автодорога, истинная дружба, французские фильмы, кухонная утварь, ослиное упрямство, в ежовых рукавицах, орлиный взгляд, парчовое одеяние, иссиня-чёрные волосы, стеклянная посуда, отечественная продукция, январские концерты, юная девушка, ткацкий станок, безветренный день, современное оборудование, кожаная курточка, свиное сало, чугунная сковорода, индусские обычаи.

Контрольный диктант по итогам 2 четверти

ХАМЕЛЕОН

Речь пойдёт об интересном животном. Одним глазом хамелеон смотрит вперёд, а другим назад. И всё видит, что делается вокруг.

Вот удобно расположилась на ветке и замерла красивая бабочка. 4 Он повернул голову и равнодушно посмотрел на неё. 4 Кажется, хамелеон и не собирается её трогать. Но вдруг мелькнул язык, и бабочки уже нет. Хамелеон не промахивается. Он несёт гибель и быстрой мухе, и тысячеглазой стрекозе, и маленькому комарику.

На конце длинного липкого языка хамелеона есть тоненькая трубочка. Когда он касается кончиком языка насекомого, то втягивает воздух через трубочку и крепко держит свою добычу.

Грамматическое задание

1. Синтаксический разбор простого предложения:

Он повернул голову и равнодушно посмотрел на неё. (1 вариант); Вот удобно расположилась на ветке и замерла красивая бабочка. (2 вариант)

2. Морфемный разбор слов: длинного, трубочка, посмотрел (1 вариант); тоненькая, комарику, собирается (2 вариант).

3. Фонетический разбор: речь (1 вариант); языка (2 вариант).

Контрольный диктант по итогам 2 четверти

5 класс

ПЁС И ВОРОНЫ

Всюду лежит снег: на земле, на крышах, на кустах и деревьях. 4 Во дворе деловито разгуливают вороны. Выбежал во двор пёс с кусочком хлеба и лёг на снегу. 4 А вороны уже тут как тут. Окружили его со всех сторон, к самой морде подскакивают.

Пёс рычит, скалит зубы, будто хочет сказать: «Убирайтесь, разбойницы! А то хвосты повыдёргиваю!» Но вороны — птицы дерзкие, ничего не боятся.

Пёс терпел, да как вскочит, как погонится за нахальными птицами. Но разве ворону поймаешь? Ни одной вороны дуралей не поймал. А в это время другие давно уже его хлеб утащили.

(По Г. Скребицкому.)

Грамматическое задание

1. Синтаксический разбор простого предложения:
Всюду лежит снег: на земле, на крышах, на кустах и деревьях. (1 вариант); Выбежал во двор пёс с кусочком хлеба и лёг на снегу. (2 вариант)

Читать еще:  Форель карельская паразиты

2. Морфемный разбор слов: выбежал, кусочком, дерзкие (1 вариант); погонится, разбойницы, нахальными (2 вариант).

3. Фонетический разбор: всюду (1 вариант); хлеб (2 вариант).

Контрольный диктант по итогам 2 четверти

5 класс

ДЕКАБРЬ

Суровый декабрь намёл в лесу огромные сугробы, повесил на елях и берёзах снеговые шапки. 4 Ударил ночью мороз. И долго стоит вокруг жалобный скрипучий треск. Это плачут деревья от страшного холода.

Трудная пора наступила для лесных жителей. Не сладко приходится тем, кто коротает длинные зимние ночи на лесных просёлках и в глухих далёких чащобах.

Мороз морозом, но корм добывать нужно. Нет ничего слаще ягод боярышника. И колючие ветки не пугают свиристель. Вот это обед!

Свиристель — птица зимняя, уже привыкла к стуже. Круглый год живёт она в наших северных лесах, кочует в поисках корма. 4

Грамматическое задание

1. Синтаксический разбор простого предложения:

Суровый декабрь намёл в лесу огромные сугробы, повесил на елях и берёзах снеговые шапки. (1 вариант);
Круглый год живёт она в наших северных лесах, кочует в поисках корма. (2 вариант)

2. Морфемный разбор слов: снеговые, приходится, просёлках (1 вариант); зимняя, повесил, шапки (2 вариант).

3. Фонетический разбор: елях (1 вариант); ягод (2 вариант).

Контрольный диктант по итогам 2 четверти

5 класс

Сильный голод заставил великана лося пройти по глубокому снегу. Огромные сугробы надёжно спрятали прошлогоднюю, пахнущую летом и жарким солнцем траву.

Лоси обходятся корой елей и берёз. И всё чаще они наведываются к лесным кормушкам. Их поставили на больших полянах заботливые лесничие.

А обычным собакам в деревне горевать нечего. Если станет холодно под пушистой шубкой, можно уйти в тёплую избу к людям. А пока они терпеливо сидят и ждут вкусного обеда. 4

Каждому принесла зима свои радости и печали. 4 И надо пережить эту трудную пору и снова встретить быстрые ручьи и яркое весеннее солнце.

Грамматическое задание

1. Синтаксический разбор простого предложения:

А пока они терпеливо сидят и ждут вкусного обеда. (1 вариант); Каждому принесла зима свои радости и печали. (2 вариант)

2. Морфемный разбор слов: кормушкам, вкусного, принесла (1 вариант); шубкой, весеннее, горевать (2 вариант).

3. Фонетический разбор: солнце (1 вариант); ручьи (2 вариант).

Контрольный диктант по итогам 2 четверти

5 класс

КРУЖЕВА МОРОЗА

Нынче осенью снег лёг внезапно и обильно. 4 В одночасье нахлобучил он гигантские белые папахи на здания города и забил сугробами улицы, сады и парки. 4

Деревья стоят словно вынутые из густой сметаны. Кроны их сверкают под ослепительным солнцем всеми красками радуги. Это «цветёт» на ветвях иней.

Кустарники на газонах напоминают сейчас пышные вологодские кружева. Может быть, знаменитые местные кружевницы в своей работе как раз и оттолкнулись от художества этого самого удивительного на Земле «кружеплёта» — Деда Мороза. Ведь в подлинном творчестве человек всегда учится у природы, перенимает от неё всё наилучшее, интересное и прекрасное.

Грамматическое задание

1. Синтаксический разбор простого предложения:

Нынче осенью снег лёг внезапно и обильно. (1 вариант);
В одночасье нахлобучил он гигантские белые папахи на здания города и забил сугробами улицы, сады и парки. (2 вариант)

2. Морфемный разбор слов: гигантские, кружевницы, учится (1 вариант); местные, кружеплёта, сверкают (2 вариант).

3. Фонетический разбор: осенью (1 вариант); ветвях (2 вариант).

Контрольный диктант по итогам 2 четверти

6 класс

КРОХА

Мы прислушались к шороху и разыскали его источник. 4 Маленький шмелик сидел на цветке розового клевера, который вырастал на нашем лугу. Шмелик ещё не приобрёл свою изысканную золотистую окраску. Солнечный цвет только начал проявляться, а пока насекомое было сероватым, как дымка.

Крошка-шмель весь блестел. Казалось, от солнышка отделился кусочек, летел и опустился на цветок. 4 Шмелик, величиной с ноготок мизинца, уже трудился! Он терпеливо обследовал цветок клевера в поисках сладкого нектара.

Я подумала: «Вот бы родители так прививали любовь к посильному труду у наших детей». И потом будет меньше неумех, которые не приспособились к взрослой жизни. (94 слова.)

Грамматическое задание

1. Синтаксический разбор простого предложения:

Мы прислушались к шороху и разыскали его источник. (1 вариант); Казалось, от солнышка отделился кусочек, летел и опустился на цветок. (2 вариант)

2. Морфемный и словообразовательный разбор слов: разыскали, золотистую, шмелик (1 вариант); подумала, маленький, ноготок (2 вариант).

3. Выписать по 2 примера именных и глагольных словосочетаний: из 1 абзаца (1 вариант); из 3 абзаца (2 вариант).

Контрольный диктант по итогам 2 четверти

6 класс

СТОЙКИЙ СОЛДАТИК

Это растение я знаю с детства. Попробуй его сорвать! Крепко стоит он на ногах, цепко держится за землю.

Цветы у него встречаются разные: и белые, и розовые. Листья 3 особенные, узкие, как ресницы. Листьев-ресничек много на стебле. И своё название цветок получил из-за них. Это — тысячелистник!

На крепком стебельке держит он целую охапку мелких белых или розовых цветочков с жёлтой серединкой. 4 Уходит лето, травы никнут. А тысячелистник стоит! Промчится осень, а там зима подступает, снежком 3 заметает. А стойкий луговой солдатик продолжает нести свою вахту. Его не пугает непогода: проливные дожди, снежные бураны да метели. 4

Грамматическое задание

1. Синтаксический разбор простого предложения:

На крепком стебельке держит он целую охапку мелких белых или розовых цветочков с жёлтой серединкой. (1 вариант);
Его не пугает непогода: проливные дожди, снежные бураны да метели. (2 вариант)

2. Морфемный и словообразовательный разбор слов: растение, промчится, луговой (1 вариант); непогода, подступает, снежные (2 вариант).

3. Морфологический разбор имени существительного: листья (1 вариант); снежком (2 вариант).

Контрольный диктант по итогам 2 четверти

6 класс

Совы не боятся морозов и носят первосортные пушистые шубки. 4 На лапках у многих из них надеты пуховые бурочки. Но приходит осень, и многие совы 3 вместе с другими птицами улетают в тёплые края. Мало иметь тёплую шубку, надо, чтобы была пища 3 .

После дождливого ноября пришёл суровый декабрь. Температура понизилась до тридцати градусов мороза. Выпал обильный снег. В лесу полёвок было мало, а на лугах добычи больше.

В начале января потеплело, снег подтаял, а через неделю снова ударили морозы и посыпался снег. Полёвки большую часть времени проводили под надёжным настом и редко появлялись на поверхности. 4 Совы голодали.

Грамматическое задание

1. Синтаксический разбор простого предложения:

Совы не боятся морозов и носят первосортные пушистые шубки. (1 вариант);
Полёвки большую часть времени проводили под надёжным настом и редко появлялись на поверхности. (2 вариант)

2. Морфемный разбор слов:
пушистые, приходит, времени (1 вариант); пуховые, проводили, поверхности (2 вариант).

3. Морфологический разбор имени существительного: совы (1 вариант); пища (2 вариант).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]